Главная  /  Статьи  /  Верховенство закона должно стать неотъемлемой частью казахстанских реалий

Верховенство закона должно стать неотъемлемой частью казахстанских реалий

Новости
1381
Верховенство закона должно стать неотъемлемой частью казахстанских реалий скачать фото
В национальном плане «100 конкретных шагов» в части реформ, направленных на обеспечение верховенства закона, одно из приоритетных направлений – оптимизация инстанций судебной системы для упрощения доступа граждан к правосудию.

В национальном плане «100 конкретных шагов» в части реформ, направленных на обеспечение верховенства закона, одно из приоритетных направлений – оптимизация инстанций судебной системы для упрощения доступа граждан к правосудию. 16-й шаг реформ направлен на переход от пятиступенчатой системы правосудия (первая, апелляционная, кассационная, надзорная и повторная надзорная) к трехуровневой (первая, апелляционная, кассационная).

 

Эволюция развития

Еще на заре обретения суверенитета конституционным законом «О государственной независимости», принятым в декабре 1991 года, было регламентировано осуществление государственной власти в стране на основе ее разделения на законодательную, исполнительную и судебную.
Как известно, принцип разделения властей был позже закреплен в Основном законе – Конституции Республики Казахстан от 1993 года.
Историческим документом, в котором были заложены ключевые направления создания качественно новой судебной системы и определены приоритеты ее развития, стало постановление Президента РК «О государственной программе правовой реформы в Республике Казахстан» 1994 года. Одной из основных задач данной программы было определено совершенствование материального и процессуального законодательства и реформирование правоохранительных органов республики.
Эволюция судебной ветви власти продолжила свою поступь в 1995 году, когда были приняты Конституция и указ президента, имеющий силу конституционного закона, «О судах и статусе судей Республики Казахстан». В документе был отображен порядок осуществления судами власти, включая положения о независимости судебной ветви от других ветвей власти. Именно тогда был введен порядок назначения судей местных судов Главой государства и избрания судей Верховного суда сенатом Парламента. Также было регламентировано образование и функционирование Высшего судебного совета и квалификационной коллегии юстиции с параллельным усилением гарантий независимости судей с параллельным укреплением их статуса.
Очередным этапом судебной реформы стал известный указ Президента Республики Казахстан от 1 сентября 2000 года «О мерах по усилению независимости судебной системы». В соответствии с принятым документом функции по обеспечению деятельности судов были отозваны из Министерства юстиции и делегированы комитету по судебному администрированию при Верховном суде.
Логическим продолжением реформирования отечественной судебной системы стало принятие в конце 2000 года конституционного закона «О судебной системе и статусе судей Республики Казахстан», в котором были отображены принципиально новые нормы, определяющие основные элементы судоустройства и порядок работы судов республики. Как отметил Глава государства, обществу нужен закон «для укрепления независимости судебной власти судебной системы», повышения качества отправления правосудия и надежной судебной защиты прав и законных интересов граждан.
С принятием конституционного закона «О судебной системе и статусе судей Республики Казахстан» значительно возросла роль судов и судей в развитии демократических процессов, становлении правового государства. Кроме этого, данный акт в значительной мере укрепил социальную и правовую защищенность судей.
Важной составной частью этой реформы является программа повышения имиджа судебной системы РК, принятая на пленарном заседании Верховного суда в марте 2003 года. Одной из целей принятого документа стало формирование позитивного общественного мнения о работе судов, дальнейшее повышение их открытости и доступности для граждан и СМИ. Это, в свою очередь, предполагает создание механизма постоянного наблюдения и изучения общественного мнения о работе судов.
Осенью 2005 года на второй сессии Парламента III созыва Глава государства Нурсултан Назарбаев принял решение о поэтапном введении процедуры участия суда в вопросах санкционирования ареста.
Таким образом, санкционирование ареста судом вернуло уголовный процесс к тому времени, когда следователи и прокуроры состояли при судах и, следовательно, все основные решения по уголовному делу, включая арест, принимались судом.
Очередной этап судебно-правовой реформы был ознаменован внесением поправок в мае 2007 года в конституционный закон «О судебной системе и статусе судей Республики Казахстан». Благодаря принятым поправкам, национальная система правосудия получила более надежные правовые гарантии в деле обеспечения защиты конституционных прав граждан. Кроме этого, были расширены полномочия респуб-ликанской и областных дисциплинарно-квалификационных коллегий судей.
Своеобразной точкой отсчета стал вступивший в силу конституционный закон Республики Казахстан от 17 ноября 2008 года «О внесении изменений и дополнений в конституционный закон Республики Казахстан «О судебной системе и статусе судей Республики Казахстан». Таким образом, были внесены поправки, в соответствии с которыми надзорная коллегия, коллегии по гражданским и уголовным делам Верховного суда преобразованы в надзорную судебную коллегию по гражданским и административным делам, надзорную судебную коллегию по уголовным делам.
Относительно регионов можно отметить, что в областных судах были упразднены надзорные коллегии, коллегии по гражданским и уголовным делам. Взамен упраздненных структур были образованы кассационная судебная коллегия и апелляционная судебная коллегия. При этом находящийся в составе коллегий председатель областного суда смог формировать специализированные составы.

 

Концепция как руководство к действию

В продолжение реформирования национальной судебной системы 24 августа 2009 года была принята Концепция правовой политики Республики Казахстан на период с 2010 до 2020 года. Одним из основных направлений программного документа стало развитие административно-процессуального права, включая разработку и принятие Административного процессуального кодекса.
Таким образом, административно-процессуальное право получило дополнительный импульс для развития. Согласно поставленным целям, административное судопроизводство должно стать полноправной формой осуществления правосудия наряду с уголовным и гражданским судопроизводством. Не обошли стороной и административную юстицию, разрешающую споры о праве, возникающие из публично-правовых отношений между государством и гражданином (включая юридические лица). Таким образом, сделан очередной шаг на пути развития административного судопроизводства, которое должно стать полноправной формой осуществления правосудия наряду с уголовным и гражданским судопроизводством.
Продолжением реформы является предложенный Главой государства план нации «100 шагов дальнейшего государственного строительства», который предусматривает в судебной системе оптимизацию судебных инстанций путем перехода от пятиступенчатой системы правосудия к трехуровневой (первая, апелляционная и кассационная),  а также ужесточение квалификационных требований к кандидатам в судьи и механизмов их отбора на судейские должности, создание Института правосудия при Верховном суде, расширение подсудности суда с участием присяжных заседателей, укрепление судебного контроля в досудебном уголовном процессе, выделение отдельного судопроизводства по инвестиционным спорам и развитие арбитража.

 

Кадровый вопрос

И сегодня основным вектором развития национальной судебной системы является специализация судов и судей. Не исключено, что уже начался процесс изучения перспектив создания специализированных финансово-налоговых судов с отнесением к их подсудности споров между субъектами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, в сфере финансового, налогового и таможенного законодательства, законодательства в области антимонопольной деятельности.
Сегодня уже реализуется комплекс мер, направленных на дальнейшую модернизацию и упрощение судопроизводства, разграничение вопросов правосудия и судебного администрирования, равно как и создание специализированных судов, с параллельным повышением профессионального уровня судейского корпуса.
В целом принятая в последние годы законодательная база оказала позитивное влияние в деле реализации гарантий самостоятельности и единства судебной системы Казахстана, укрепила статус судьи, усилила его независимость. Государственные меры по последовательному усилению материальных и социальных гарантий их деятельности, улучшению материально-технической базы судов, а также рост бюджетных ассигнований на эти цели дали положительные результаты для повышения эффективности правосудия.
Проводимая разноуровневая реформа правовой и судебной системы республики уже сегодня дает свои положительные результаты. При этом основной целью всех проводимых в стране реформ является обеспечение защиты прав и свобод простых людей.
Сегодня с учетом строительства правового государства необходимо по-новому рассматривать действующую судебную систему. Основной упор в данном случае необходимо сделать на фактор судьи – его профессиональные качества и моральные установки. Ведь от того, какой уровень подготовки имеет судья, зависит качество принятия решения. Поэтому предусмотрено принятие мер по повышению образовательного и профессионального уровня судейского корпуса.
Ведь рост профессиональной ответственности и качества работы непременно приведет к повышению престижа суда и доверия граждан к правосудию. Необходимо продолжать реформирование с учетом динамики развития общества и государства в целом.
Во многих цивилизованных странах уже стало правилом, что правосудие должно вершиться судьями с безупречной репутацией, обладающими высокими моральными принципами и твердой гражданской позицией, постоянно апеллирующими к Конституции Республики Казахстан и действующим на ее территории законам. Только посредством справедливой судебной системы можно создать правовое государство, в котором будет верховенство закона.
Именно это будет способствовать укреплению демократии, сохранению внутриполитической стабильности, а значит, сохранит уверенность граждан в своем будущем и будущем своих родных и близких. А ведь именно это и является основной целью любого развитого государства.

 

Справка

Основная задача судебной власти – разрешение конфликтов и споров, возникающих в общественной и государственной жизни, восстановление нарушенных прав, наказание тех, кто преступил правопорядок и нарушил закон. Судебная власть осуществляется только судом, никто другой в РК не вправе вершить правосудие.
Под судебной системой следует понимать совокупность всех судов Казахстана. В судебную систему входят Верховный суд Республики Казахстан и местные суды, учреждаемые в соответствии с Конституцией Республики Казахстан и конституционным законом.

 

Кстати

В период с 1996 по 2005 год было принято 147 законопроектов, в том числе «О внесении изменений и дополнений в конституционный закон Республики Казахстан «О судебной системе и статусе судей в Республике Казахстан», «О присяжных заседателях» и др.

 Андрей КОРОЛЕВ, Алматы

 

КОММЕНТАРИИ

Марат БАШИМОВ,  директор Экспертного института европейского права и прав человека, эксперт, доктор юридических наук, профессор:
– Пять институциональных реформ, которые обозначил Глава государства, – это направления, по которым надо двигаться. Они указывают стратегическое движение. Но конкретика дана как раз в программе «100 шагов», где по пунктам расписано, что нам предстоит достичь.
Надо сказать, что все эти шаги уже прорабатывались в стране на протяжении ряда лет. Но сколько бы не проводилась реформа госаппарата, мы не могли достичь конкретного результата.
Сегодня складывается впечатление, что если Казахстан будет использовать этот накопленный опыт, то он имеет все шансы приблизиться к международным стандартам и к той группе стран, которая входит в тридцатку развитых государств мира.
Как мы знаем, недавно была создана Национальная комиссия. На мой взгляд, целесообразно было бы ввести в ее состав и представителей гражданского общества, включая общественные организации и представителей средств массовой информации, которые помогли бы в реализации тех целей и задач, которые поставил Глава государства. И тогда статус этой комиссии будет возрастать.
В программе «100 шагов» реализация принципов верховенства права важна тем, что это поможет вернуть доверие общественности к правоохранительным органам и судебной системе.
Ведь судебная система – это правозащитный механизм. И предстоящие реформы направлены на усиление защиты конституционных прав граждан.
Необходима прежде всего открытость и прозрачность судебной системы, чтобы народ все видел и знал, как она работает. Не случайно в последнее время практикуется применение в судах аудио- и видеотехники.
Кроме этого, на сайтах судов можно найти информацию о судебных процессах.
Все это говорит о том, что судебная система делает прорыв в технологическом плане.
Также мы наблюдаем создание общественных советов в этой системе.
Но здесь надо отметить, что необходимо реформирование этих советов, чтобы их работа не превращалась в профанацию, чтобы они не были «ручными».
Советы должны быть представлены деятельными людьми, которые бы приносили пользу. А также целесообразно ввести ротацию их председателей.
И, по моему мнению, в судебной практике необходимо отойти от оценки работы судей по отмененным решениям.
Что же касается реформ госаппарата, то, как сказал Глава государства, крайне важно, чтобы туда попадали честные, справедливые и компетентные люди. И моральная их сторона также крайне важна.
Малик ЖАРКЫНБЕКОВ, судья Актюбинского областного суда:
– Программа «100 шагов» по реализации пяти институциональных реформ является подробным планом реформирования страны. На то, что данная программа является стратегически выверенным документом, детально проработанным и поэтапно выведет страну на новый уровень развития, указывали отечественные и зарубежные эксперты на прошедшем в мае VIII Астанинском экономическом форуме. При этом они отметили важность модернизации судебной системы, что положительно скажется на повышении инвестиционной привлекательности и развитии рыночных институтов.
Развитие судебной системы предусматривает введение института инвестиционного правосудия и международного арбитражного центра. Предполагается переход от пятиступенчатой системы правосудия к трехуровневой. Это упростит судебные процедуры, позволит обеспечить широкий доступ населения к реализации своих прав на обжалование судебных актов, улучшит качество отправления правосудия. Другим шагом реформирования является организация в Верховном суде инвестиционной коллегии для рассмотрения споров с участием крупных инвесторов.
В печати и в Интернете представители отечественного бизнеса и иностранных инвесторов нередко высказывали претензии по поводу соблюдения принципа равноправия сторон в судах при рассмотрении споров между субъектами частного бизнеса (в том числе инвесторами) и государственными органами. Особенно остро эта проблема возникает по налоговым, экологическим спорам, когда оспариваются большие денежные суммы. Принятие неправосудного решения при рассмотрении гражданских дел указанной категории создает напряженность в отношениях между государством и бизнесом, ведет к утрате доверия к судебной власти.
Создание инвестиционной коллегии в Верховном суде, по моему мнению, значительно усовершенствовало бы судебную практику при рассмотрении споров названных категорий, ориентировало бы экономические суды на правильное применение положений законодательства при разрешении сложных гражданских дел, явилось бы своеобразным индикатором для бизнеса в стране.
Новшеством, которое может в корне изменить судебную практику, будет создание в стране независимой судебной системы с собственной юрисдикцией, которая будет функционировать на принципах английского права. Общеизвестно, что исторически в Великобритании существует прецедентное право, где судьи в процессе принятия решений самостоятельно формулировали правовые принципы, которые приобретали общеправовое значение при их дальнейшем применении. Синонимом прецедентного права является понятие «судебное право». Сторонники судебного прецедента в качестве формы выражения юридических норм в странах, где оно официально признано, утверждают, что прецедентная система обязывает судей лучше мотивировать судебные решения, служит гарантией от произвола и способствует стабильности правосудия, допускает отступление от практики, сложившейся только из убедительных мотивов. Следует учитывать, что «судебное право» более гибко и живо реагирует на постоянно изменяющиеся, динамичные ситуации, неурегулированные или недостаточно урегулированные законодателем, и направлено прежде всего на восполнение пробелов в законодательстве.
В этой связи для Казахстана интересен опыт государств, в которых судебная практика является источником права либо имеет важное значение в качестве судебного прецедента при рассмотрении дел в судах, что отражает общую тенденцию сближения романо-германской и англо-саксонской систем права.
Планомерное претворение поставленных Президентом задач в реальность позволит судебной системе страны стать конкурентоспособной, а правосудию – эффективным и достичь главной цели на сегодняшний день – укрепить доверие населения.

 

 

Смотрите также: