Главная  /  Интервью  /  Легендарный казахстанский актёр Ментай Утепбергенов крайне щепетилен в выборе ролей

Легендарный казахстанский актёр Ментай Утепбергенов крайне щепетилен в выборе ролей

Константин Козлов
3221
Легендарный казахстанский актёр Ментай Утепбергенов крайне щепетилен в выборе ролей
Легендарный казахстанский актёр Ментай Утепбергенов крайне щепетилен в выборе ролей.

Артистов его масштаба в нашем кинематографе осталось немного. Не каждый, даже весьма солидный казахстанский актер может похвастаться работой с такими мэтрами, как Леонид Гайдай, Петр Тодоровский, Сергей Урсуляк, Всеволод Шиловский. При этом в жизни Ментая Смагуловича было время, когда он снимался в рекламе, о чем не без гордости вспоминает и сегодня. Сейчас Ментай Смагулович все больше посвящает себя своему другому любимому делу – коллекционированию. У артиста собрана потрясающая по своему богатству коллекция марок, посвященных кинематографу, а также киноафиш. Тем не менее, встретившись с Утепбергеновым, мы все же решили поговорить о его основном роде деятельности.


– Ментай Смагулович, в последнее время вас не часто увидишь на кино и телеэкранах. Неужели вы ушли из кино?
– Нет, я не ушел. Можно, конечно, сказать, что я вышел на пенсию, хотя наша профессия позволяет нам работать до глубокой старости. В последнее время меня действительно немного. Я немного приболел. Ну и, конечно, материал не всегда предлагают достойный. Плюс к этому, несмотря на мой пенсионерский возраст, когда я прихожу пробоваться на роли пожилых людей, мне говорят: «Маке, ну вы никак на свой возраст не выглядите». И приходится снова играть «средний возраст». Потом я постоянно смотрю на то, что идет в кино и по телевидению. Многим молодым режиссерам хочется помочь. Но все чаще бывает, что попадаются совсем уж сырые сценарии. А гоняться за деньгами, играть в бездарном сериале ненужную роль мне не хочется. Мы работаем для зрителя и должны его уважать и ценить.  Я всегда нахожу время, чтобы пообщаться со зрителем, если он подходит ко мне где-то на премьере. Или даже просто на улице. Некоторые наши актеры порой начинают «надувать щеки» и вести себя очень высокомерно. Приходится это пресекать, и в таких случаях я говорю актеру: «Так нельзя, ты для зрителя работаешь. Он тебя уважает, раз хочет с тобой пообщаться!» Сейчас очень модно фотографироваться со звездами. А я порой очень жалею, что, работая с великими актерами, так с ними и не сфотографировался. И вот четыре года назад, когда последний раз на одном из фестивалей я увиделся с Марленом Мартыновичем Хуциевым и Петром Ефимовичем Тодоровским, я им предложил: «Давайте сфотографируемся!» Теперь у меня хотя бы фотографии есть – а то бизнесмены сейчас выпускают книги и там чуть ли не на каждой странице размещают свои фото с великими, которых, может быть, даже поймали случайно. А я десятки лет работаю с этими людьми! Вот, к примеру, Нурмухан Жантурин – я играл его персонажа в молодости, его сына играл. И при этом ни разу не сфотографировались. А он мне один интересный секрет раскрыл. Он сказал, что когда фотографируется с народным артистом, всегда встает справа – потому что взгляд зрителя всегда сначала падает туда и зрительная память реагирует на того, кто стоит справа.  
– Несколько лет назад разразился скандал. Вы обвиняли сценариста Павла Финна, что он у вас фактически «увел» сценарий фильма «Подарок Сталину». Чем закончилась та история?
– Финн приехал и два дня жил у меня – его привез Игорь Гонопольский. Я ему отдал все, что насобирал об этой истории. Потом этот сценарий вышел в журнале «Искусство кино» под названием «Кипяток». А Финн сказал, что я подарил ему этот сценарий. Как это подарил? Это же и моя работа тоже. Он даже соавтором меня не указал! Но я не стал на этом зацикливаться – пусть это на его совести остается. Сейчас же я болею за другой свой сценарий – его взял в разработку один очень известный и талантливый наш режиссер. Проект называется «Киномеханик». Это очень теплый фильм. Это совершенно новое, нечто, чего раньше не было. Буквально глоток свежего воздуха на фоне всеобщего кризиса идей – уже надоела вся эта стрельба. Даже российский кинематограф переходит на мелодрамы. В этом фильме есть все: война, Германия, амнистия после смерти Сталина, когда выпустили уголовников. Очень трогательная история – когда увидите, сами все поймете.
– Российские СМИ нередко вспоминают о вас в связи с тем, что вы работали с Леонидом Гайдаем, Петром Тодоровским. А отечественные вас немного забыли. Не обидно?
– Да и пусть! Главное, что зритель меня помнит и любит: выхожу в магазин – сразу просят сфотографироваться. Молодежь, конечно, помнит меня по «Рэкетиру». У нас масса журналов выходит, посвященных кинотематике. Но при этом все жаждут писать исключительно об американском кино, разбирать его по косточкам. Ежели тебе так этого хочется, то как минимум выучи язык, чтобы в полной мере знать американский кинематограф. А еще лучше – пиши о своем, изучай его историю. Стольких режиссеров, которые оставили бесценный след в нашем кино, сегодня незаслуженно забыли – и Абдуллу Карсакбаева, и Шарипа Бейсембаева, и многих других. О них надо писать! Многие старики до сих пор еще живы. И самое время сейчас о них вспомнить, взять интервью. Они столько интересного написать могут. Нет, наши предпочитают писать о том, что происходит в Каннах. Хотя я не очень понимаю, зачем – ведь до них сотни намного более авторитетных журналов уже напишут об этом, причем гораздо лучше.
Вот, кстати, молдаване своих актеров очень ценят. Там недавно выпустили марку с Михеем Волонтиром – обычно там размещают только космонавтов, президентов и так далее. А современная киножурналистика мне напоминает списанные друг у друга школьные сочинения. Как раньше диссертации по истории кино защищали киноведы.
«Кино родилось на бульваре Капуцинов», – пишет один, «Кино родилось в Гран-кафе на бульваре Капуцинов»,– пишет другой, «Кино родилось в подвале Гран-кафе на бульваре Капуцинов», – пишет третий. Но, к счастью, не все такие. Есть такие авторы, которых я с удовольствием читаю.
Вы в свое время «разглядели» Ахана Сатаева, наверное, самого успешного современного казахстанского режиссера.
– Да, я снялся в «Рэкетире» и «Ликвидаторе». Он просто таким образом отблагодарил меня – когда он начинал, я бесплатно снимался у него в рекламе. В основном рекламировали алкоголь. Одна реклама очень запомнилась – я играл там бармена, приходили парень с девушкой, заказывали две бутылки пива, а я говорил, что осталась одна бутылка. Парень брал ее, начинал пить и не мог остановиться. Люди запомнили эту рекламу, узнавали меня по ней и даже спрашивали: «А почему вы этого парня не остановили?» С «ментами», актерами знаменитого сериала, тоже снимался.
Там тоже была интересная история – когда Алексей Нилов и Сергей Селин приехали, им сразу же нужно было на пробы. Они немножко выпили для куража и чуть-чуть задавили драматического актера, который был вызван на пробы. Потом пробовались с другими театральными актерами, но ничего не получалось. В конце концов позвали меня: «Ментай, выручай». Я пришел и сказал им: «Вы прошли ту же школу, что и я». Контакт мгновенно наладился – и получилась замечательная реклама.
– Как судьба свела вас с Леонидом Гайдаем?
– Тогда я снимался в фильмах «Как живете, караси?», «Дикое поле» и
«Житие Александра Невского». И в одном из павильонов «Мосфильма» я вдруг случайно встретил Леонида Иовича. А через некоторое время он через ассистентку по актерам позвал меня на собеседование. Мы сели, разговорились. Я начал говорить про его фильмы, вспомнил про знаменитый фильм
«Ляна», где он играл еще в 50-е годы. Долго беседовали и вдруг он говорит мне: «Я пробу вам делать не буду, вы просто будете у меня сниматься». Я немного опешил – он, видимо, ловил мою мимику во время беседы. Ну и отношение к нему, конечно, его подкупило. Я не хочу себя хвалить, но есть такие режиссеры, которые сразу ловят то, что им нужно. С Петром Ефимовичем Тодоровским получилось точно так же. И даже Сергей Урсуляк. Он мне вообще сказал: «Сколько хочешь заплачу!» Он вообще талантливейший человек, сам бывший актер. Очень хочется посмотреть его
«Тихий Дон», хотя я немного опасаюсь. Бондарчук на этом погорел. Герасимова все равно никто не переплюнет.  
– Ждать ли от вас новых киноработ в ближайшее время?
– Буду сниматься у своего сына в сериале о Комитете национальной безопасности, где буду играть генерала. К съемкам приступаю в сентябре.
– Удачи вам!
– Спасибо!

Беседовал Константин КОЗЛОВ,

фото Павла МИХЕЕВА, Алматы