Главная  /  Интервью  /  Усиление законодательных мер противодействия экстремизму и терроризму – веление времени

Усиление законодательных мер противодействия экстремизму и терроризму – веление времени

Светлана Шестернева
3306
Усиление законодательных мер противодействия экстремизму и терроризму – веление времени
Жанат Джарасов рассказывает об изменениях в законопроекте, предусматривающих ужесточение порядка хранения и продажи оружия, регулирования миграции и наказания в отношении лиц, участвующих в международных терактах.

В июне текущего года на заседании Совета безопасности Глава государства поручил правительству в двухмесячный срок разработать законопроект в сфере усиления противодействия экстремизму и терроризму, ужесточения порядка хранения и продажи оружия, регулирования миграции, а также наказания в отношении граждан Казахстана, участвующих в международных террористических организациях, и провести мониторинг иностранного финансирования. О том, как будут регулироваться эти отношения в правовом поле Казахстана, рассказал депутат мажилиса Парламента, член комитета по международным делам, обороне и безопасности, руководитель рабочей группы Жанат Джарасов.  

 

– Жанат Абдуллаевич, какие задачи и концептуальные изменения в вопросах противодействия экстремизму и терроризму предусмотрены в данном законопроекте? С чем это связано и в чем их достоинства?  

– Как вы уже отметили, проект закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам противодействия экстремизму и терроризму» разработан во исполнение поручения Главы государства, данного на заседании  Совета безопасности 10 июня 2016 года. Он был обусловлен известными событиями, произошедшими в Актобе и Алматы, которые продемонстрировали необходимость усиления мер противодействия этим угрозам.

Религиозный экстремизм и терроризм носят глобальный характер.  К сожалению, нашему государству как части цивилизованного мира также не удалось избежать проявлений этого опасного социального зла.

Основной целью внесенного в мажилис законопроекта является совершенствование действующего законодательства в сфере противодействия терроризму и экстремизму, оборота оружия и регулирования миграции. Законопроект вносит поправки, направленные на усиление уголовной ответственности за экстремистские и террористические преступления. Он подразумевает введение альтернативной подследственности для органов национальной безопасности в уголовно-процессуальном законодательстве по преступлениям в сфере незаконного оборота оружия, нелегальной миграции и наркобизнеса. Также законопроект устанавливает запрет на продажу оружия в готовом для стрельбы состоянии и особых требований к охранным организациям, обеспечивающим охрану объектов, на территории которых имеются оружие, боеприпасы и взрывчатые вещества. Он усиливает контроль за оборотом оружия, порядком его хранения, в том числе осуществление особого порядка государственного контроля за субъектами предпринимательства, занятыми в сфере оборота гражданского, служебного оружия и боеприпасов, а также осуществления охранной деятельности. Кроме того, законопроект вводит запрет на деятельность религиозных групп и объединений, способствующих экстремизму и терроризму, административную ответственность охранных структур и владельцев объектов, уязвимых в террористическом отношении, за несоблюдение законодательства о противодействии терроризму, а также за неисправность обязательных к использованию технических средств. Законопроект ограничит доступ к некоторым государственным услугам для лиц, нарушивших порядок регистрации физических лиц, устанавливает санитарные нормы проживания в населенных пунктах и уточняет основания для выдворения иностранцев из страны в случае нарушения ими законодательства.

– Такие факторы, как региональные социально-экономические проблемы, отсутствие у значительной части граждан, особенно молодежи, не только глубоких религиозных познаний, но и достаточного светского образования, несомненно, усиливают не только питательную среду для идеологии насильственного экстремизма, но и повышают степень террористических угроз для Казахстана. Какие шаги предпринимаются в этом направлении?

– На этом фоне отдельные зарубежные террористические и религиозно-экстремистские организации предпринимают целенаправленные шаги по закреплению своего влияния на территории Центрально-Азиатского региона, в том числе и нашей страны.

В своем выступлении на открытии второй сессии Парламента Глава государства делал акцент на укрепление законодательных основ безопасности страны и обозначил данный законопроект в числе первоочередных.

В настоящее время в мажилисе Парламента проведена презентация законопроекта, проводятся заседания рабочей группы с приглашением представителей партий, в том числе не вошедших в Парламент, представители неправительственных, общественных и религиозных объединений, политологов, правозащитников и экспертов в религиозной сфере.   

– Законопроект вызывает интерес у широкой общественности.  Расскажите о наиболее значимых моментах, которые вызывают особый интерес, и чем это обосновано?

– Законопроектом предусматривается внесение поправок в пять кодексов и 19 законов. В частности, в Уголовный кодекс предлагается норма, предусматривающая, что выдворение за пределы Республики Казахстан иностранца или лица без гражданства будет исполняться в принудительном порядке с установлением запрета на въезд этого лица на территорию Казахстана сроком на пять лет.

Выдворение будет осуществляться путем препровождения иммигранта до государственной границы в порядке, определяемом правительством Республики Казахстан, и закрытием въезда сроком на пять лет. Это вводится для ужесточения контроля за пребыванием в стране иностранцев и лиц без гражданства, соблюдения ими уголовного, административного и миграционного законодательства.

 – Как вы объясните тот факт, что для органов национальной безопасности предусматривается альтернативная подследственность по преступлениям в сфере незаконного оборота оружия и наркотиков, а также нелегальной миграции?

– Это связано с тем, что  незаконный оборот наркотиков, оружия, каналы нелегальной миграции являются основными источниками финансирования, а также необходимыми силами и средствами международного терроризма и экстремизма.

– Какие изменения произойдут в Кодексе «Об административных правонарушениях»?

– В Кодексе «Об административных правонарушениях» предлагается увеличить штрафные санкции за нарушения правил приобретения, хранения, использования или перевозки гражданского, служебного оружия, патронов к нему. По данным Министерства внутренних дел РК, за последние три года за нарушения этих правил к административной ответственности были привлечены 45 800 лиц. Увеличение штрафных санкций должно повысить правовую ответственность владельцев и пользователей гражданского и служебного оружия за нарушения предусмотренного законодательством порядка его оборота.

Также вводится новая мера воздействия на владельцев гражданского и служебного оружия – направление на повторную проверку знаний правил безопасного обращения с оружием. Сейчас проверку знаний правил безопасного обращения с оружием проходят только при первоначальном приобретении оружия.

– Что ждет владельцев оружейных магазинов?

– Ужесточаются требования к местам нахождения оружейных магазинов, а также устанавливается запрет на продажу оружия в готовом для стрельбы состоянии. Это изменение в закон «О государственном контроле за оборотом отдельных видов оружия» вводится для того, чтобы не повторились произошедшие в Актобе события, когда террористы завладели оружием, которое они в дальнейшем применили в отношении мирных жителей и сотрудников правоохранительных органов и военнослужащих.

– Какие поправки будут внесены в Закон о связи?

– Закон о связи дополняется поправкой по предоставлению органу, осуществляющему оперативно-розыскную деятельность в сетях связи, приостановить работу сетей и средств связи в случаях, когда промедление может привести к совершению тяжких и особо тяжких преступлений, с последующим уведомлением Генеральной прокуратуры в течение суток.

– Как проходит обсуждение законопроекта в целом, имеются ли какие-либо разногласия у членов рабочей группы с позицией разработчика?

– В процессе рассмотрения проектов законов, и не только данного проекта, на заседаниях рабочих групп, комитетов вопросы возникают всегда, и по некоторым нормам прения могут идти долго, но все разногласия, как правило, разрешаются при обсуждениях. Что касается этого законопроекта, Комитет национальной безопасности проделал совместно с другими государственными органами большую работу по усилению законодательства в области противодействия экстремизму и терроризму. В проекте есть некоторые моменты, которые вызывают обеспокоенность как у депутатов, членов рабочей группы, так и у представителей гражданского общества.

22 сентября состоялся «круглый стол» с участием представителей государственных органов, непосредственно занимающихся вопросами противодействия экстремизму и терроризму, и представителей вышеперечисленного гражданского общества. Практически на этом форуме были затронуты все аспекты данного законопроекта, но в большей мере по вопросам внутренней миграции, т.е. регистрации наших граждан. 

В частности, нормы, которыми предлагается обязать собственников жилищ, нежилых помещений регистрировать наших граждан, внутренних мигрантов,  проживающих в принадлежащих им жилищах, нежилых помещениях, а также введение норм в Кодекс об административных правонарушениях, касающихся ответственности собственников или других лиц, в ведении которых находятся жилые и нежилые помещения, за проживание в них лиц без регистрации.  

– Как считаете, законопроект охватил все аспекты проблемы терроризма и экстремизма?

– На презентации законопроекта депутаты, представители гражданского общества отмечали, что в законопроекте упущены вопросы, касающиеся идеологической деятельности и предупредительно-профилактической работы противодействия экстремизму и терроризму.

Не случайно Глава государства еще в Послании 2008 года подчеркивал, что приоритетной целью в противодействии преступности должно стать предупреждение и профилактика правонарушений, а не карательные действия. Тогда же по поручению Президента был разработан, а в 2010 году принят закон «О профилактике правонарушений». Полагаю, нормы, направленные на предупредительно-профилактическую работу окажут существенное влияние на повышение эффективности противодействия экстремизму и терроризму.

– Какие законодательные механизмы для усиления мер по профилактике экстремизма и терроризма  предусмотрены в действующем законодательстве?

– В январе 2013 года вступил в силу закон «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам противодействия терроризму». Он направлен на правовую регламентацию и совершенствование механизма организации и координации деятельности по противодействию терроризму, который предусматривает четкое разграничение полномочий и компетенции каждого государственного органа по противодействию терроризму.

Ранее компетенция по противодействию терроризму была определена не у всех заинтересованных госорганов. Отсутствие четкого распределения их полномочий в национальном законодательстве негативно влияло на качество процесса.

По закону общая координация осуществляется Комитетом национальной безопасности с позиций межведомственного консультативно-совещательного органа – Антитеррористического центра, в состав которого вошли руководители всех заинтересованных министерств и ведомств.

В 2013 году указом Главы государства утверждено типовое положение об антитеррористических комиссиях, которые реализуют решения Антитеррористического центра Республики Казахстан в пределах области, города республиканского значения, столицы или района. Основными задачами данных комиссий являются планирование и проведение мероприятий по профилактике терроризма, минимизация и ликвидация последствий проявлений терроризма.

Мы убеждены, что ключевая работа в этом направлении должна проводиться именно на уровне регионов. В связи с этим считаем, что антитеррористическим комиссиям необходимо усилить предупредительно-профилактическую работу на местах в сфере противодействия экстремизму и терроризму и нормы по ее усилению. При работе над законопроектом возможны дополнения.