Родина ждёт

Валерий Николаев отказывается от ролей, противоречащих жизни
Российский актер театра и кино, режиссер Валерий Николаев, знакомый многим по фильмам «День рождения Буржуя», «Родина ждет» и успешно засветившийся в эпизодической роли спилбергского «Терминала», побывал в Алматы в рамках международного кинофестиваля «Евразия».
Еще в 2007 году на алматинском международном кинофестивале «Звезды Шакена» Николаев получил специальный приз акимата. Тогда он представил на суд казахстанского зрителя свой режиссерский дебют – «Медвежья охота». С тех пор Николаев успел сыграть более десятка киноролей и сегодня активно вовлекается в творческий процесс – снимается в комедии «Муж на час», а также готовится предстать перед зрителями в остросюжетной картине «Культ», съемки которой проходили на Кубе.
– На острове за два месяца мы отсняли 12 серий, – с гордостью сообщает герой фильма.
– Остались два съемочных дня в Москве в начале октября.
В эксклюзивном интервью «ЛИТЕР-Неделе» Валерий Николаев вспомнил о прекрасном времени работы на одной съемочной площадке с легендарным Спилбергом, рассказал об американской системе обучения, а также посоветовал актерам читать книги, особенно Станиславского.
– Валерий, после нескольких визитов в Казахстан успели познакомиться с казахстанским кинопространством?
– Да, безусловно. Актеры у вас достойные и каскадеры великолепные. Нам нужно обязательно вместе делать кино.
– К слову, о каскадерах. Фильм «Родина ждет» наполнен множеством «сильных» каскадерских трюков. Вы ведь в прошлом спортивный гимнаст, быть может, и работа каскадера вам не чужда?
– Меня в этом отношении «вылечил» голливудский режиссер Филипп Нойс. В финале его картины «Святой», которую снимали на студии в Лондоне, нужно было драться, вися на люстре. В этой сцене не использовалась графика, только живой огонь. Весь жар поднимался вверх к люстре. Несмотря на это, я стал проситься в кадр на общем плане. Тогда Нойс подозвал меня к себе, достал книжку и демонстративно начал листать ее.
– Вот это профессиональные каскадеры, которые будут все делать, – сказал он мне, показывая их портреты.
– Если он получит ожог или, не дай Бог, травму, его заменит другой. А если с тобой что-то приключится, мы будем стоять и ждать, пока ты там зарастешь. Поэтому только средний и крупный план... Сложные трюки в фильме «Родина ждет», который вы упомянули, делали ребята-каскадеры.
Один из них – автомобильный гений, к сожалению, рано ушедший из жизни Баркуша – Владислав Барковский. Он был великим человеком – испытывал, будучи в армии, костюм для Гагарина, ездил на машине так, как никто другой, разговаривал только стихами, потому что прозой было скучно.
Обычно же в кино падения с высоты делает каскадер, а выкатываюсь я сам, простые проезды на машине, конечно, выполняю тоже самостоятельно.
– В вашем послужном списке значится обучение в американских актерских школах. На ваш взгляд, могут ли они конкурировать с высшим академическим актерским образованием?
– Никогда. Но я благодарен им за то, что они подарили мне новые знакомства и понимание целей и задач того или иного образования. Помните, в клипе МакФеррина «Don’t worry, be happy» снимался смешной чувак в котелке? Так вот, он сделал фантастически смешной спектакль без единого слова. Все во время его показа просто катались по полу от смеха. После просмотра постановки мы ринулись спрашивать его об образовании.
– Друзья мои, если мне нужно научиться чему-то, я просто нахожу лучшего, по моему мнению, профессионала и беру у него платные уроки, – сказал он.
Вот так-то. Самое лучшее образование – самообразование. Но при этом нужна база, обязательно. К сожалению, ее у нас перестали давать. А ведь Константин Сергеевич Станиславский с его восемью томами системы – «Касперский» для актера.
– В советской и российской школе превалирует обучение вокруг наставника. К примеру, Табаков собирает своих учеников в мастерские. В Америке подобная система практикуется?
– Разумеется. И прекрасно, что там есть продолжение данной системы. В рамках профсоюза The Screen Actors Guild на разных студиях собирают людей и проводят мастер-классы, семинары такие профи, как Аль Пачино, Роберт де Ниро, Джонни Депп. Такое образование очень помогает взрослым, сформировавшимся артистам, которые по воле судьбы с накопленным багажом вступают в сериальное «месиво». Сериалы зачастую оказывают разрушительное влияние на актера. Такие временные мастерские очень помогают сохраниться профессионально. Своим же главным наставником я считаю Виктора Манюкова, к которому я поступил на курс. Он взял меня в школу-студию МХАТ. Виктор Карлович был, наверное, последним, кто знал, как преподавать систему и правильно выстраивать методологию преподавания для восприятия ее студентами. Он в конце 70-х годов организовал своим выпускникам новый театр в Кузьминках, который так и назывался – «Новый областной театр». К сожалению, первое, что сделали его «благодарные» выпускники, – выжили своего педагога из театра. Через год после того, как мы начали учиться, к концу первого курса, он поехал в Киев читать лекции и там умер... Могу уверенно сказать, что фундамент моей актерской профессии заложил именно Виктор Карлович. Он учил Басилашвили, Караченцова… Олег Павлович Табаков представляет совершенно другую систему обучения. Табаков – это жесткая конкуренция между учениками, четкое понимание того, куда ты попадешь, выходя из стен альма-матер, как тебя встретят во «взрослой» жизни. Как он говорил, «только единицы смогут заработать себе на хлеб этой профессией, на хлеб с маслом – уж совсем мало, а на хлеб с маслом и икрой – посмотрим».
– Валерий, как вам удалось «ворваться» на съемочную площадку картины «Терминал» легендарного Стивена Спилберга?
– Я был в Лос-Анджелесе. Мне позвонила моя менеджер, она же агент, и сказала поехать и пробоваться на роль. В студии меня встретили две милые дамы. Нужно было что-то сыграть с воображаемым партнером. Я все сделал, уехал и постарался забыть об этом, чтобы не расстраиваться. Но через месяц ночью раздается звонок: «Ты получил роль». Когда я приехал на площадку, Спилберг снимал какой-то эпизод с актером, игравшим заместителя начальника аэропорта, и что-то не очень у них все склеивалось. Он меня увидел и сказал: «Завтра мы все начнем, в общем, все как на пробах, ну, давай…» Вот и весь разговор, как будто с ним мы уже третью картину делаем. Это, конечно, меня очень удивило, ведь Спилберг – такая величина! А уже после первого съемочного дня я получаю от него приятный подарок. Я сказал ему, что у меня есть друг, который мечтает побывать у него на площадке. А Спилберг, как известно, вообще не приверженец практики пускать кого-то к себе. И тут слышу вопрос: – И где он, друг? – В Москве, – не замедлил с ответом я.
– Но завтра уже будет здесь.
– С ним было легко работать?
– Это человек, который в 5.45 уже находится на площадке, а в 6.10 делает первый дубль. Он дал мне интервью, которое я записал. После чего ко мне подбежал PR-директор студии DreamWorks с ошалевшими глазами и спросил: – Вы понимаете, что сейчас произошло? – Нет, – ответил я.
Оказывается, он не давал интервью на протяжении шести лет. А тут такой случай! Тогда я ему задал несколько вопросов по кинокухне и спросил что-то о его личном методе работы. Хочу сказать, что Спилбергу совершенно все равно, с кем советоваться. Это может быть любой человек на площадке, даже охранник, даже я. Он показал одну сцену и спросил мое мнение. Я его высказал, он задумался и даже что-то поменял. Спилберг – настоящий дирижер, который умеет слышать и слушать.
– В «Терминале» удивительным образом показана разность и даже некая пропасть взглядов Америки и славянского мира…
– И это мог сделать только Спилберг. Браво ему и слава за это. Мысль Спилберга, невероятно внятно и явно сыгранная Томом Хэнксом, геополитически такова. Тут некуда не денешься.
Естественно, фильм не собрал почти ничего в США, но по миру собрал очень много.
– Какая картина является наиболее значимой для вас? Или же самая главная роль у вас впереди?
– Для меня все роли значимы, и это не пустые слова. Каждой по-разному могу чем-то гордиться. В одной радуюсь тому, что просто выжил, в другой – невероятно счастлив встретиться на одной съемочной площадке с прекрасными партнерами.
– Часто ли вы отказываетесь от ролей, противоречащих вашим принципам, жизненной позиции?
– Запросто говорю «нет» всему, что против жизни и против нашей родины. Легко отказываюсь от американских картин, где предлагают играть каких-то дебилов.
Мы в соцсетях