Главная  /  Интервью  /  Казахстанский композитор Ольга Хромова, автор песни «Азиада», многократный лауреат республиканских конкурсов композиторов, дипломант международных фестивалей, рассказала о сегодняшнем состоянии дел в композиторском сообществе страны

Казахстанский композитор Ольга Хромова, автор песни «Азиада», многократный лауреат республиканских конкурсов композиторов, дипломант международных фестивалей, рассказала о сегодняшнем состоянии дел в композиторском сообществе страны

Юлия Миленькая
1655
Казахстанский композитор Ольга Хромова, автор песни «Азиада», многократный лауреат республиканских конкурсов композиторов, дипломант международных фестивалей, рассказала о сегодняшнем состоянии дел в композиторском сообществе страны
Ольга Хромова: Мечта – быть услышанной

Восхищаясь великой музыкой композиторов-классиков, многие из нас даже не задаются вопросом, чем занимаются композиторы сегодня. Между тем мизерное количество концертов, где звучат их произведения, социальная незащищенность и отсутствие возможности самореализации ставит в тупик казахстанских авторов серьезной музыки. В эксклюзивном интервью для «ЛИТЕР-Недели» казахстанский композитор Ольга Хромова, автор песни «Азиада», многократный лауреат республиканских конкурсов композиторов, дипломант международных фестивалей, рассказала о сегодняшнем состоянии дел в композиторском сообществе страны.  

ЛИТЕР-Неделя: Ольга, как сегодня живется казахстанскому композитору, пишущему классическую музыку? Может, будет уместнее спросить: как он выживает?

О. Х.: К сожалению, современному казахстанскому композитору, сочиняющему серьезную музыку в разных жанрах и направлениях, приходится довольствоваться единичным исполнением коротеньких произведений. Государственные общественные фонды почти ежегодно устраивают конкурсы на создание общественно значимых произведений, однако хочется спросить лауреатов этих конкурсов (в числе которых неоднократно была и я): слышали ли они свою музыку в живом исполнении? 

Компьютерные технологии позволяют нам, композиторам, электронным способом озвучить свою музыку, но дальше этого процесс практически не идет. Выживаем мы по-разному. Кто-то за счет педагогической деятельности, кто-то подрабатывает в музыкальных студиях. Наверное, наиболее удачливым является тот композитор, который связан с коллективом исполнителей, однако и там он «зажат» определенными рамками. Если удается победить в музыкальных конкурсах, можно рассчитывать на призовой гонорар. В других же случаях композитору приходится платить за все самому, то есть платить исполнителям, платить за аренду зала для сольного концерта, за хорошее студийное звучание и т.д. 

ЛИТЕР-Неделя: А как дела обстоят в вашем случае? Какую работу на сегодняшний день можете назвать своей основной?

О. Х.: Моя основная работа – педагогическая. Я работаю в школе с детскими хоровыми коллективами, с вокалистами и пианистами, написала для них много произведений. Мои серьезные симфонические опусы, балеты и камерные композиции пока еще ждут своих исполнителей, своего часа. Из коллективов, успешно исполняющих произведения современных авторов, я могу назвать государственный ансамбль камерной музыки «Камерата Казахстана». Быть исполненным этим музыкальным коллективом – уже большая удача. 

ЛИТЕР-Неделя: Какое число произведений в вашем активе? Какие из них были исполнены, услышаны аудиторией?

О. Х.: Количество я не подсчитывала, но предполагаю, что около 200. Более 70 написано в хоровом жанре и жанре детской песни. В концертах разного уровня звучат в основном мои детские песни. Я являюсь обладателем государственного гранта за создание кантаты-мистерии «Искупление молитвой» (2007). Моя мечта – услышать концертное исполнение этого произведения. В марте этого года прошел мой сольный концерт хоровой и детской музыки, имевший очень большой успех. 

ЛИТЕР-Неделя: Вы являетесь членом Союза композиторов. В связи с этим хотелось бы узнать, ответственна ли эта организация за его представителей? Помогает ли он входящим в него композиторам?

О. Х.: Не буду скрывать, для меня является болезненным вопрос о Союзе композиторов. Чаще всего мне приходится быть только слушателем на нечастых концертах нашего союза. Успешно организовать работу такого объединения, безусловно, довольно сложно, необходимо обладать организаторским талантом и целенаправленной волей, нужно иметь прежде всего человеческую чуткость и понимание творческих возможностей каждого из его членов, а своими творческими амбициями иногда и пожертвовать во имя общего дела. Я, как и многие из нас, готова платить более солидные членские взносы, чтобы иметь гарантированную возможность прозвучать хотя бы раз в год с произведением, которое хотелось бы представить слушателям.

ЛИТЕР-Неделя: Многие композиторы уходят в эстраду, шоу-бизнес. Есть ли у вас опыт работы в этой сфере? Насколько вам это интересно?

О. Х.: Я благодарна детскому коллективу «Елим ай» и его руководителю Ларисе Романовской, а также студенческому хору «Алатау», выступающему под руководством Бахыт Туякбаевой (дирижер – Олег Ким), коллективам, исполнявшим мою музыку в концертах. В свое время я сотрудничала с балетной труппой «Самрук», которой руководит балетмейстер Гульнара Адамова. Мы сумели поставить балет Second hand и отдельные балетные номера, которые также очень тепло были приняты слушателем. Мечтаю продолжить сотрудничество с этим коллективом… Проблема заключается в том, что благодаря сегодняшнему уровню звукозаписи балетмейстеру легче найти и подобрать любую музыку по своему вкусу, нежели тратить силы и финансовые возможности на личного композитора. Хотя многие авторы музыки, как и я, готовы к сотрудничеству даже бесплатно, лишь бы услышать свою музыку в хорошей постановке, увидеть и почувствовать, как она будет воспринята слушателем. Любой композитор мечтает быть востребованным как исполнителями, так и публикой. 

ЛИТЕР-Неделя: Ольга, с какими певцами и известными исполнителями помимо Розы Рымбаевой вы сотрудничаете?

О. Х.: Чрезвычайно благодарна Розе Куанышевне за исполнение моей песни «Азиада» на прошедших у нас в стране зимних Азиатских играх. Композиция получила заметный общественный резонанс. Мне бы очень хотелось, чтобы наше творческое сотрудничество с Розой Рымбаевой вылилось в ряд замечательных песен. В настоящее время я пытаюсь сотрудничать и с молодыми исполнителями, которым еще предстоит утвердиться на концертной эстраде, например Абдулкаримом Каримовым. 

Для меня является очень ценным и важным, надеюсь, и плодотворным сотрудничество с оперной и камерной певицей Еленой Никоновой, которая тоже пишет музыку. Очень хочется сделать с ней в будущем ряд камерных вокальных программ.

ЛИТЕР-Неделя: На ваш взгляд, студенты, закончившие факультет композиции, могут ли сегодня найти работу по специальности?

О. Х.: Я являюсь постоянным участником мастер-классов современной музыки, которые проводятся в стенах Казахской национальной консерватории им. Курмангазы. На мастер-классах мы, к сожалению, замечаем отставание нашей композиторской школы. У нас не поощряются авангардные поиски, а ведь без этого мы рискуем остаться на задворках общего культурного прогресса. Считаю, что в Союзе композиторов можно было бы давно поставить об этом вопрос. Благо, что хоть у студентов консерватории в этом отношении больше перспектив благодаря обширному современному информационному полю, организации большого количества конкурсов для молодых композиторов, способам коммуникации, молодости и любознательности.

ЛИТЕР-Неделя: Что, на ваш взгляд, необходимо сделать государству, Союзу композиторов или же музыкальным коллективам, чтобы музыка казахстанских композиторов не писалась «в стол»?

О. Х.: Я не уверена, что могу дать должные рекомендации государственным органам относительно того, каким образом можно поднять престиж и профессиональный уровень современного композиторского творчества. Но в одном я уверена точно: если республика хочет иметь достойных композиторов, необходимо давать возможность прозвучать написанным произведениям, а тем более произведениям, победившим в республиканских конкурсах. Творческие коллективы страны необходимо нацелить на исполнение произведений современных авторов, следует поощрять такую деятельность, в учебных заведениях устраивать состязания на исполнение современных произведений казахстанских авторов, ведь многие из нас продолжают творить даже в такое непростое для нашей профессии время…

Тематика:   композитор