Главная  /  Интервью  /  Реагировать на вызовы, не ввязываясь в конфликты

Реагировать на вызовы, не ввязываясь в конфликты

Александр Трушин
2224
Реагировать на вызовы,  не ввязываясь в конфликты
Появление программы «100 конкретных шагов» несомненно, очень важное событие не только для Казахстана, но и для России и других стран.

Программа «100 конкретных шагов» в России вызвала самую оживленную реакцию. Журнал «Огонёк» выяснял причины такого интереса к казахстанской программе у Константина Микульского, директора Международного научно-исследовательского института социального развития, члена-корреспондента РАН.

 

– Если коротко, в чем значение программы «100 шагов»?
– Появление этой программы, несомненно, очень важное событие не только для Казахстана, но и для России и других стран. Назарбаев проявил себя как взвешенный человек, умеющий гибко реагировать на вызовы, не ввязываясь в конфликты, стараясь отстаивать национальные интересы. Подобные инициативы на постсоветском пространстве если и появлялись, то в гораздо меньшем масштабе. И вскоре они то ли забывались, то ли их выполнение срывалось из-за новых инициатив, а надежд на улучшение жизни у людей тем временем становилось все меньше. В России тоже были попытки демократизации и модернизации. Но, на мой взгляд, они были в целом подчинены главному – стабильности политического строя. Соображения по существу, конечно, имелись, но реформы не проводились последовательно. И общество двигалось в тупик.
– Каково общее направление экономических реформ, куда будет двигаться экономика Казахстана?
— Самое главное — это воссоздание обрабатывающей промышленности. Задача развития добывающего сектора не отменяется, он очень важен, потому что страна не обделена полезными ископаемыми. Но возрождение обрабатывающих производств станет основной целью и главным направлением развития экономики. Хотя решить эту задачу будет трудно – без инвестиций и при недостатке кадров. Но хочу заметить: экономические задачи выдвигаются не как обособ-ленное направление. Они увязаны с другими факторами, без которых нельзя двинуть вперед экономику. Это реформа государственного управления, изменение законодательства. Даже не столько написание новых законов, сколько серьезная реформа всей судебной системы. А это означает глубокий перелом в сознании людей. Думаю, что потребуются усилия, чтобы достичь понимания населением непопулярных шагов.
Не следует думать, что все это будет протекать гладко. Ведь многие меры, необходимые для будущего страны, затронут сложившиеся интересы элитных групп и потребуют выдержки от всего населения. Определенный опыт решения этой проблемы в Казахстане есть. Уже проведены некоторые преобразования в социальной сфере. Несмотря на определенные осложнения, в целом до сих пор преобладал положительный эффект.
– В программе есть пункты, предполагающие изменение судебной системы по западному образцу. Для чего это нужно?
– Это один из важнейших факторов экономического развития постсоциалистических стран. Назарбаев давно уже придавал большое значение учебе молодежи и высокопоставленных чиновников за рубежом. Наших управленцев тоже отправляют повышать квалификацию на Запад. Но когда они возвращаются, понимают, что у нас западный опыт применить невозможно, их знания здесь оказываются непригодны. И в первую очередь из-за несовершенства судебно-правовой системы. Назарбаев намерен эту систему изменить. Обратите внимание на такие пункты, как учреждение отдельного судопроизводства по инвестиционным спорам, создание в Астане международного арбитражного центра на примере опыта Дубая, внедрение лучших международных стандартов с участием авторитетных зарубежных судей и юристов. Без правовой защиты инвесторов, без арбитража развитие экономики невозможно. Назарбаев понимает, что не нужно глушить политическими маневрами развитие экономического сотрудничества с Западом. Надо не просто привлекать инвестиции, а осваивать западные деловые стандарты и практику. Каковы бы ни были сегодня дефекты западной экономики, коренное содержание этих стандартов и практик создает основные предпосылки для экономического и социального прогресса. В России тоже есть некоторое движение в этом направлении, но слишком многое ему препятствует.
– Эти шаги резко отличаются от антизападных тенденций в нашей стране. Казахстан не поддерживает наш разрыв с Европой и Америкой?
– Я думаю, что Назарбаев стремится к многовекторным внешним связям. И сейчас Казахстан стоит перед трудным выбором. Евразийский экономический союз пока только формируется, и результаты для страны могут быть лишь в отдаленном будущем. Пока Казахстан столкнулся там с серьезными проблемами. Россия может оказать помощь в разработке природных ресурсов. Но это частность, а Казахстану нужны крупные программы реформирования всей экономики. И у него для этого недостаточно ни кадров, ни базы.
В этой программе просматривается стремление поставить долгосрочные цели. У нас тоже есть программы «Россия-2020», «Россия-2030». Но в этих программах нет взгляда на перспективу, и этого уже никто не скрывает. Мы хотели улучшений, ничего принципиально не меняя в экономике. И думаем сейчас о том, какой будет цена нефти и когда нам удастся выбить у Запада кредиты. А программа Назарбаева говорит о реформах энергетической отрасли, об изменении работы антимонопольной службы в соответствии со стандартами ОЭСР, о создании совместных предприятий со стратегическими партнерами, о привлечении зарубежных инвесторов в различные сектора экономики, в том числе и в сельское хозяйство, об инновационных кластерах, об интеграции Казахстана в международные коммуникационно транспортные потоки, о создании международного финансового центра в Астане. Вот это и есть понимание перспективы развития страны.
– Может ли эта программа или ее элементы быть применимы в России?
– В принципе да, но пока для этого нет условий. Ни у кого нет заинтересованности в реформах – ни внизу, ни наверху. Даже у людей, которые понимают необходимость перемен.
– У нас с Казахстаном, видимо, разные понимания стабильности?
– Стабильность на основе консервации и удовлетворения интересов элиты– у нас. И стабильность на основе развития и прогрессивных преобразований – у них.

 

Справка

Догоняет. Перегонит?
По некоторым экономическим показателям Казахстан уже практически сравнялся с Россией. Вот данные за 2013 год:
Индекс человеческого развития ООН:
60-е место Казахстан – 0,754 балла
50-е место Белоруссия – 0,793 балла
55-е место Россия – 0,788 балла
ВВП на душу населения
(по рейтингу МВФ):
51-е место Казахстан – 24 020 долларов
50-е место Малайзия – 24 654 доллара
49-е место Россия – 24 805 долларов

Беседовал Александр ТРУШИН,

журнал «Огонёк»

Смотрите также: