Главная  /  Статьи  /  В процессе реформирования судебной системы основной упор должен быть сделан на независимость и подотчётность

В процессе реформирования судебной системы основной упор должен быть сделан на независимость и подотчётность

Олег Сидоров
836
В процессе реформирования судебной системы основной упор должен быть сделан  на независимость и подотчётность скачать фото
В представленном плане действий «100 шагов» новые реформы направлены и на судебную систему. В частности, предлагается усилить подотчетность судей, а также ввести аудиовидеофиксацию всех судебных процессов.

В представленном плане действий «100 шагов» новые реформы направлены и на судебную систему. В частности, предлагается усилить подотчетность судей, а также ввести аудиовидеофиксацию всех судебных процессов. При этом судья не должен иметь возможности приостанавливать запись или редактировать материалы аудиовидеофиксации.
Общеизвестно, что проведение судебной реформы представляет собой не изолированный процесс, так как его невозможно отделить от среды, в которой он протекает, включая общество и государственную власть в целом.

 

Транспарентность в действиях

Основной целью всех реформ в данной сфере является обеспечение верховенства закона, гарантирующего права собственности, а также создающего условия для граждан независимо от пола, религиозных предпочтений, социального положения и т.д.
Между тем в отечественной судебной системе существуют так называемые слабые звенья. «Сегодня слабые звенья судебной системы – это отбор судей, неэффективность квалификационных требований к судьям, что зачастую приводит к коррупционным явлениям среди судейского корпуса. Судьи не должны быть закрытой наглухо корпорацией и находиться вне общественной критики. Открытость – это лекарство от коррупции в судейских рядах», – отметил Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев.
Одним из основных индикаторов деятельности судей является транспарентность их действия и независимость. Именно это и является фундаментом, на котором покоится верховенство права.
Рассуждая о транспарентности, можно обратиться к судебной практике США, где, лишь за некоторыми исключениями, каждый шаг федерального судопроизводства открыт для общественности. Так, согласно «правилам игры», любой гражданин, желающий наблюдать за судебным процессом, может прийти в здание федерального суда, ознакомиться с судебным календарем и наблюдать за процессом. При этом ему будет обеспечен доступ к изучению документов и других материалов дела. Это он может сделать, придя в канцелярию суда и запросив папку с соответствующим делом. Исключение в данном случае составляет запрет в ряде штатов на освещение судебного процесса посредством телевидения или радио. Кроме этого, доступ в зал суда может быть ограничен в целях безопасности или конфиденциальности, если рассматривается резонансное дело или дело с участием несовершеннолетнего, или участием госорганов, чьи представленные документы являются конфиденциальными и составляют служебную, государственную и иную тайну.
Само право общественности на доступ к судопроизводству проистекает как из действующей конституции, так и по судебной традиции. Таким образом, делая свою работу транспарентной, судьи укрепляют доверие населения к судам и позволяют гражданам видеть все своими глазами, избегая появления всякого рода слухов и инсинуаций. Кроме этого, общественность наглядно видит, как работает американская судебная система. Тем самым кирпич за кирпичом вносится вклад в стену доверия независимости американских судей.
Стоит отметить, что обеспечение независимости судей не является новаторством. Так, еще в 1788 году, видный деятель первой американской буржуазной революции (Войны за независимость США) Александр Гамильтон отметил, что в руках у главы правительства находится так называемый меч общества, а законодательный орган контролирует государственный кошелек. Относительно самих судей Гамильтон отметил, что они не влияют ни на меч, ни на кошелек. В руках у судей «лишь судебное решение».

 

Усиление подотчётности

И сегодня ситуация не подверглась значительным метаморфозам. Однако мир не стоит на месте, общество, а с ним и основные ветви власти находятся в динамике, и в этом плане наступает необходимость проведения реформ судебной системы.
В связи с этим одним из очередных шагов в процессе реформирования судебной системы является усиление подотчетности судей. Таким образом, в завершение реформы независимые судьи будут подотчетны.
Подотчетность станет основным показателем того, что граждане станут доверять беспристрастному независимому суду и судебному процессу в целом. У населения должна сформироваться четкая позиция, что отечественные служители Фемиды являются справедливыми, беспристрастными, соблюдающими принципы этики.
При этом общество должно воочию убедиться в том, что судьи не получают никаких дополнительных благ (вознаграждений) от решений, которые они выносят, и что законы применяются одинаково по отношению ко всем, кто предстает перед судом, независимо от их социального положения.
А это можно достичь через создание механизма, демонстрирующего реальную независимость и беспристрастность судов, которые в первую очередь подотчетны обществу. И это объективно, ведь сам факт подотчетности служителей Фемиды обществу на порядок усиливает независимость судей, так как по отношению к ним будет расти доверие граждан, завоеванное посредством подотчетности.
Со стороны государства также необходимо провести комплекс мероприятий для ограждения судебной системы от влияния других ветвей власти. Ведь не секрет, что судебная практика многих зарубежных стран изобилует случаями, когда разные ветви власти предпринимают меры по ограничению независимости судей, и делают это с завидным постоянством.
В этом плане актуальным становится предложенный Главой государства 19-й шаг, направленный на разработку нового этического кодекса судей, на основе которого граждане могут обжаловать действия судей в специально созданном судебном жюри при Верховном суде страны.
Соблюдение судьями положений нового этического кодекса, их профессиональная ответственность смогут укрепить уверенность общества в беспристрастности судебной власти, в то время как его нарушение может потенциально ослабить эту уверенность и тем самым нанести вред государственной власти в целом.
Разработав и приняв на вооружение новый этический кодекс, вобравший в себя наиболее актуальные моменты деятельности служителей Фемиды, судебная реформа сможет повысить эффективность деятельности судебной ветви власти, одновременно подняв ее престиж у населения страны. «Четвертый шаг – это усиление подотчетности судей, разработка нового этического кодекса судей, на основе которого граждане могут обжаловать действия судей в специально созданном судебном жюри при Верховном суде», – отметил Нурсултан Назарбаев.

 

Олег СИДОРОВ,

Алматы

Смотрите также: