Главная  /  Интервью  /  Реформы в судопроизводстве: новые подходы при рассмотрении инвестиционных споров

Реформы в судопроизводстве: новые подходы при рассмотрении инвестиционных споров

Соб. инф
2604
Реформы в судопроизводстве: новые подходы при рассмотрении инвестиционных споров
Приоритетный шаг в обеспечении верховенства закона является создание отдельного судопроизводства по инвестиционным спорам

С начала текущего года приступили к своей деятельности специализированная судебная коллегия Верховного суда и специализированный состав в суде города Астаны для рассмотрения споров с участием инвесторов. Согласно новому Гражданскому процессуальному кодексу, вступившему в действие с 1 января 2016 года, в правомочия Верховного суда – его специализированной судебной коллегии – входят рассмотрение по правилам суда первой инстанции гражданских дел по инвестиционным спорам, стороной в которых является крупный инвестор, а также пересмотр в апелляционном порядке судебных актов по инвестиционным спорам, отнесенным к подсудности суда Астаны. О том, что сделано в этом направлении за прошедшее полугодие, рассказала председатель специализированной судебной коллегии Верховного суда Айгуль Кыдырбаева.

 


– Айгуль Куанышбаевна, каким образом на практике разграничивается статус инвесторов на крупных и некрупных? 


– В Предпринимательском кодексе, вступившем в действие также с 1 января 2016 года, раскрыты понятия «инвестор», «крупный инвестор», «инвестиционная деятельность». В нем к крупным инвесторам относятся физические или юридические лица, осуществляющие инвестиции в республике в размере не менее двухмиллионнократного месячного расчетного показателя. В связи с этим для признания инвестора крупным и реализации им права рассмотрения его спора в Верховном суде сумма вложенных инвестиций должна составить более 4 млрд тенге.


При этом к подсудности Верховного суда относятся только споры, связанные с исполнением взаимных обязательств по договору на осуществление инвестиций, сторонами в которых является крупный инвестор, с одной стороны, и государственный орган – с другой. При предъявлении такого иска инвестор либо государственный орган обязан представить договор на осуществление инвестиций, из которого вытекает обязательство ответчика, т. е. доказательства, подтверждающие статус крупного инвестора. Споры, стороной в которых являются инвесторы с суммой вложенных в страну инвестиций менее вышеуказанной суммы, подлежат рассмотрению по правилам суда первой инстанции в суде города Астаны. Все иные споры с участием инвесторов, не связанные с инвестиционной деятельностью, а также подлежащие рассмотрению в упрощенном производстве отнесены к подсудности районных судов. Таким образом, законодательно упрощен порядок рассмотрения споров с участием инвесторов: гражданские дела с участием крупных инвесторов получают свое окончательное разрешение, пройдя всего две судебные инстанции: первую и кассационную в Верховном суде, а других инвесторов – три инстанции: первую в суде города Астаны, апелляционную и кассационную – в Верховном суде.


Специализированная судебная коллегия Верховного суда в кассационном порядке также пересматривает вступившие в законную силу постановления по административным делам.


– Были ли трудности при введении нового судопроизводства? 


– При рассмотрении инвестиционных дел выявляются отдельные спорные моменты, связанные с определением статуса инвестора и содержанием самого спора. В связи с этим Верховным судом с начала года проводится активная праворазъяснительная работа в судах, на страницах СМИ, а также во взаимодействии с заинтересованными государственными органами. С учетом мнения широкого круга инвесторов, членов Международного совета при Верховном суде (нового органа с участием иностранных судей и юристов) разработаны соответствующие разъяснения, которые впоследствии были опубликованы на интернет-ресурсе Верховного суда.    


Однако по ходу рассмотрения исковых заявлений инвесторов и государственных органов нами устанавливаются и другие проблемные вопросы, связанные, в частности, с определением подсудности инвестиционных споров. В этой связи в июне текущего года нами было инициировано проведение «круглого стола» с участием заинтересованных государственных органов, представителей инвесторов и членов Международного совета при Верховном суде, по итогам которого участниками были выработаны соответствующие рекомендации по актуальным вопросам обозначенной темы. В частности, обращено внимание на необходимость отнесения налоговых, таможенных, экологических и других публично-правовых споров с участием инвесторов, не связанных с исполнением конкретных условий договора, к категории «иные споры, связанные с инвестиционной деятельностью», подсудных суду города Астаны. 
Аналогичное мнение выражено и членами Международного совета в предоставленных ими экспертных заключениях по конкретным гражданским делам. 


Таким образом, работа по формированию единообразной судебной практики по рассмотрению инвестиционных споров продолжается. В конце этого года нами запланировано проведение анализа судебной практики по рассмотрению инвестиционных споров. По его результатам будет рассмотрен вопрос о разработке соответствующего нормативного постановления Верховного суда.


– Значит, есть уже какие-то результаты рассмотрения дел по инвестиционным спорам специализированной коллегией Верховного Суда и судом города Астана? 


– За прошедшие полгода в Верховный суд для рассмотрения по правилам суда первой инстанции поступило 16 заявлений, по 14 из них заявителями (истцами) являются крупные инвесторы и только по двум – государственные органы. 10 заявлений поступило из Западно-Казахстанской области, 3 – Мангистауской, 2 – Алматинской, 1 –Актюбинской областей. Как видно, большинство заявлений поступило из  Западного региона, где всегда присутствует наибольшая инвестиционная активность.  


Заявления крупных инвесторов в Верховный суд в основном связаны с оспариванием решений и действий (бездействия) органов государственной власти, в частности, органов государственных доходов (уведомлений и актов налоговой проверки).


Два дела рассмотрены специализированной судебной коллегией по существу с вынесением решения, семь заявлений направлены в суд г. Астаны по подсудности для рассмотрения по существу с учетом экспертных заключений членов Международного совета, представленных ими по запросу судей специализированной судебной коллегии Верховного суда на предмет наличия инвестиционного спора в порядке, установленном статьей 77 ГПК. Несколько заявлений возвращены для доработки, отдельные – в связи с неподсудностью. 


Конечно, за столь короткий период еще рано говорить о каких-то результатах. Вместе с тем следует сказать, что состоявшиеся первые решения по делам как в Верховном суде, так и в суде г. Астаны вынесены в пользу инвесторов, т. е. их требования признаны обоснованными.


К примеру, решением специализированной судебной коллегии Верховного суда в апреле текущего года удовлетворено  заявление крупного инвестора – ТОО «Жаикмунай» к департаменту государственных доходов по Западно-Казахстанской области. Уведомление налогового органа признано незаконным и отменено.  


Еще один пример: решением специализированной судебной коллегии Верховного суда в июне текущего года рассмотрено дело по заявлению крупного инвестора – АО «Мойнакская ГЭС» к департаменту по регулированию естественных монополий и защите конкуренции по Алматинской области об отмене акта о результатах внеплановой проверки и предписания об устранении выявленных нарушений. Решением суда заявление инвестора удовлетворено частично: признаны незаконными и отменены предписания указанного антимонопольного органа. Судом постановлено восстановить нарушенные права и законные интересы инвестора. 


Судом г. Астаны по правилам суда первой инстанции рассмотрено дело по заявлению ТОО «Макинская птицефабрика» к акиму Буландынского района Акмолинской области. Заявление инвестора о признании постановления акима незаконным судом удовлетворено. Дело рассмотрено в апелляционном порядке по протесту прокурора специализированной судебной коллегией Верховного суда, постановлением которого решение оставлено без изменения. 


– Скажите об еще одном направлении, о котором уже упомянули, – результатах рассмотрения специализированной судебной коллегии Верховного суда в кассационном порядке вступивших в законную силу постановлений по административным делам…


– Да, действительно, помимо рассмотрения по правилам судов первой и апелляционной инстанций инвестиционных споров к полномочиям специализированной коллегии относится рассмотрение административных дел в кассационном порядке. Это связано с ежегодным ростом числа рассматриваемых судами административных дел и необходимостью дальнейшего развития по ним судебной специализации.  


Как вы знаете, в Казахстане успешно работают специализированные административные суды. Мы не ошиблись в выборе пути. Убеждаемся, что профессиональная специализация – ключ к качественному отправлению правосудия. Об этом свидетельствуют данные статистики: за прошедшие полгода вышестоящими судами отменено, изменено 0,2% судебных актов по административным делам от общего числа рассмотренных 174 820 дел. Следовательно, 99,8% всех вынесенных судебных актов являются законными и обоснованными.


Вместе с тем специализированной судебной коллегией в ходе рассмотрения административных дел выявляются отдельные проблемы в судебной практике. Следует отметить, что особенностью Кодекса об административных правонарушениях является бланкетный (отсылочный) характер многих его норм и частые их корректировки. В связи с этим в целях формирования единообразной судебной практики в настоящее время ведется работа по разработке соответствующего нормативного постановления Верховного суда. Кроме того, на 16 сентября текущего года Верховным судом запланировано проведение «круглого стола» на тему «Актуальные вопросы применения судами законодательства об административных правонарушениях». На данный форум помимо судей местных судов приглашаются представители уполномоченных государственных органов, ведущих производство по административным делам. По итогам будут выработаны соответствующие рекомендации для использования в дальнейшей работе, а также учета при разработке проектов о внесении корректировок в КоАП и нормативные постановления Верховного суда.   


Поэтому мы будем рады, если практикующие юристы, представители бизнес-структур заинтересуются этими и другими обозначенными выше вопросами и представят по ним свои предложения в Верховный суд. Необходимые материалы о работе Верховного суда, его коллегий и аппарата, Международного совета в открытом доступе размещены на официальном интернет-ресурсе Верховного суда (sud.gov.kz).  

 

 

 

Смотрите также: