Главная  /  Статьи  /  Гостиная Литера: Бизнес будет честным, если этого захотят потребители

Гостиная Литера: Бизнес будет честным, если этого захотят потребители

Новости
390
Гостиная Литера: Бизнес будет честным, если этого захотят потребители скачать фото
Очень интересное интервью о правах потребителей.

Полезно ли детям молоко из магазина? Сделает ли вас моложе крем в красивой баночке? И помогаете ли вы бабушке, покупая домашнюю сметану и творог? Большинство из нас уверены, что знают ответы на все эти вопросы. К сожалению, мы часто ошибаемся. Потребляя некачественную продукцию, покупатели тем самым поддерживают недобросовестного производителя. Многие вещи, о которых рассказал гость редакции, стали для нас откровением...

 

Итак, добро пожаловать в гостиную с Миргуль Джилкишиновой! 

 

Тема: Права потребителей

 

Наш гость: МАТИШЕВ Алиакпар Болатович, председатель общественного объединения «Национальное общество защиты прав потребителей «Сапа».

 

ОБЖЕГШИСЬ НА МОЛОКЕ, ДУЮТ НА ВОДУ

 

Пожалуй, никогда еще эта пословица так четко не отражала свой смысл, как в нашем случае. Из разговора с гостем редакции выяснилось, что и молоко и вода часто бывают некачественными, неполезными и невкусными. И поэтому к обоим продуктам следует относиться с особой осторожностью. Угрозы, конечно, нет. Но и пользы тоже мало…

 

Чаще всего к нам обращаются с претензиями на пищевые продукты. Очень много нареканий по молочным продуктам, мясным, по воде, детским игрушкам. Проблемы также могут носить сезонный характер – сейчас, например, с осторожностью следует относиться к фруктам и овощам – зимой они вместо витаминов напичканы нитратами. В холодное время года впросак попадают автолюбители – покупая так называемую «незамерзайку» для своих железных коней, они сталкиваются с тем, что она все-таки замерзает.

 

Еще один бич зимнего периода – это молоко и его производные. Потому что в это время года, в связи с дефицитом натурального сырья, чаще всего изготавливаются фальсификаты. Производители должны в течение года делать заготовки сухого молока к зиме по той простой причине, что зимой коровы не доятся. Но нерадивые бизнесмены об этом забывают или не рассчитывают необходимое количество. И вот когда сырья нет, они используют пальмовое масло.

 

Разницы во вкусе молока потребитель не почувствует, наличие растительных масел на вкус не определишь. Но те люди или еще страшней – дети, которые пьют одну и ту же марку молока каждый день, рискуют приобрести вместе с пакетом молока сердечно-сосудистые заболевания. Потому что пальмовое масло имеет обыкновение накапливаться в сосудах и застывать там наподобие парафина. Ну и, соответственно, если молоко производится ненатуральное, то и вся производная продукция, такая как творог, сметана, сыр тоже не могут считаться полезными. Внимание потребителей я бы хотел обратить и на многими любимый продукт – колбасу. В последние годы являвшийся гарантией соблюдения мусульманских канонов знак «халал» перестал отвечать своему назначению.

 

Наши неоднократные проверки показывают, что название колбасы – «Конская» или «Мусульманская», да еще и с штампом «Халал» не означают, что туда не попадет ДНК свинины. Причем этим злоупотребляют известные в стране и популярные среди покупателей торговые марки. Скорее всего, проблема кроется в том, что право размещения этого знака… продается. Какую продукцию на самом деле производят обладатели знака никто не контролирует. Наверно, если скажу, что есть уже несколько организаций, которые могут ставить знак «халал», это многое объяснит. Бизнес проник и в святая святых…

 

БАЗАР-ВОКЗАЛ И ДРУГИЕ МЕСТА СТИХИЙНОЙ ТОРГОВЛИ, КОТОРЫХ ЛУЧШЕ ИЗБЕГАТЬ

 

Время от времени в соцсетях инициируется акция: купи у бабушки весь товар! Поддержать бабушкин бизнес желающих находится немало. Только статистики о количестве покупателей нет, как нет данных и о том, сколько энтузиастов после употребления домашнего молочка или сметанки хватались за животики. Потому что стихийный рынок – это всегда риск. Впрочем, об этом лучше расскажет специалист…

 

– Был период, когда я покупал продукцию из рук, считая, что она натуральная, значит полезная. Но с тех пор, как моя деятельность связана с рисками потребителей и возможностью их предупредить, я четко усвоил: стихийная торговля опасна для здоровья! Главная причина – там наверняка не соблюдались условия хранения продукта. А это и есть прямой путь к отравлению. Если продавец весь день стоял на базаре, под солнцем и не успел продать куриные яйца, сметану, молоко, то на другой день он опять понесет эту «свежую» продукцию на реализацию. Это риск большой для покупателя.

 

Поэтому я бы не рекомендовал приобретать на улице продукты питания. Базары – та же проблема. Если в магазине еще можно наладить какой-никакой контроль, то на базар зайти с проверкой очень трудно. Чеков здесь не дают, доказать, что продукция приобреталась именно в этой точке, сложно. Поэтому бывают случаи, когда магазины «сбрасывают» сомнительную продукцию на рынки и там реализуют ее через свои точки. Часто это игрушки, одежда, в составе которой могут быть вредные вещества, и соответственно никаких документов на них нет.

 

ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ НА ПРИЛАВКЕ В СУПЕРМАРКЕТЕ УКАЗАНА ОДНА ЦЕНА, А НА КАССЕ ТОВАР СТОИТ УЖЕ ДОРОЖЕ?

 

К сожалению, возможность столкнуться с такой неприятной ситуацией довольно высока. И потребители часто не знают что делать и как отстоять свои права. Если говорить о правах и обязанностях, то вопросы прекрасно раскрывает Закон РК о защите прав потребителей в статьях 10 и 25, согласно которым у потребителей есть право получать полную и достоверную информацию о товаре, в том числе и о цене, а продавец обязан предоставлять это информацию и нести ответственность за ее достоверность.

 

А что касается непосредственных действий в конкретной ситуации, то есть несколько вариантов развития: 1. Вы можете не покупать этот товар. 2. Если вы решили купить этот товар, то в первую очередь, вам нужно обратиться к администрации и потребовать продать вам товар по цене, которая указана на прилавке, ссылаясь на Закон. И вам его продадут по этой цене. 3. Если вам отказывают продать товар по цен­нику на прилавке, объясняя это своей халатностью, недосмотром или случайностью, в этом случае вам необходимо сфотографировать цену на прилавке (желательно с датой фотографии), цену на чеке и потребовать Книгу жалоб, чтобы написать обращение к администрации и сфотографировать свою запись. Далее необходимо обратиться в органы и передать все зафиксированные сведения. На основании этого вам должны вернуть разницу или полную стоимость товара. Одна важная деталь – вам нельзя забирать ценник с собой, т.к. он является собственностью магазина и это будет поводом для жалобы на вас со стороны продавца. Но скорее всего супермаркеты не будут доводить до варианта № 3, т.к. убытки по потери репутации намного выше, чем разница в цене за один товар, который вы купите. Поэтому отстаивайте свои права, когда цена на прилавке и кассе отличается.

 

ЧТО БИЗНЕСУ ХОРОШО, ТО ПОТРЕБИТЕЛЮ ПЛОХО

 

Журналисты редакции высказали мысль, что нужен омбудсмен по защите прав потребителей. Потому что предприниматели, пользуясь огромной поддержкой со стороны государства, не перестают обманывать население. А иные госструктуры, призванные защищать потребителя, часто оказываются беззубыми…

 

– У нас для развития бизнеса создаются все условия. Но бизнес в таких тепличных условиях забыл о том, благодаря кому растут его доходы. Потребитель должен стоять на первом месте, его интересы и безопасность. У нас же наблюдается перекос интересов в пользу предпринимателей. Поэтому некоторые нечестные бизнесмены позволяют себе производить некачественную продукцию, а потребитель вынужден ее использовать ввиду незнания. В результате страдают все, потому что в таких условиях честному предпринимателю ничего не остается, как тоже нарушать правила игры – иначе он разорится. Ведь выгодней производить дешевый, пусть и некачественный продукт, чем использовать натуральные ингредиенты, которые повлияют на конечную цену. Нашим предприятиям во многих вопросах еще следует подтянуться.

 

Например, вопрос логистики не отработан у многих производителей. Это особенно чревато последствиями, когда речь идет о продуктах питания. Вспомните плесень в йогуртах, жучки в крупах – все результаты нерадивого отношения. Предприниматель изготовил продукт, отдал его на реализацию и дальше у него голова не болит. Когда находим в этом продукте проблему, он демонстрирует четко выстроенный производственный процесс. Тут, как правило, выясняется, что дистрибьютор при перевозке не соблюдал условия хранения. На складе тоже неправильно хранили. И в конечном итоге продукт портится. Поэтому производитель должен отслеживать, чтобы до потребителя дошел качественный товар, сопроводи его в надлежащем виде. Мы в свое время кинули клич – пригласили к сотрудничеству производителей, которые выпускают хорошую качественную продукцию. Условие было таково: они дают согласие поставить их товар на контроль и периодически его проверять, чтобы потребитель знал, что это хорошая продукция. До сегодняшнего дня никто не откликнулся…

 

Да что тут говорить, если компании, которые из года в год признаются национальными чемпионами, на самом деле выпускают некачественную продукцию. Многие из таких попадали в наш «черный список» и тому есть документальные подтверждения проведенных экспертиз. Во всем мире существует Кодекс деловой этики бизнеса. Бизнес обязуется вести себя порядочно в отношении потребителя, а в случае нарушения кодекса – страдает его репутация, как среди коллег, так и потребителей. Пора бы и у нас в стране последовать опыту ведущих стран.

 

КТО ЗАЩИЩАЕТ ПОТРЕБИТЕЛЯ?

 

Выходит, что потребитель у нас абсолютно беззащитен перед зубастым бизнесом? Молоко «на зуб» не распробуешь, базару ничего не предъявишь, даже бабуля-божий одуванчик не так безопасна, как кажется… – В стране порядка 100 организаций по защите прав потребителей. Другой вопрос, что многие общественные объединения себя дискредитировали – они идут в магазин, начинают угрожать, то не так, это не так. Другими словами, ведут себя как рэкетиры-вымогатели.

 

К сожалению, правил игры здесь нет, да и законодательно прописать, как себя вести обществу по защите прав потребителей, тоже невозможно. Но я бы в таких случаях предложил бизнесу, который столкнулся с такими горе-защитниками, информировать общественность и потребителей о методах их работы. По законодательству мы вправе защищать интересы потребителя. Но у нас практически во всех госорганах прописана функция защиты прав потребителей. Министерство здравоохранения должно заниматься качеством медпомощи, министерство транспорта и коммуникаций – защищать потребителей от бесправия на авиа и железнодорожных маршрутах. Но потребители не знают об этом.

 

К примеру, произошла задержка рейса, значит можно пожаловаться в минтранском, а те, в свою очередь, должны предъявить претензию авиакомпании. У нас нет прецедентов, когда пассажир задумался бы о стоимости авиабилетов и обратился с запросом в авиакомпанию. В 2016 году был принят закон о защите потребителя. Я еще не встречал человека, который бы его прочитал от начала до конца и знал свои права. К сожалению, это так. Мы не знаем свои права и поэтому позволяем их попирать. Но если потребитель будет сильным, будет знать свои права, то и бизнес будет сильным. Он будет всегда начеку, станет стремиться к лучшему.

 

ТОВАР ВОЗВРАТУ И ОБМЕНУ НЕ ПОДЛЕЖИТ

 

По Закону «О защите прав потребителей» покупатель вправе обменять приобретенный товар, не удовлетворяющий его потребностям или не обладающий необходимыми свойствами. Обязательное условие обмена – сохранение товарного вида, потребительских свойств, пломб или ярлыков, товарного или кассового чека или других документов, выданных потребителю продавцом вместе с проданным товаром. В случае если аналогичный товар отсутствует в продаже на момент обмена, потребитель вправе приобрести другие товары из имеющегося ассортимента с соответствующим перерасчетом стоимости товара, либо получить обратно деньги в размере стоимости товара, или обменять его на аналогичный при первом поступлении соответствующего товара в продажу. По законодательству, потребитель может вернуть товар в течение 14-ти дней с момента покупки. Но нужно знать, что не каждый товар можно вернуть обратно.

 

Существует специальный перечень непродовольственных товаров, не подлежащих обмену: изделия из золота, платины и серебра, чулочно-носочные изделия, белье постельное, белье нательное, парфюмернокосметические товары. Есть в законодательстве также норма, которая предполагает, что не имеет права покупатель возвращать лекарственные препараты. Естественно, возврату не подлежат продукты питания. Ну а, если окажется, что продукт некачественный, необходимо сделать экспертизу, которая докажет это. Не бойтесь доказывать свою правоту. Далеко не всегда обмен или возврат товара происходит с боем и скандалами. Нередко достаточно позвонить в магазин, объяснить ситуацию, и на следующий день к вам приедет курьер, который заберет товар и вернет вам деньги. Но если это не ваш случай, то действуйте по следующей схеме: Первое: Составляете претензию в двух экземплярах. Претензия должна быть в письменном виде, в ней обязательно указываются данные директора магазина и ваши. Далее, вы излагаете суть претензии, то есть что, где и когда вы приобрели, и по каким критериям позже покупка вас не удовлетворила. Ставите свою подпись и указываете дату подачи претензии.

 

Самое главное, не надо тянуть с возвратом некачественного товара. Придите в магазин и напишите заявление на имя директора этой торговой точки. Если у вас нет чека, можете найти свидетеля или точно назвать день и час вашей покупки. Тогда продавцы обязаны принять товар и вернуть деньги. Не забывайте – 90% успеха – в грамотном письменном обращении. И даже если вам дадут отрицательный ответ, это тоже ответ. С ним вы можете пойти в любой суд и заявить, что вам отказали. При этом у вас будет документальное подтверждение. Удачных Вам покупок!

 

Фото Айтжана МУРЗАНОВА, Астана

 

Запись прямого эфира на официальной странице Литер в Facebook

 

 

Читайте также: Реформирование казахстанского здравоохранения

 

 

Смотрите также: