Главная  /  Интервью  /  Наша задача – сконцентрировать все усилия

Наша задача – сконцентрировать все усилия

Любовь Артымович
4022
Наша задача –  сконцентрировать  все усилия

За годы существования АО «Локомотив» прошло  большой путь становления и развития.  Предприятие  обеспечивает эффективную и бесперебойную работу  по осуществлению  грузовых и пассажирских перевозок, внедряет  современные  ресурсосберегающие технологии, создает благоприятные условия для высокопроизводительного труда.  Сегодня перед акционерным обществом стоят непростые задачи по укреплению своих позиций.  Все это требует от железнодорожников высочайшего профессионализма, огромной степени ответственности и мастерства.   Об итогах работы предприятия,  внешних вызовах и вопросах безопасности на железной дороге  рассказывает  президент АО «Локомотив» Марат Шакенов.   

 

– Сказался ли глобальный финансовый кризис на  перевозочной  деятельности? 
– Мировой кризис затронул все отрасли экономики. Негативные тенденции влияют и на нашу работу,  нам приходится использовать все возможные механизмы повышения собственной эффективности. В этом году в АО «Локомотив»  сосредоточились на улучшении  производственных процессов,  повышении производительности труда, на экономии энергоресурсов и обеспечении безопасности движения.  
В этот переходный период для нас важно сохранить коллектив. В данный момент нами принято решение не принимать на работу новых сотрудников. Для нас важно сейчас обеспечить работой локомотивные бригады, сделать все возможное, чтобы сохранить ценные кадры. Обучение профессионального машиниста – трудоемкий процесс.   Чтобы осуществлять эту деятельность, необходимо пройти специальное обучение, отработать определенное время в качестве помощника машиниста, зарекомендовать себя.  На оттачивание мастерства уходят годы. От умений и навыков машиниста будет зависеть качество выполняемой работы. 
Нужно отдать должное  локомотивщикам, которые  настроены позитивно, они понимают, что этот период временный и мы сможем его преодолеть. Наша задача сегодня – сконцентрировать все усилия  на своей работе. 
В целом результаты работы  предприятия положительные. Мы  выполнили все основные показатели. К примеру, качественные показатели использования локомотивов выполнены в полном объеме. Среднесуточная производительность локомотивов выше плана на 4,6 процента.  Среднесуточный пробег локомотива в грузовом движении выше плана на 5,1 процента. Время полезной работы локомотивов  увеличилось на 4,7 процента  к плану. 
– В это сложное финансовое время ведется ли работа по обновлению локомотивного парка? 
– Для нас это важный и принципиальный вопрос. Приобретение новой техники – главная статья расходов инвестиционного бюджета предприятия. Благодаря такому подходу износ локомотивного парка снизился с 80  процентов до 66. Перед нами стоит  задача  довести этот показатель до 50 процентов.  
Было приобретено 285 единиц грузовых тепловозов серии ТЭ33А, вышедших с конвейера  АО «Локомотив құрастыру зауыты». До конца 2019 года будет приобретено  110 единиц пассажирских тепловозов серии ТЭП33А. Эта техника зарекомендовала себя на железных дорогах Казахстана. Локомотивный парк также пополнился 25 единицами  грузовых электровозов серии KZ8A, изготовленными  ТОО «Электровоз құрастыру зауыты» (г. Астана) по технологии ALSTOM.  Всего до 2020 года мы намерены  приобрести 200 единиц. Также до 2020 г. планируется приобрести 95 единиц пассажирских электровозов серии KZ4AТ. 
Новая техника  значительно сокращает расходы на сервисное обслуживание и топливно-энергетические ресурсы. Что немаловажно для нас, в ней созданы комфортные условия для работы локомотивных бригад.  
В данный момент мы проводим  работу по обновлению парка маневровых тепловозов. Разработано и утверждено техническое задание на маневровый тепловоз (шестиосный).  Его изготовителем будет АО «Локомотив құрастыру зауыты».
– Одна из главных функций предприятия – вопрос обеспечения  безопасности движения. Какова ситуация на железной дороге в данный момент?
– В вопросах безопасности движения наблюдается положительная тенденция. Проводимая профилактическая работа позволила добиться снижения случаев нарушения безопасности движения. Мы ведем целенаправленную работу  по улучшению показателей. Разработаны  мероприятия по усилению профилактической работы и снижению влияния человеческого фактора. Усилена ответственность руководителей эксплуатационных локомотивных  депо за ключевые показатели по безопасности движения. Особое внимание уделяется вопросам обучения локомотивных бригад. На постоянной основе в каждом депо проводятся технические занятия.  Для повышения технических знаний локомотивных бригад по локомотивам серии ТЭ33А, KZ4A приобретены обучающие компьютерные программы, в которых предусмотрен контроль за работой устройств безопасности, узлов и агрегатов локомотива, противопожарной безопасности.
