Главная  /  Интервью  /  В Казахстане расширяется внедрение адресной социальной помощи нового формата

В Казахстане расширяется внедрение адресной социальной помощи нового формата

3125
В Казахстане  расширяется внедрение адресной социальной  помощи нового формата

Об этом в интервью «Литеру» рассказала вице-министр  здравоохране­ния и социаль­ного развития РК, член партии
«Нұр Отан» Светлана Жакупова.

– Главой государства определены 100 конкретных шагов для реализации пяти президентских реформ. 84-й шаг предусматривает оптимизацию социальной помощи через усиление ее адресного характера. Расскажите, пожалуйста, подробнее об этом.
– Сегодня проводится модернизация адресной социальной помощи (АСП), то есть расширяется внедрение АСП нового формата.
Она предусматривает переход от пассивной модели социальной защиты малообеспеченных граждан к активной, основанной на стимулировании внутреннего потенциала семьи (человека) для поиска выхода из трудной жизненной ситуации.
Об этом говорил и Президент страны. Социальная помощь будет предоставляться только тем гражданам, кто в ней действительно нуждается. Государственная адресная социальная помощь трудоспособным гражданам с низкими доходами будет предоставляться при условии их активного участия в программах содействия занятости и социальной адаптации.
Хочу отметить, что эта модель реализуется в пилотном режиме с 2014 года за счет средств республиканского бюджета в трех областях Казахстана. Это Акмолинская, Восточно-Казахстанская и Жамбылская области.
С 1 июля 2015 года география пилота была расширена еще в 38 пилотных районах и городах уже за счет средств местного бюджета.
Суть проекта заключается в возможности получить повышенный размер социальной помощи при условии обязательного участия трудоспособных членов семьи в программах занятости, при необходимости – также в мерах социальной адаптации и подписании социального контракта.
В 2016 году внедрение новых подходов по оказанию адресной социальной помощи планируется реализовать в пилотном режиме во всех регионах страны. На эти цели в республиканском бюджете на 2016 год предусмотрено 1,4 млрд тенге.
– В октябре прошлого года в некоторые законодательные акты по вопросам социальной защиты населения были внесены дополнения и изменения, где нашли отражение вышеуказанные новые подходы. Что предусмотрено данным законом?
– В действующем законодательстве за счет средств местных бюджетов безработным, малообеспеченным и многодетным семьям с учетом нуждаемости и уровня доходов предоставляется адресная социальная помощь (далее – АСП) при совокупном доходе семьи ниже 40% от прожиточного минимума на человека.
Проблемой действующей модели адресной социальной помощи является низкая мотивация к занятости получателей помощи – малообеспеченных граждан, так как кроме подтверждения низкого дохода они, по сути, не имеют других обязательств перед государством. Такая ситуация порождает социальное иждивенчество и не решает в корне проблем граждан с низкими доходами.
Международная практика показывает, что большинство развитых стран перешло к активным мерам социальной политики. В частности, действия государств направлены не на создание посредством пособий и компенсаций «тепличных условий», а на предоставление помощи, поощряющей активность и поиск работы (особенно у молодежи).
Поэтому Главой государства поставлена задача по совершенствованию механимов социальной защиты в сторону усиления ее адресности.
В этой связи в рамках реализации 84-го шага Плана нации «100 конкретных шагов по реализации пяти институциональных реформ», озвученного Президентом страны на расширенном заседании правительства РК 5 мая 2015 года, разработан и 28 октября 2015 года принят закон РК «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам социальной защиты населения» (далее – Закон).
Законом предусматривается введение с 1 января 2018 года нового порядка оказания АСП семьям, имеющим доходы ниже 50% прожиточного минимума на каждого члена семьи, с условием обязательного участия трудоспособных членов семьи в активных мерах содействия занятости, которая будет предоставляться взамен ныне действующих:
– специальных государственных пособий многодетным семьям;
– государственных детских пособий до 18 лет для малообеспеченных семей;
– АСП, предоставляемой малообеспеченным домохозяйствам.
АСП в новом формате будет делиться на 2 вида: безусловную и обусловленную денежную помощь.
Безусловная денежная помощь будет предоставляться тем семьям, в составе которых нет трудоспособных членов, например семьям инвалидов или пожилых пенсионеров, или семьям, трудоспособные члены которых по объективным причинам не могут участвовать в мерах содействия занятости, например одинокая мать с детьми дошкольного возраста. Для таких семей обязательное участие в мерах занятости для получения пособия не требуется.
Обусловленная денежная помощь будет предоставляться семьям, имеющим в своем составе как минимум одного трудоспособного члена, при условии заключения социального контракта активизации семьи и обязательного участия всех трудоспособных членов семьи в мерах содействия занятости.
Эти меры будут способствовать повышению социальной ответственности получателей социальной помощи, усилению их мотивированности в поиске работы и самообеспечении, а также повышению степени участия малообеспеченных граждан в экономике страны и в жизни общества. В конечном итоге, это должно благоприятно отразиться на качестве жизни малообеспеченных граждан.
Кроме того, с 1 января 2018 года планируется объединить специальные госпособия инвалидам и детям-инвалидам с базовым социальным пособием по инвалидности. В результате для лиц с ограниченными возможностями упростится процесс сбора и подачи необходимых документов для назначения пособия. При этом права инвалидов не будут ущемлены, поскольку размеры получаемых ими выплат не уменьшатся.
– Каковы итоги реализуемого пилотного проекта обусловленной денежной помощи «Өрлеу»?
– По итогам 2015 года в рамках реализации пилотного проекта «Өрлеу» социальный контракт активизации семьи заключили 3,2 тыс. семей, или 15,9 тыс. человек, в том числе в Жамбылской области – 9,7 тыс. чел., в ВКО – 4,6 тыс. чел., в Акмолинской области – 1,7 тыс. чел.
В активные формы содействия занятости были привлечены 3930 человек, или 89,9% от общего количества трудоспособных участников проекта «Өрлеу», в том числе:
стали участниками «Дорожной карты занятости – 2020» – 1000 чел. (25,4%);
трудоустроены н а постоянные рабочие места – 1953 чел. (49,7%);
направлены на общественные работы и социальные рабочие места – 838 чел. (21,3%);
направлены на переподготовку (повышение квалификации) – 139 чел. (3,6%).
В результате реализации пилотного проекта за указанный период в пилотных регионах отмечается увеличение среднедушевых доходов получателей обусловленной денежной помощи более чем в 2,1 раза по сравнению с периодом до участия в проекте, уменьшение количества получателей адресной социальной помощи на 37,7%, государственного пособия на детей – на 4,9% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и снижение доли трудоспособного населения в структуре получателей адресной социальной помощи на 42,4% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

Асель Смагулова,

Астана

Смотрите также: