Главная  /  Статьи  /  Гостиная Литера: Омбудсмен – надёжная «крыша»

Гостиная Литера: Омбудсмен – надёжная «крыша»

Миргуль Джилкишинова
560
Гостиная Литера: Омбудсмен – надёжная «крыша» скачать фото
Наш гость: Болат Палымбетов, уполномоченный по защите прав предпринимателей Казахстана.

От кого надо защищать казахстанских предпринимателей?

 

Образ бизнесмена в сознании большинства людей ассоциируется с дорогим автомобилем, смартфоном последней модели, пухлым бумажником. Он завтракает в Лондоне, обедает в Париже и ужинает в Милане. При этом демонстрирует на каждом шагу вседозволенность, безнаказанность… Уверена, сейчас каждый вспомнил картинку из кино, но не из жизни. Потому что, как оказалось, в реальности казахстанские предприниматели другие. И у них даже есть слабые стороны. И они уязвимы так же, как и простые смертные. Впрочем, подробней об этом расскажет гость редакции.

 

Наш гость: Болат Палымбетов, уполномоченный по защите прав предпринимателей Казахстана.

 

НЕЗАВИСИМЫЙ, ДОСТУПНЫЙ, БЕСПАРТИЙНЫЙ

 

Институт бизнес-омбудсмена в Казахстане начал свою работу в 2016 году. Уполномоченный по защите прав предпринимателей назначается Главой государства и подотчетен исключительно Президенту страны. Бизнес-омбудсмен должен быть беспартийным, независимым. При этом четко отстаивать интересы предпринимателей и быть доступным для них же. Все эти качества воплощены в Болате Палымбетове, первом в истории независимого Казахстана бизнес-омбудсмене. Как известно, пионерам всегда нелегко. Но два года работы показали, что работа ведется в правильном направлении.

 

Болат Палымбетов:

– Моя задача заключается в том, чтобы вмешаться, когда есть сигнал о незаконном влиянии госструктур на бизнес. В функциональных обязанностях бизнес-омбудсмена четко прописано – в спор между предпринимателями омбудсмен не имеет права вмешиваться. Главное – защита прав.

 

Как известно, Глава государства поставил задачу гуманизации уголовного законодательства. В результате многие финансовые и экономические преступления, за которые раньше полагалось уголовное наказание, переведены в разряд административных с выплатой штрафов. Казахстанский путь гуманизации системы права существенно повлиял на снижение уровня карательной практики.

 

Я всегда говорю: страшно потерять бизнес, но еще страшней потерять свободу.

 

Наш уголовный кодекс в отношении предпринимателей был практически репрессивным: заплати штраф, потеряй бизнес, еще и в тюрьму сядь. Но ведь предприниматель не убийца, он не представляет общественную опасность. Да, накажите его штрафом, заставьте возместить ущерб. Но если он теряет бизнес, то закрываются рабочие места, бюджет не получает налоги. Выходит, ущерб государству.

 

Еще одна статья, на которую хотелось бы обратить внимание – о лжепредпринимательстве. Эта статья имела несколько разночтений, каждый поворачивал ее, как ему удобно. И теперь она тоже претерпела изменения.

 

Однако задачи омбудсмена не ограничиваются исключительно правовыми вопросами. Когда мы начали работать в 2016 году, первым делом я проехал по Казахстану, побывал во всех 16 областях, встречался с предпринимателями. Все желающие могли высказать свои проблемы, и не только в общем зале, но и тет-а-тет. Много вопросов, предложений прозвучало. Даже по государственным программам. Ведь из всех существующих госпрограмм 70-80 % реализуют сами предприниматели. Это уже не говоря о Дорожной карте бизнеса. Отмечу, сегодня предприниматель совершенно другой. Они говорят не только о проблеме, но и том, как ее решить. Это грамотный, юридически подкованный человек, который сразу предлагает решение проблемы.

 

Приведу пример.

 

В одном из районных центров ко мне обратился предприниматель. По программе государственно-частного партнерства он хотел открыть детский сад, и задался вопросом: почему в комиссии по выдаче разрешения сидят сплошь представители госструктур? Получается, что члены комиссии – это все подчиненные одного руководителя. Я переговорил с министром образования, и теперь в комиссии 50 на 50 сидят депутаты маслихата, предприниматели, общественники. То есть, справедливость восторжествовала. У крупных компаний, как правило, есть свои юридические службы. А у среднего и малого бизнеса много вопросов. Очень много проблем возникает по предоставлению государством земельных участков, разрешительным процедурам. Но и здесь нам удалось добиться положительных изменений. Земельные участки теперь выдают через аукцион.

 

А на сайте в открытом доступе публикуют списки тех, кто получил землю. Это уже закон, с июля прошлого года он начал работать. Результат не заставил себя долго ждать. Количество жалоб именно по этому вопросу за два года сократилось на 40 процентов. Чаще всего проблемы возникают там, где идет контакт чиновника с бизнесом. Обеспечить его защиту в рамках закона и является моей задачей.

 

ДЕНЕГ И ЗНАНИЙ МНОГО НЕ БЫВАЕТ

 

Ключевые проблемы малого бизнеса – бюрократия и финансы.  Глава государства в Послании народу Казахстана поручил предусмотреть ежегодно не менее 30 млрд тенге на реализацию программы «Дорожная карта бизнеса-2020». Как эти средства попадают к бизнесу и что предприниматели знают об этом?

 

Болат Палымбетов: – Это поручение Президента реализуется через финансовые институты, такие как «Даму» и другие. Где получить информацию об этих кредитах? Во всех областных центрах создаются Центры обслуживания предпринимателей, которые оказывают услуги по разным направлениям, в том числе бухгалтерские и налоговый учет, юридические услуги, маркетинг и бизнес-планирование, подготовка документов к закупкам, таможенные консультации. Обратившиеся в ЦОП бизнесмены могут получить помощь в сфере обслуживания информационных технологий, IT-услуги (создание сайта), подробней узнать о существовании госпрограмм и выдаче разрешительных документов. Одним словом, здесь предоставляется весь комплекс работ по открытию и ведению своего бизнеса.

 

У нас в стране есть единственная организация, которая объединила всех предпринимателей – Национальная палата предпринимателей «Атамекен». Она делает многое для бизнеса. Своеобразный мостик между бизнесом и властью. Тот, кто действительно хочет добиться результатов, может это делать. У нас экономическими преступлениями занимается единственная Служба экономических расследований. В других же странах «кошмарить» бизнес могут многие структуры. У нас каждый бизнесмен понимает, что есть такая организация как «Атамекен», куда можно обратиться за помощью. В соседних государствах такого нет.

 

Другой вопрос, что наши люди часто равнодушны, не проявляют активности в собственных интересах.

 

Например, при обсуждении каких-то законопроектов никто не хочет участвовать, зато потом, когда норма принята, начинают возмущаться. Но потихоньку такая позиция уходит в прошлое.

 

Два года назад мы подписали Меморандум о сотрудничестве с Россией, это сделано для того, чтобы наши казахстанские компании, работающие в РФ, могли обратиться к российскому бизнес-омбудсмену в случае ущемления их прав. Такой же документ заключен с Узбекистаном. Также и к нам могут обращаться иностранные компании, работающие на территории РК.

 

За два года работы я убедился в том, что в нашей стране сделано многое для развития бизнеса. Снято большинство ограничений, созданы условия для открытия новых предприятий. О серьезном отношении к предпринимательству говорит и тот факт, что с будущего учебного года в школах Астаны будут преподавать Основы бизнеса. Многие критикуют: вы всех хотите предпринимателями сделать? Пользуясь случаем, хочу объяснить и вашим читателям: это основы, которые каждому пригодятся в жизни. Любое дело начинается с договора, даже трудовой контракт подписывает каждый. Многие берут кредиты, при этом подписывая договор. И вот знания всех этих основ и будут прививать старшеклассникам. Все не станут предпринимателями, но элементарные азы никому не помешают.

 

БЛИЦ-ОПРОС

 

– Вы доступны для всех предпринимателей? И для сельских, и для малых, и для крупных?

 

– Конечно, у нас нет никаких ограничений. Есть сайт, на который могут обратиться все желающие. Понятно, что не всем можно помочь. И тогда начинаются обиды. Бывают случаи, когда человек не согласен с решением суда. Вмешаться здесь я не могу. Мы можем помочь составить иск, но вмешиваться в судебный процесс – нет. По возможности всегда вникаем и помогаем в рамках закона. Наша задача систематизировать работу, в корне решать проблемы, которые возникают у каждого третьего бизнесмена.

 

– Как можно искоренить коррупцию в отношениях между чиновником и предпринимателем?

 

– Коррупцию можно искоренить в том случае, если нет человеческого контакта. Поэтому совершенно правильно, что цифровизация должна начинаться с госуслуг. Когда проситель идет на поклон к чиновнику, возникают коррупционные риски. Если же услуги можно получить онлайн, все станет прозрачней. Сейчас уже идет спад по поводу вопросов коррупции. С бизнеса просто так нельзя потребовать деньги, нет такого наглого вымогательства как раньше. У нас меняется психология предпринимателя, и это главное.

 

– Как вы относитесь к тому, чтобы в стране появился омбудсмен по защите прав потребителей?

 

– Омбудсмен для потребителей, на мой взгляд, не нужен. Мы живем в условиях рынка. Если потребителя не устраивает качество товара или услуга, он просто не будет пользоваться этими услугами. Бизнесмен сам потеряет прибыль, если не будет работать качественно. Люди к нему не пойдут. То же самое с просроченными товарами, с некачественной продукцией. У потребителя сейчас есть выбор, потому что конкуренция в бизнесе мощная.

 

Надо ужесточить контроль именно со стороны общества. Это касается не только питания. Вспомните несчастные случаи в развлекательных центрах, кинотеатрах. Везде есть те, кто недосмотрел, недоработал, а может даже закрыл глаза на имеющиеся нарушения. В том, что касается нарушений в области потребления – будь то услуги, продукты или развлечения, ответственны все: те, кто проверяет, те, кто реализует и те, кто потребляет. Поэтому главный защитник своих прав – сам потребитель.

 

– Болат Абылкасымович, сейчас в тренде казахстанская одежда. А у вас есть костюм отечественного пошива? И покупаете ли вы продукты наших производителей?

 

– Да, костюм у меня есть. В целом, я покупаю товары по принципу «нравитсяне нравится». Если это вкусный продукт, конечно, куплю. Если этот пиджак для меня комфортен, я буду его носить. И так во всем.

 

– Какой совет вы можете дать нашим читателям – каким бизнесом выгодно заниматься?

 

– В любом бизнесе начинать надо с изучения, маркетингового исследования, смотреть на спрос, на конкуренцию. Бизнесом заниматься нелегко.

 

– Вы довольны своей работой?

 

– За два года количество жалоб сократилось на 35 процентов. Это уже показатель работы института омбудсмена. К слову, уполномоченные по защите прав предпринимателей есть не во всех странах. Нам же пока это необходимо.

 

Фото Советбека МАГЗУМОВА

 

Читайте также:

 

Гостиная Литера: Бизнес будет честным, если этого захотят потребители

Смотрите также: