Главная  /  Интервью  /  Французский актёр и режиссёр Луи-До де Ленксен о сложной работе с Сокуровым и характере Жюльет Бинош

Французский актёр и режиссёр Луи-До де Ленксен о сложной работе с Сокуровым и характере Жюльет Бинош

Юлия Миленькая
2092
Французский актёр и режиссёр Луи-До де Ленксен о сложной работе с Сокуровым   и характере Жюльет Бинош

Участие в фильме российского кинорежиссера и сценариста Александра Сокурова автоматически приносит славу любому актеру мира. Исключением не стал и Луи-До де Ленксен, сыгравший одну из главных ролей в документально-игровом фильме российского мастера под названием «Франкофония». В Алматы французский актер и режиссер гостил в рамках седьмого фестиваля «Французское кино сегодня», на котором и состоялась премьера данной киноленты.


– Мсье Ленксен, до встречи на киноплощадке с Александром Сокуровым вы уже имели за плечами большой багаж успешных работ в театре и кино. Тем не менее можете ли сказать, что ваша жизнь разделилась на до и после сотрудничества с российским мэтром?
– Ну, я бы так не сказал… Моя роль в фильме «Франкофония» не такая уж и большая и молчаливая. Но, пожалуй, все эти характеристики утяжелили работу над ролью. Фильм отражает непростое время, я бы сказал даже гнетущее, в связи с этим я ощущал громадную усталость после каждого проведенного съемочного дня. Хотя я уверен, что Сокурову удалось не только добиться нужного результата в работе, но и изменить что-то во мне самом. Наблюдая за своим персонажем в качестве зрителя, порой даже не узнаю себя.
– Насколько вам было сложно найти контакт с русскоязычным режиссером? Требователен ли к актерам господин Сокуров?
– Во время съемок все его слова старается донести переводчик, одновременно нужно играть. Это очень сложно, правда. Меж тем сотворчество с господином Сокуровым – интереснейший опыт для меня. Больше всего мне нравится последняя сцена картины, когда Сокуров, переместившись во времени, обращается ко мне, директору Лувра времен 40-х годов, и предсказывает будущее. Очень интересно и одновременно страшно находиться в шкуре тех персонажей, с кем беседует Сокуров и говорит о том, что непременно случится в скором времени. Помнится, что в момент съемки этой сцены я начал усиленно моргать. Сокуров мне сделал замечание. Было психологически сложно.
 – Представим, что этот фильм создавал бы совершенно другой режиссер. Согласились бы вы принять участие в нем в качестве актера, играющего знакомый вам персонаж? Или все же основополагающим фактором для участия в этой картине стало непосредственно имя и признание Сокурова?
– Безусловно. Для меня «Франкофония» – это прежде всего Сокуров. Конечно, играть такого персонажа очень интересно, интересно и проживать то время, в котором жили наши отцы и деды. Данная картина ведь затрагивает не только годы служения своей стране в сложные 40-е годы прошлого столетия. Необходимо сказать, что «Франкофония» – это очень русское видение и Франции, и Второй мировой войны в целом. Сокуров, как и нередко другие режиссеры, снимает фильмы о себе самом, пытается воссоздать глубинную картину мира своей собственной души. В своем последнем фильме он высказывает личную позицию в отношении тех исторических и политических процессов. Это его боль и большое сожаление о том, что страдания и потери советского народа сегодня не признаются в должной степени всем миром. Но в его фильме не говорится ни одного слова про евреев, хотя их судьба в те страшные годы остается крупнейшим вопросом для Европы и сегодня…
– Разглядели ли вы какие-то отличия в работе французских и русских режиссеров?
– Мне пока довелось из русскоговорящих режиссеров иметь дело только с Александром Сокуровым, но замечу, что российские режиссеры не особо заботятся о качестве звукозаписи во время съемок. Работа же Сокурова мне показалась неким сплавом между литовским Жукаускасом Микасом и франко-швейцарским Жан-Люком Годаром.
– Французская киноактриса Жюльет Бинош широко известна и очень любима казахстанскими киноманами. Вам довелось, и, наверное, не будет лишним сказать, посчастливилось сыграть вместе с ней в фильме «Откровения». Что можете рассказать о ней как о человеке, как о женщине?
– Это актриса очень щедрая, она делится на рабочей площадке со всеми коллегами своей мощной энергетикой. Жюльет – большая труженица. Если бы я встретился с ней в качестве режиссера, а не партнера по сцене, я бы посоветовал ей не так сильно распыляться. Но, наверное, это просто такой темперамент (улыбается). Находясь с ней на одной площадке, каждый автоматически становится ведомым, поэтому работать с этой актрисой в паре – дело нелегкое. Нужно ей соответствовать.
После съемок в фильме Сокурова, наверное, планируете покорять еще более высокие вершины в пространстве кинематографа?
– Я готовлюсь к съемкам своего нового фильма. Если все же удастся получить необходимое финансирование, в сентябре стану режиссером картины. Затем мне предстоит осуществить постановку пьесы, которую я создал в соавторстве с Ясмин Реза, известной французской актрисой театра и кино, драматургом и прозаиком. В ней я буду играть в отличной профессиональной актерской компании, в том числе с Эмманюэль Дэво. Кстати, я был влюблен в Эмманюэль в 18-летнем возрасте (улыбается).

Справка

Получив драматическое образование, Луи-До де Ленксен начинает ставить театральные спектакли. Ленксен дебютировал в кино в 1990 году в короткометражном фильме Седрика Кана. Через год он снялся в первом фильме Арно Деплешена «Жизнь мертвых», а затем  у Клода Шаброля в его экранизации «Мадам Бовари», где главную роль играет Изабель Юппер…
В 2006 году он дважды снимался у Бенуа Жако: сначала в телефильме «Бандит Гаспар», а потом в «Неприкасаемом». Последний, получивший на Венецианском фестивале-2006 «Золотого льва» и приз жюри, принес Ленксену широкую известность, а также первую центральную роль во втором фильме Мии Хансен-Леве «Отец моих детей», где он создал образ кинопродюсера-неудачника.
На Каннском фестивале-2011 его имя представлено в трех фильмах. После такого насыщенного года вышли шесть фильмов с его участием. Артист начал 2012 год фильмом «Откровения» польского кинорежиссера, сценариста и продюсера Малгожаты Шумовской. В нем его партнершей стала Жюльет Бинош.
После 2012 года киноманы встретили Ленксена в полутора десятках фильмов, в числе которых «Галопом» (сценарист и режиссер), «Тадж-Махал», «Валентин, Валентин», «Брис 3» и, конечно, «Франкофония», повествующая о судьбе музейных сокровищ в период оккупации немцами Парижа в 40-е годы.

Юлия МИЛЕНЬКАЯ,

фото Константина КНЯЗЕВИЧА, Алматы