Главная  /  Статьи  /  Реформа госаппарата станет одной из базисных в ходе реализации «100 конкретных шагов»

Реформа госаппарата станет одной из базисных в ходе реализации «100 конкретных шагов»

Олег Сидоров
1156
Реформа госаппарата станет одной из базисных в ходе реализации «100 конкретных шагов» скачать фото
С чем это связано и почему именно сейчас возникла необходимость в разработке и принятии нового нормативно-правового акта, регламентирующего деятельность целой системы, являющейся своеобразным «хребтом» государственности?

С чем это связано и почему именно сейчас возникла необходимость в разработке и принятии нового нормативно-правового акта, регламентирующего деятельность целой системы, являющейся своеобразным «хребтом» государственности?
Очевидно, что предстоящая реформа, направленная на формирование профессионального государственного аппарата, напрямую связана с осуществлением экономических, социальных и политических преобразований в стране.

 

Поддерживая профессионализм

Если взять зарубежный опыт, то можно увидеть, что после Второй мировой войны первыми шагами руководства таких стран, как Австрия, Германия, Франция, Италия, Япония, а после Китай и др., стали меры, направленные на реформирование государственного аппарата. Основная цель всех реформ была направлена на создание государственного аппарата нового типа, способного работать в сложившихся на то время политических и экономических условиях. Таким образом, руководство многих стран, ставших впоследствии передовыми странами мира, создало высокопрофессиональный, экономичный и дисциплинированный госаппарат.
Так, например, в Австрии государственные гражданские служащие на протяжении почти двух столетий пользуются уважением граждан. При этом основной миссией австрийской госслужбы стало то, что создана она была с целью служения государству. Это помнят как госслужащие, так и общество, которое довольно бдительно наблюдает за деятельностью госаппарата. При этом система государственной гражданской службы в Австрии жестко регламентирована. Так, например, принятые на госслужбу проходят церемонию служебной клятвы, в соответствии с которой они обязуются подчиняться своему руководству и не разглашать служебную информацию. Кроме этого, согласно действующим законам, государственные гражданские служащие не могут являться членами ассоциаций и объединений или заниматься деятельностью, которая может рассматриваться в качестве несовместимой с их статусом.
Для того, чтобы поддерживать профессионализм госслужащих на должном уровне и обеспечивать эффективность их действий, необходимо постоянно совершенствовать механизм госаппарата. Ведь при динамично изменяющемся обществе отсутствие развития в госструктуре превращает госмашину из двигателя развития государства в его тормоз.
Однако Казахстан не должен ограничиваться механическим копированием международного опыта, а должен разработать свой нормативно-правовой акт, регламентирующий деятельность госслужбы, отвечающий веяниям времени и в то же время учитывающий традиционно сложившиеся национальные особенности.
Одной из составных частей нового нормативно-правового документа станет транспарентность государственной службы и ее доступность общественному контролю, объективное информирование общества о деятельности государственных служащих. Именно эти составляющие станут залогом эффективного функционирования государственной службы.
«Государственной службе следует стать прототипом справедливого казахстанского общества, где всем предоставляется одинаковая возможность для самореализации на основе принципа меритократии. Независимо от этнической и религиозной принадлежности человека», – отметил Глава государства, выступая в ходе съезда партии «Нұр Отан».

 

Комплексная аттестация

Очередным шагом в процессе реформирования госаппарата является проведение комплексной аттестации действующих государственных служащих после принятия нового закона о госслужбе, усиления квалификационных требований и внедрения новой системы оплаты труда.
Как отметил Глава государства, выступая на съезде партии «Нұр Отан: «Надо провести полную аттестацию госслужащих всех уровней. Важно наладить системную работу по защите принципов меритократии и недопущению коррупции». В этом плане объективный, прозрачный и недискриминационный процесс подбора и отбора квалифицированных, опытных высокопрофессиональных кадров представляет собой краеугольный камень в достижении основной цели реформы – повышении эффективности гражданской службы с параллельным ростом доверия к органам государственного управления со стороны общественности.
При этом проведение комплексной аттестации действующих госслужащих должно проводиться в фарватере оговоренных правил. «Это не тот, кто прыгнул сразу наверх, а тот, кто прошел все стадии работы. Для этого необходимо выделить в структуре агентства по делам госслужбы отдельное самостоятельное подразделение по борьбе с коррупцией. Агентство надо укрепить для осуществления этой задачи. Меритократия должна стать всеобщим принципом не только для госаппарата, но и всего государственного сектора. Включая суды, правоохранительные органы, нацкомпании и холдинги», – отметил Нурсултан Назарбаев.

 

Зарубежный опыт

В разных странах по-разному осуществляется отбор кадров государственных служащих.
В США набор осуществляется в соответствии с законом о реформе гражданской службы, принятым конгрессом в 1978 году. Согласно нормативно-правовому акту, гражданская служба делится на конкурсную и исключительную. Как свидетельствует практика, порядка 90 процентов всех государственных служащих проходят через конкурсную систему путем отбора на экзаменах. Что же касается второй категории, так называемых исключительных, то к данной группе относятся служащие Госдепартамента, АНБ (Агентства национальной безопасности), ЦРУ, ФБР. Отличительной чертой американской системы является наличие так называемых внеконкурсных должностей для стажеров и учеников после успешного прохождения стажировки.
Несколько иначе выглядит система в Великобритании, где набор на госслужбу регламентирован Кодексом гражданской службы Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии (1996 год), в котором регламентированы круг обязанностей и функции служащих гражданской службы.
При этом отбор новых кадров основывается на имеющемся у кандидатов управленческом опыте. Считается, что лица, занимающие должности исполнительного руководства, которые обладают руководящими навыками и опытом работы вне государственной службы, способны привнести изменения в менталитет госслужащих и поднять эффективность деятельности того или иного госуправления (департамента и др.).
Обращает на себя внимание действующий в Англии Кодекс гражданской службы возражений против обвинений в нарушении кодекса, в соответствии с которым госслужащие осуществляют свою деятельность. Так, например, в данном кодексе указано шесть основных видов профессиональных навыков, среди которых можно увидеть такие, как постановка целей и выбор направления, личный пример, стратегическое мышление, умение использовать наилучшие навыки подчиненных, обучение и совершенствование и, наконец, ориентация на оказание услуг.
Примечательно, что английская модель госслужбы, существующая более ста лет и базирующаяся на таких принципах, как неподкупность, беспристрастность, объективность, отбор и продвижение на основе деловых качеств, подотчетность парламенту, является образцом для подражания.

Кстати

В международной практике назначение на должность, основанное на учете служебных заслуг, считается наиболее оправданным. Так, в рамках проведенного в 1998 году исследования на примере 22 стран было выделено 8 главных элементов в организации подбора и отбора персонала на основе заслуг. Во-первых, анализ должности, в результате которого в письменном виде составляются описание должностных обязанностей, а также описание знаний и навыков, которыми должен обладать человек на данной должности (профиль подходящей кандидатуры). Во-вторых, публикация вакансий, содержащая краткую сводку описания должностных обязанностей и профиля подходящего кандидата, среди подходящих групп людей. В-третьих, стандартная форма заявления/анкеты. В-четвертых, система назначения баллов на основе профиля подходящего кандидата. Не последнее место занимает и так называемый отбор наиболее подходящих заявлений, что уменьшает количество поданных заявлений до числа, при котором становится возможным осуществить отбор сотрудника. В-шестых, заключительная процедура отбора, включающая собеседование с определенным кругом лиц, а также процедура назначения на должность на основе системы начисления баллов. И, наконец, уведомление всех без исключения кандидатов о результатах отбора.

Справка

В ноябре 1946 г. парламент Японии утвердил новую Конституцию Японии, которая вступила в силу 3 мая 1947 года. Основной Закон 1947 года кардинально изменил систему взаимоотношений между государственным управлением и правом. В стране впервые была введена система государственного управления, формально основанная исключительно на парламентских законах. Послевоенная Конституция Японии провозгласила принцип «деполитизации» государственного чиновничества и определила его статус «как слуг всего общества, а не какой-то его части». Таким образом, послевоенная система Японии стала представлять собой симбиоз норм континентального права и новейших на то время заимствований из общего англо-американского права. Отличительной чертой реформирования по-японски стало сохранение традиций и национальной идентичности.

Олег СИДОРОВ, Алматы

Комментарии

Кайыржан ТОКУШЕВ, заместитель департамента Агентства РК по делам государственной службы и противодействию коррупции по Актюбинской области – председатель дисциплинарного совета:
– В стратегическом плане мероприятий «100 конкретных шагов» особо могу выделить принятие этического кодекса государственных служащих. В будущем думаю, что он четко регламентирует допустимость и недопустимость действий государственных служащих. Кодекс определит ценность государственной службы, установит стандарты поведения, в том числе и при конфликтных ситуациях. Впервые будет предусмотрена система контроля за соблюдением этических норм посредством внедрения института уполномоченного по этике, возложение персональной ответственности на руководителей государственных органов за антикоррупционный климат.
Государство намерено создать государственную службу на принципах этичности, меритократии и подотчетности. Чистую в отношении коррупции, призванную стать прототипом справедливого казахстанского общества. В первую очередь, конечно, акцент будет сделан на улучшение механизма отбора и оценки кадров, исключение патронажных отношений при принятии кадровых решений. Ключевой станет реализация поручений Главы государства по централизации конкурсного отбора и усиление роли Агентства по делам госслужбы и противодействию коррупции в этих вопросах.
Особые условия поступления на службу предусматривают для отличившихся претендентов, мы их называем «пул талантов», т.е. специально будет внедрен новый проект – управление талантами. Они будут отбираться в кадровый резерв, который станет основным источником формирования корпуса управленцев нового поколения, тех, кого называют креативным классом. Это первое.
Следующее – это разработка нового закона о государственной службе, он будет распространяться на служащих всех государственных органов, в том числе и на правоохранительные. Это нововведение. В каждом правоохранительном органе были свои законы. К примеру, закон о прокуратуре, закон об МВД, теперь будет единый закон со своими особенностями.
Представляется целесообразным включить в новый закон все нормы, касающиеся трудовых отношений государственных служащих, и вывести их из-под действия Трудового кодекса. Это означает, что трудовые отношения государственных служащих будут регулироваться только законом о государственной службе. Будет принят закон о противодействии коррупции, о доступе к информации для того, чтобы госорганы работали открыто, прозрачно, ничего не скрывая от средств массовой информации, которые эту информацию предоставляют обществу.
Первый шаг – это «модернизация процедуры поступления на государственную службу». Сегодня мы пришли к тому, что поступление должно начинаться с низовых должностей. Госслужба должна стать образцом нашего общества, поэтому сюда стремятся многие, но должны попадать образованные, грамотные люди. В среднем конкурс составляет 4–5 человек на одно место. Главной трудностью для них становится тестирование. По Актюбинской области только 34 процента претендентов преодолевают его достойно. Грубо из каждых десяти человек семеро проваливаются. Этот процент показывает уровень образованности, уровень знания законов, логического мышления наших кандидатов, выпускников вузов. Этот показатель характерен для всей республики.
Закон – это нормы, их надо знать, это же не высшая математика. Закон пишут для того, чтобы он исполнялся. Думаю, что новые принципы отбора позволят отбирать самых достойных, психологически устойчивых, с логическим мышлением. Пока же сталкиваемся с тем, что некоторые госслужащие не могут самостоятельно составить ответ на простое обращение граждан на нормах права, потому что не могут работать с законодательными актами. Аттестация позволяет выявить таких людей и избавиться от них. Кто справляется с работой, тем не надо бояться аттестации.
Наталья ГЛАЗОВА, педагог дополнительного образования Центра внешкольной работы и детского творчества г. Тараза:
– В жизни нашего общества недавно произошло знаменательное событие – выборы Президента Республики Казахстан. И народ вновь выбрал своего лидера. Нурсултан Назарбаев обозначил задачи по плану нации – «100 конкретных шагов дальнейшего государственного строительства», осуществление которых станет поэтапным внедрением институциональных реформ. Изменения будут внедряться последовательно, выполнение каждой из реформ будет уже следующим шагом для последующего.
Я убеждена, что условием успешной реализации институциональных реформ является качественное образование. Всем коллективом мы работаем над тем, чтобы каждый ученик нашего центра реализовывал свой творческий потенциал, что немаловажно для общества.
Президент страны дал ясно понять, что предстоит масштабная работа. От нее зависит успех построения более сильного, правового, эффективного гражданского общества. Уверена, что реализация пяти реформ позволит нашей республике войти в число 30 развитых стран мира.
К тому же обновление современного казахстанского образования рассматривается с позиции его социального измерения. Работа в Центре внешкольной работы непосредственно направлена не только на развитие творческого потенциала, но и на развитие общества в целом.

 

Смотрите также: