Главная  /  Интервью  /  О Кунаеве, Алматинском цирке и медведях

О Кунаеве, Алматинском цирке и медведях

Юлия Миленькая
3057
О Кунаеве, Алматинском цирке и медведях

В прошлом году Казахский государственный цирк отметил свое 45-летие. За прошедшие годы он стал уникальным творческим явлением и любимым местом отдыха и развлечений казахстанцев.

 

Цирк переживал разные времена, но всегда славился своими талантливыми артистами, известными далеко за пределами страны. В этой кузнице талантов сегодня работают люди, которые стояли у истоков зарождения отечественного циркового искусства. Одним из таких является заслуженный деятель Казахстана Валихан Чалабаев, долгое время работавший заместителем директора и художественным руководителем цирка.  
Сегодня Валихан Рахимбердиевич, работая в должности руководителя службы гастролей, с радостью вспоминает годы цирковой работы  и продолжает любить дело всей своей жизни. В интервью корреспонденту «Литера» Валихан Чалабаев рассказал о своем акробатическом прошлом, сравнил работу циркачей в советское и настоящее время, а также поведал много интересного о сегодняшней насыщенной жизни артистов цирка.
– Жизнь с цирком меня связала еще в 1968 году, – рассказывает Валихан Рахимбердиевич. –  В возрасте девяти лет я полюбил гимнастику, хотя моих школьных и дворовых друзей привлекали совершенно другие виды спорта. Выступления гимнастов и акробатов меня завораживали. Наблюдая за ними, я хотел стать таким же смелым, бесстрашным и ловким.  Заниматься гимнастикой начал с небольшим перерывом – заболел желтухой, и мне запретили тренироваться. Вы бы знали, как сложно дался мне этот год! Я очень сильно переживал и думал, смогу ли продолжить занятия…  После окончания школы встал вопрос о поступлении в вуз. В это же время я прочитал объявление о создании первого в Алма-Ате Казахского цирка. Для его создания  сюда специально приехала группа специалистов из Москвы. Она же производила набор будущих артистов из числа талантливой спортивной молодежи, которая перед выходом на сцену, безусловно, должна была закончить цирковое училище. Помню, какой жуткий был конкурс! За пять дней отборочная комиссия просмотрела восемьсот человек, а из них было отобрано меньше десяти! Вы представляете, какие были жесткие требования! В годы учебы мне повезло с учителями – я попал в руки величайших цирковых акробатов, навсегда вошедших в книгу истории советского циркового искусства. Премьера нашей цирковой программы состоялась в 1970 году на арене Саратовского государственного цирка.
– Цирковой коллектив был создан в 1970 году, а само здание Казахского цирка в Алма-Ате было построено в 1972 году. Где же все это время выступали наши артисты?
– В 70-м году алматинцам свою программу мы показали в здании Дворца спорта. На его территории были установлены специальные помещения для животных, а в центре зала дворца – манеж. Уже в это время строительство будущего здания Казахского цирка (архитектор – Владимир Кацев) курировалось Димашем Ахмедовичем Кунаевым. Многие его считали настоящим отцом цирка.
В 1972 году был построен цирк. За годы своей работы я побывал во многих городах мира, но подобного здания не видел. О красоте, достоинстве и удобстве нашего цирка могут сказать не только казахстанцы, но и специалисты, артисты из разных стран, которые у нас гостили. Тот, кто попадает в алматинский цирк, тотчас влюбляется в него.  В 70-е годы мы выступали с многожанровой программой, стилистически похожей на дивертисмент.
В то время цирковое искусство было одним из самых любимых. Да и билеты были очень доступными по цене. С нашей дебютной программой мы выступали около четырех лет и объездили с ней многие страны Союза.
Основателем новой программы стал народный артист СССР, цирковой режиссер-постановщик Виль Головко. К сожалению, в конце прошлого года он умер. Головко создал абсолютно уникальный спектакль, который объединил одновременно несколько видов искусства – балет, классическую музыку, эстраду и многие другие. С этой программой мы работали на протяжении 16 лет, и 10 лет подряд получали звание «Лучший цирк Советского Союза».  
– Валихан Рахимбердиевич, сегодня, говоря о лучших цирках мира, отмечают канадский Cirque du Soleil и китайский цирк. Вы согласны с такой оценкой?
–  Не соглашусь. Кстати говоря, именно по аналогии великолепного спектакля, созданного Головко, сейчас работает тот самый Cirque du Soleil. Они практически скопировали его. Да и потом, их команда на 95 процентов состоит из советских, русских артистов, там работают и казахстанцы.  Многие считают китайский цирк сильнейшим в мире, но и здесь я не могу ответить взаимностью этому мнению. Бесспорно, у них есть определенные жанры, в которых они наиболее сильны, – эквилибристика, несколько видов акробатики. Но в китайском цирке очень слабо развита дрессура, воздушная гимнастика, клоунада, искусство езды на лошадях.  
– Пожалуй, многие из этих видов достойно представляются нашими артистами на арене Казахского государственного цирка…
–  А вот здесь не могу не согласиться (улыбается). Это действительно так. Гимнасты, акробаты и наездники – наша гордость. Акробатические номера с лошадьми поражают и казахстанцев, и гостей нашей страны.  Наши наездники – национальный бренд. К слову, одна из лучших конных групп мира в составе казахстанских джигитов-наездников более 20 лет работает в американском  Ringling Brothers Circus. В настоящее время эта группа, которую возглавляет мой сын Канат, насчитывает 20 наездников и около 30 лошадей.  
– Часто ли наши артисты цирка выезжают с гастролями в другие страны мира?
– Я вам больше скажу: Австралия, Япония, Китай, ряд европейских стран с огромной радостью ждут наших артистов. Казахстанские мастера циркового искусства регулярно уезжают по своим гастрольным контрактам в разные цирки мира. Недавно мы на год отправили во Францию, Швейцарию и Германию наших акробатов-эквилибристов, воздушные гим­насты поехали на такой же срок с возможной пролонгацией в Китай. Гастрольных туров у наших артистов очень много. И я очень благодарен нашему государству, которое, несмотря на экономический кризис, достаточно заботливо относится к цирковому искусству.
– И все же, Валихан Рахимбердиевич, когда артистам цирка было легче работать – в советское или в настоящее время?
– Мне 67-й год, и я считаю себя человеком советского времени, не времен застоя, конечно, но того, прошлого. Могу сказать, что тогда было больше достоинств и в нравственном, и в моральном плане. Наши артисты цирка получали квартиры, серьезные ставки. Что говорить – вспоминаем те времена с каким-то теплым трепетом. Кстати, в 1996 году был нанесен очень сильный удар по цирковому искусству. Тогда была отменена льготная пенсия для артистов балета, музыкантов-духовиков и артистов цирка. Государство, видимо, предположило, что цирковых артистов в Казахстане насчитывается несколько миллионов, а их ведь даже 2–3 сотни не наберется, из них пенсионеров – 2–3 десятка. Кстати, в советское время льготная пенсия распространялась только на артистов физкультурно-спортивного жанра: гимнастов, канатоходцев, наездников, частично на дрессировщиков.  Я ездил на встречи со спикерами Парламента, председателями комитетов для того, чтобы доказать необходимость возвращения льготной пенсии нашим артистам. В ответ же получал следующее: если будет возвращена льготная пенсия артистам цирка, то необходимо возвращать льготные пенсии и работникам горячего цеха, шахтерам и т.д. В то же время сегодня мы с благодарностью и пониманием относимся к нынешнему руководству страны. Они все же не бросают нас на произвол судьбы.
 – Вспоминая годы становления циркового искусства в стране, вы отметили, что за пять дней отборочная комиссия из Москвы просмотрела восемьсот человек, и из них отобрала меньше десяти. Какие цифры сегодня? Есть ли из кого выбирать?
– Еще как! Несмотря на то что сейчас подобных цифр не наблюдается, в цирк приходят очень одаренные ребята. В настоящее время цирк готовит программу, посвященную 1000-летию Алматы, которая стартует в июле. В ней задействовано очень много талантливой молодежи. В эти дни проходят репетиции, и я испытываю большую радость и гордость за наших молодых артистов, когда наблюдаю за ними из зрительного зала.
– Валихан Рахимбердиевич, а как вы относитесь к дрессуре в цирке? В настоящее время эта тема продолжает вызывать множество споров и имеет большое количество противников...
– Даже маленького ребенка могут отшлепать за непослушание, согласитесь? Не избить, конечно, а отшлепать. Метод кнута и пряника действует и в цирке. Но люди цирка только заинтересованы в том, чтобы его животное было здоровым, веселым и находилось в блестящей форме. Все они стремятся только к этому. У моего сына в американской конной группе насчитывается 30 лошадей. В манеже у него работают 24 лошади, оставшиеся шесть лошадей – старше 30 лет и уже не работают. Они доживают свой век в комфорте, уходе и хорошем питании. Они ведь заслужили это, пришло время, и они ушли «на пенсию». Я скажу, что и в нашем цирке существует индивидуальный ежедневный уход для каждого животного. Они находятся под наблюдением профессиональных ветеринаров, имеют конкретный режим питания. В цирке животные живут гораздо дольше, чем в дикой природе. Это уже доказано многими. К примеру, медведи в природе в 10–12 лет считаются глубоко старыми, в нашем цирке медведи живут больше 30 лет. Делайте выводы.
– К дрессировщикам со стороны общества много нареканий, нелегко живется и клоунам. Сегодня они сами признаются, что работать, учитывая запросы избалованной современной публики, довольно сложно…
 – Клоуном всегда было работать далеко не просто, но клоунада как жанр продолжает быть интересной и востребованной. Цирк стоит на трех китах: гимнастика-акробатика, дрессура и клоунада. Все мы знаем величайшую плеяду советских клоунов. Здесь можно назвать и Никулина с Шульгиным, и Попова, и Енгибарова. Леня Енгибаров –  лучший клоун мира. Он покорял публику какой-то душевной щедростью и искренностью, был мастером своего дела. Сейчас в мире есть несколько великих клоунов. Это Дэвид Ларри (Америка), Семен Шустер, известный всем как Хуш-Ма-Хуш (Германия). В целом могу сказать, что искусство клоунады развивается и сегодня. В настоящее время заметный интерес вызывает интерактивная работа с публикой. В нашем цирке тоже есть неплохие клоуны, которые вызывают и смех, и слезы от смеха, и просто приятные улыбки.  И это значит, что наша цель достигнута!

Юлия МИЛЕНЬКАЯ,

фото Константина КНЯЗЕВИЧА, Алматы