Главная  /  Интервью  /  Президентские реформы в РК формируют тренд модернизации для других стран СНГ

Президентские реформы в РК формируют тренд модернизации для других стран СНГ

Абзал Касымов
2947
Президентские реформы в РК формируют тренд модернизации для других стран СНГ
Казахстан вступил в новый период своего развития – институциональной трансформации.

Казахстан вступил в новый период своего развития – институциональной трансформации. Начата большая и интенсивная работа в рамках инициированных Президентом 5 институциональных реформ и Плана наций «100 конкретных шагов», за которыми пристально следят как отечественные, так и зарубежные эксперты. И если у политической элиты есть понимание необходимости анонсированных реформ, то у общественности  остаются вопросы, которые мы сегодня адресовали директору Казахстанского института стратегических исследований при Президенте РК Ерлану Карину.  


– Ерлан Тынымбайулы, ключевая тема отечественной политики – пять институциональных реформ, причем их инициатором выступает власть. Последнее обстоятельство интересно и даже несколько неожиданно, поскольку приходилось слышать мнение, что Президент Назарбаев уже провел несколько модернизационных программ и с точки зрения политических интересов, зачем ему идти на новый комплекс реформ? 


– Выдвижение Нурсултаном Назарбаевым программы «Пять реформ» – это выражение прежде всего политического феномена национального лидерства. В мировой политической истории именно национальные лидеры выдвигали программы, которые задавали фарватер успешного развития своих стран. Не случайно в пяти институциональных реформах Назарбаева присутствует параллели с такими программами, как «Шесть стрел» Ататюрка, «Трехшаговая стратегия» Дэн Сяопина, «Семь принципов» Ли Куан Ю. Это созвучие неслучайно. Все эти программы явились отображением фундаментальных стратегических целей и приоритетов, на которые были нацелены усилия этих государств и обществ. 
Нурсултан Назарбаев уже не раз демонстрировал умение своевременно не только формулировать новую повестку, но и решительно проводить успешные реформы. Фактически программа «Пять институциональных реформ» – это дальнейшее продолжение реформаторского курса Назарбаева. На этот раз реализация новых кардинальных и масштабных реформ обеспечит переход страны к новым стандартам качества жизни, деятельности государства и общества.  


– Лично у меня вызывает некоторую путаницу синхронное упоминание концепта «Пять реформ» и понятия «Мәңгілік Ел». Что приоритетнее? 


–  «Мәңгілік Ел» – это идеологическая платформа, на которой базируются «Пять реформ». Фактически концепция «Мәңгілік Ел» станет совокупностью базовых ценностей нашего общества, оформленных за период современного независимого развития. При этом главной фундаментальной ценностью «Мәңгілік Ел» провозглашается укрепление независимости. Поэтому «Пять реформ» – это не просто новая программа развития страны, а в некотором смысле стратегическая доктрина, которая вбирает в себя систему приоритетов, целей и ценностей Нового Казахстана, которую условно можно назвать «доктриной Назарбаева». 


– Цели дальнейшего развития выдвинуты, приоритеты  обозначены. Что дальше? 


– Президент не только выдвинул план реформ, но и инициировал разработку конкретного и четкого алгоритма его реализации – Плана нации «100 шагов». И это только первый этап реализации президентской программы, поскольку каждый заявленный шаг потребует разного рода других изменений, новаций, то есть повлечет за собой «снежный ком реформ», трансформации как локального, так и повсеместного характера. Сегодня идет очень напряженная и интенсивная работа в Национальной комиссии по модернизации, а также внутри рабочих групп. К их работе привлечены сотни аналитических и исследовательских центров, неправительственные организации. Предметно, буквально по несколько часов обсуждается каждый шаг, каждая предлагаемая мера, и все они рассматриваются с точки зрения стандартов ОЭСР, с точки зрения обеспечения перехода качества жизни и госуслуг на новый уровень. При этом заявленная цель о вхождении в тридцатку развитых государств – это не самоцель, мы ставим такую планку не ради самого статуса страны, входящей в какую-то группу ведущих государства, это маркер для обозначения поступательного движения вперед и достижения конкретных результатов реформ. Часто обсуждения предполагаемых изменений  и мер в рабочих группах и самой Нацкомисии длятся до глубокой ночи, но все понимают, что реформы необходимы, и их необходимо осуществить быстро и качественно.

 
– В контексте «Пяти реформ» много говорится о реформе госуправления. С точки зрения привлекательности, конечно, подобная риторика выигрышна, но насколько реально наш госаппарат готов к проведению собственной модернизации?  


– Да, вы правы, большой блок в Плане нации «100 конкретных шагов» нацелен на модернизацию государственного аппарата и, соответственно, повышения качества управления. Также значительные меры направлены на формирование «Открытого правительства», усиление общественного контроля за работой госорганов и расширение зоны ответственности гражданского общества. Подобный серьезный акцент на реформировании государственных институтов не случаен: сегодня многие эксперты единодушны во мнении, что успех экономических реформ и в целом развития страны во многом обуславливается в первую очередь эффективной моделью государственного управления, которая выступает в качестве главного условия успешности проведения реформ. Поэтому одним из ключевых принципов пяти реформ и является открытое, прозрачное, эффективное государство. Другими словами, в этом заинтересована в первую очередь сама власть как инициатор модернизационного проекта.    


– Сегодня в мире происходят сложные процессы, а напряжение международной политики зашкаливает. В этих условиях Казахстан запускает модернизационный проект.  Не рискованно ли? 


– Институциональные реформы нацелены не только на внедрение новых стандартов, но являются и ответом Казахстана на системные и фундаментальные изменения, происходящие в мире. Новые вызовы мировой политики и экономики достаточно серьезные, даже судьбоносные. По сути, сейчас определяется и закладывается новый миропорядок, алгоритм его функцио­нирования. Поэтому от выбранной сегодня модели рефлексии зависит будущее положение любого государства. Выдвижение пяти президентских реформ формирует совершенно новую повестку дня для Казахстана и создает достаточно привлекательный тренд на модернизацию в масштабах всего постсоветского пространства, отсюда же и активная реакция со стороны зарубежных экспертов и политиков, в особенности российских. В эти дни я получаю очень много разных предложений от различных зарубежных think tanks или политических фондов с приглашением принять участие в той или иной конференции, форуме или симпозиуме, и каждый раз мои коллеги просят выступить именно с докладом о новых реформах Нурсултана Назарбаева. Иными словами, интерес очень большой, не только в связи с интересом к нашей стране, но прежде всего с точки зрения изучения и использования казахстанского опыта модернизации. 


Тем не менее в условиях глобальной нестабильности не опасно ли проводить системные преобразования? Нелегче ли пойти по пути консервации существующего status quo и обратиться к модернизации при более мягких внешних условиях? 


– Наоборот, новые реформы – как бы это пафосно ни звучало, это исторический шанс. Поэтому очень важно понимать идеологию этих реформ, их значение. Говоря о судьбоносности сегодняшнего момента, Нурсултан Назарбаев подчеркнул, что «Время мировых перемен ставит каждое государство перед выбором: или реформы, или деградация и отставание. Достойно пройдет через эпоху этих перемен тот, кто способен на самообновление, а значит, на реформы». В этом контексте пять институциональных реформ Президента основываются на понимании логики глобальных процессов и выражают стремление Казахстана стать частью открытого мира. Неслучайно реформы предполагают акцент на развитие концепции трехязычия, модернизацию системы образования и науки, то есть всего того, что обеспечит казахстанскому обществу мобильность и динамичность. Другими словами, провозглашение Нурсултаном Назарбаевым новой страновой повестки – это стимулирование мощного модернизационного рывка нашей страны.

Абзал КАСЫМОВ, Астана

Смотрите также: