Главная  /  Интервью  /  Казахстанский рэп-исполнитель об успехе, творческих кризисах и музыке

Казахстанский рэп-исполнитель об успехе, творческих кризисах и музыке

Екатерина Филипенко
2349
Казахстанский рэп-исполнитель об успехе, творческих кризисах и музыке

Ренат Сайфутдинов, более известный публике как Tanir, участник группы Da Gudda Jazz, сейчас популярен не только в Казахстане, но и в странах СНГ. Наша беседа с ним – о том, как простой кызылординский парень шел к своей мечте и добился успеха.

 

– Итак, с чего все начиналось?
– Началось все в далеком 2004 году в Кызылорде, мне было 15, столько амбиций, столько мыслей в голове. Честно говоря, я никогда не думал, что буду именно рэп-исполнителем, хотелось просто петь. Была даже идея стать ведущим, одним словом, постоянно тянуло на сцену. Как-то мой хороший друг подкинул мне кассету «Многоточие», прямо скажем, навязал ее послушать, я долго отпирался, мне совсем тогда не нравилась такая музыка, в итоге я положил кассету на стол и забыл… А через какое-то время она попалась на глаза, решил послушать, все равно вечер был свободный. И всё, меня затянуло, раз 20 ее мотал туда-сюда, это, наверно, знак какой-то был, вдохновение пришло… Решили организовать с ребятами группу Four X Boys, в то время она так называлась, что-то вроде четверо неизвестных пареньков из Кызылорды. Так все и началось. В том же году мы впервые выступили на Дне борьбы со СПИДом, и я решил, что отсчет творческой деятельности начну именно с этой даты. Недавно отметил 11-летие.
– Кто ты по образованию? Случалось ли тебе работать по специальности?
– В школе, когда вывесили список вузов и профессий, я выбрал «туризм», мне показалось, что это очень интересно – люди, путешествия, города, страны. Я отправился в Алматы подавать документы в КазНУ им. аль-Фараби, их приняли, все шло как надо. Но тут мне позвонили из Кызылорды, с конкурса «Лидер ХХІ века», где я тогда участвовал, и сказали, что я выиграл год бесплатного обучения в КызГУ имени Коркыт-Ата. Я вернулся, отучился год по специальности «бухучет и аудит», было здорово, я люблю все подсчитывать, так как я весьма практичен и расчетлив. Потом все-таки переехал в Алматы и поступил на второй курс в КазГУ на «туризм».
По профессии работать, к сожалению, не пришлось, посвятил себя творчеству.
– Твой творческий псевдоним – это практически зеркальное отражение твоего имени, историю создания расскажешь?
– Это детская история любви, я сейчас уже даже не вспомню, сколько мне было лет. Я был уверен, что одна девочка во дворе была в меня влюблена, она постоянно оказывала мне знаки внимания, улыбалась. Как-то я спросил у нее тоже весьма по-детски: «Кого ты любишь?», а она ответила: «Танира». Я помню, что тогда очень расстроился, конечно, не такого ответа ждал, а потом понял, что она имела в виду меня, просто перевернула имя наоборот. И вот когда пришло время выбирать себе псевдоним, я сразу вспомнил эту историю родом из детства, очень символично, на мой взгляд.
– Какие у тебя предпочтения в музыке? Есть ли музыкант, чье творчество тебя вдохновляет? 
– Я вообще считаю себя меломаном, мне нравится хорошая музыка, будь то шансон, транс или попса. Но предпочтения я, конечно, отдаю хип-хопу, оттуда я черпаю вдохновение. В свое время меня вдохновлял Eminem, мне кажется, что в нем всегда была изю­минка, он трудяга, даже сейчас, когда ему уже за 40, он продолжает делать крутые вещи. Для меня он рэпер №1.
– В песне для тебя важны слова или музыка?
– Если взять процесс создания именно музыкального трека, то в первую очередь я слушаю музыку, она меня вдохновляет на какие-то слова.
– Как появилась ваша группа «Da Gudda Jazz», откуда такое нетипичное название? Где состоялось первое выступление?
– Это был 2009 год, произошло слияние двух музыкальных коллективов MGM, в котором были также исполнители из России и казахстанской группы «Нота Ми». Решили создать коллектив под названием «Da Gudda Jazz», что означает «Крутая суета, сумбур». Названием мы хотели подчеркнуть в первую очередь стиль нашей жизни – мы этим живем, так мы себя ощущаем.
Первый состав группы был из шести человек (Raziel, Hamnamillion, Карабин, Танир, Мэри HotStuff и вокалистка Вика), но потом остались только я и Артём (Нота Ми), а спустя какое то время весной 2010 года в группу пришёл Олжас Нуртазин (Крайм Волшебник) и Ержан Рэплик, последний впоследствии покинул группу и решил заняться сольной карьерой. Так мы остались втроем.
Первое выступление группы состоялось на разогреве у российской группы «Триада».
– В каких городах выступали? Публика одинаково хорошо вас принимает? Ну и самое главное – какова возрастная категория ваших слушателей?
– Мы выступали в Куала-Лумпуре, в Пекине, в Таллине, Риге. Возрастная категория людей, приходящих на наши выступления, абсолютно разная, я бы сказал разношерстная публика. Есть и дети, и подростки, и даже люди в возрасте. 
– Когда ты понял, что стал знаменитым? 
– Однажды я выпустил в сеть клип, сейчас уже не вспомню какой именно, утром, проснувшись, открыл ноутбук, а там за ночь набежало уже 40 тысяч просмотров. И я просто понял, что все начинается, движение пошло, что это круто. И именно тогда и пришло осознание того, что я не зря всем этим занимаюсь. Какие-то шаги происходят, какие-то ступеньки – и вот она популярность. Перед этим я еще постоянно во многих конкурсах участвовал, онлайн-батлах. Я считаю это все были маленькие шажки к тому, кем я стал сегодня.
– Говорят, что с помощью участия в различных рэп/хип-хоп-проектах можно стать весьма популярным, как, к примеру, это произошло с нашим алматинским, а теперь уже и московским рэпером Натаном, который сейчас выступает под брендом Black Star.
– Если взять то время, когда я выигрывал рэп-батлы, тогда они были очень популярны, имели массовый характер, все буквально летели на них, всем было интересно. Участие в таких проектах лично для меня было просто, как говорится, спортивным интересом, желание было выиграть, своеобразный азарт. Так уж получилось, что однажды я выиграл один из самых крутых батлов, который проходил в сети, и он принес свои плоды, свой круг поклонников, люди начали узнавать. А по поводу Натана хочу сказать, что это был не совсем рэп-батл, это был отбор в Black Star, и потом Натан всегда был хорош, нет ничего удивительного, что Тимати обратил на него внимание. С Натаном мы как-то выиграли батл «Овиплокос» и с тех пор до сих пор дружим и следим за успехами друг друга.
– Творческие кризисы тебе знакомы?
– Творческие кризисы бывают у всех, и это ужасно. Осознание того, что ты ничего не можешь написать либо пишешь, но все не то, само по себе подав­ляет. Но в то же время такие моменты нужны, потому что идет творческий поиск себя и чего-то нового, в этом есть свои плюсы. 
– Где кончается творчество и начинается жизнь? Где кончается Tanir и остается Ренат, существует ли граница?
– Скорей, в жизни я больше Ренат, чем Tanir. И потом я всегда стараюсь ограждать творчество от своей реальной жизни, от своей семьи, близких. Выходя из звукозаписывающей будки, я уже Ринат, в жизни я простой, спокойный. А вот Tanir – это довольно дерзкий парень, который говорит смелые слова, он идет напролом, заводит толпу, это мое альтер эго, мое второе я.
– Ты всегда хотел идти по этому пути, никогда не хотелось взять и все свернуть, заняться чем-то другим? 
– Бывали такие моменты, конечно, минутные слабости, – я бы их так назвал. Но не доходило до того, чтобы я был готов все бросить. Всегда все было на уровне идей, плюс у меня есть моя команда, люди, с которыми мы разговариваем на такие темы откровенно и легко и пытаемся выйти из положения, при этом никогда не ищем легких путей. Мы не убегаем от проблем, мы их решаем.
– Каждый артист, писатель или художник проходит через период определенной меланхолии, грустной эстетики творчества. Тебя это коснулось?
– Я как раз выпустил сольный альбом «Дуэт», находясь в таком периоде. Изначально у меня была идея сделать новый звук, все сделать по-новому. И вот где-то полгода я пребывал в таком состоянии, и альбом получился лиричный, с грустинкой.
– Ну а теперь собственно о творчестве: где вас можно услышать, увидеть? Да и вообще чем порадуете в ближайшее время?
– На радио, к сожалению, нас не ротируют, говорят, мы неформат, как нам объяснили, нужно быть как «Настя и Потап», тогда нас возьмут. Я не хочу на такое ориентироваться, это не наше, не хочу переходить на коммерцию. Мы делаем вещи от души, конечно, в планах есть сделать переворот творчества, пока что думаем над тем, чтобы что-то новенькое внести. На каналах можно нас увидеть, ну и, конечно же, на популярных видеосервисах. И потом, сейчас дело на рынке обстоит так, что хип-хоп практически забрал себе все лавры, мне кажется, он вот-вот перешагнет попсу. 
У нас есть большое количество неизданных песен, и за время, пока мы выпускали наш альбом «Конвейер», они просто лежали и терпеливо ждали своего времени. Только пару месяцев назад состоялась премьера клипа, которым я горжусь, он называется «До следующего лета», и у него уже более 100 тысяч просмотров. А буквально на днях мы приехали из большого гастрольного тура под названием «ЕАС», который проходил в 13 городах России.

Екатерина Филипенко, Алматы