Ведется подготовка специалистов в современном центре по повышению квалификации работников железнодорожного транспорта. В настоящее время находятся на обучении 164 человека, обучились 343 человека, до конца года планируется обучить и повысить квалификацию еще 712. Совместно с учебными центрами проведена работа по пересмотру учебных планов и программ подготовки специалистов.
Разработано новое положение по работе машиниста-инструктора, в котором пересмотрена его роль и функции в депо.  Согласно документу он будет больше уделять внимания работе с локомотивными бригадами. Это позволит улучшить показатели по безопасности движения. 
– Один из острых вопросов на железной дороге – это наезды на людей, автотранспорт и скот. Какая ведется работа по недопущению этого?   
- Действительно, этот вопрос – весьма актуальный. Основная причина чрезвычайных происшествий на железной дороге – беспечность граждан, которые не соблюдают элементарные правила безопасности. За 8 месяцев этого года машинисты эксплуатационных локомотивных депо применили более 2300 экстренных торможений для предотвращения наездов на людей, скот и автотранспорт. Почти в 94 процентах  случаев наезд удалось предотвратить благодаря грамотным действиям локомотивных бригад. Машинисты и их помощники делают все возможное, чтобы предотвратить  трагедию, и остро переживают в случаях, когда сбивают человека или произошло столкновение с автомобилем. Они испытывают сильнейшую стрессовую ситуацию. 
Я бы хотел обратиться ко всем казахстанцам и призвать их  строго  соблюдать правила безопасности на железной дороге, не ставить под угрозу жизнь свою и тысячи людей. Выиграв минуту, можно потерять здоровье или жизнь. 
С нашей стороны ведется масштабная профилактическая работа среди населения. Работники локомотивных бригад на постоянной основе проводят уроки безопасности в  школах, колледжах, ведут беседы с владельцами скота на сходах жителей, проводят акции на переездах «Внимание: поезд». К автоводителям  и пешеходам  мы обращаемся через СМИ. 
– Рост цен на энергоносители  вынуждает практически каждое предприятие страны переходить  в режим энергоэкономии. Какие внедряются энергосберегающие технологии в АО «Локомотив»?  
– В АО «Локомотив»  40 процентов всех расходов  приходятся на приобретение топливно-энергетических ресурсов.  В связи с этим повышение энергоэффективности для нас актуальный вопрос. Начиная  с 2013 года, АО «Локомотив»  поэтапно внедряет  автоматизированную систему управления «Энергодиспетчерская тяги»  (АСУ ЭДТ).  Она  даст весомый результат в экономии: дизельного топлива не менее 13 процентов, электроэнергии на уровне 7 процентов. Уже сейчас система демонстрирует  результаты энергосбережения. Экономия топлива за первое полугодие этого года составила 12 тысяч тонн, в прошлом году этот показатель составлял более 16 тысяч тонн. 
Этот вопрос актуален в  аспекте основной темы грядущей международной выставки «ЭКСПО-2017», которая пройдет в Астане.  Кроме этого, в ближайшие годы система позволит решить вопрос эффективного планирования использования локомотивного парка. 
Чтобы добиться ежегодного повышения энергоэффективности и сокращения наших затрат, в АО «Локомотив» проводится ряд организационных мероприятий.  Проведена значительная работа по улучшению эффективности использования локомотивов и локомотивных бригад.
Основной задачей локомотивщиков является повышение производительности труда при безусловном соблюдении требований безопасности движения поездов. Для этого проводится удлинение плеч обслуживания локомотивов. Это одна из мер повышения эффективности использования парка локомотивов, а также сокращения  времени  следования грузовых составов за счет увеличения длины пробега без смены локомотивной бригады и локомотива. 
Еще один важный проект: в последние годы разрабатывается  и внедряется  система автоведения. Главная ее цель – облегчить  труд машинистов, что благотворно сказывается не только на состоянии машиниста во время рейса, но и на безопасности движения. 
Системы автоведения рассчитывают и реализуют оптимальную скорость движения в зависимости от постоянно меняющейся поездной обстановки на маршруте, постоянных и временных ограничений скорости, сигналов светофоров, тяговых и тормозных характеристик конкретного локомотива и поезда, условий проезда определенных участков, а также множества других факторов. 
Какие задачи на перспективу ставит перед собой  АО «Локомотив»? 
– Для АО «Локомотив» наступает качественно новый период развития.   Возросшие требования к  выполняемым транспортным услугам порождают необходимость создания  на базе АО «Локомотив» Единого грузового перевозчика.  Эта работа ведется в рамках разрабатываемой Стратегии развития АО «НК «КТЖ» до 2020 года.  Первым шагом станет присоединение к нам  АО «Локомотивный сервисный центр». В данный момент утвержден соответствующий план мероприятий по реорганизации. Создание Единого грузового перевозчика позволит обеспечить экономически целесообразную перевозку всех видов грузов. Это приведет  к повышению  качества предоставляемых транспортных услуг.