Казахстанский каскадер и постановщик трюков Александр Терехов рассказывает о том, как тяжело «погибать» за других

Сейчас сложно представить кино, в котором нет динамики, погонь с разбиванием машин на оживленной трассе, падающих вертолетов, героев, прыгающих с вагона на вагон на скоростном поезде, перестрелок в супермаркетах и бесконечных взрывов целых кварталов. Нашему зрителю так нравятся современные герои, ведь они бессмертны, бесстрашны, всегда вооружены и рискованны. Но в кадре у каждого такого героя есть второе «я», человек, который звездой экрана себя вовсе не ощущает, но выполняет за актера все самые сложные трюки. О том, тяжело ли «погибать» за других, мы поговорили с постановщиком трюков и президентом ассоциации каскадеров Казахстана «Terechov-stunt» Александром Тереховым.
– Что побудило вас выбрать такую необычную и рискованную профессию?
– Мой отец был мастером спорта по мотокроссу, занимался спидвеем и с раннего возраста брал меня на все соревнования, я проникался атмосферой спортивных моторов. Мотоспортом тогда заниматься было рано, и я увлекался классической борьбой и единоборствами. Смотрел фильмы с погонями и гонками… Таким образом и родилась мечта стать каскадером.
Начал я с машин, учился делать трюки на автомобилях, развороты, ездить на двух колесах. Но всегда хотелось чего-то большего – реализовать себя в кино, например. Ведь автородео это не постоянная работа, нужно на что-то жить. К тому времени у меня уже был определенный набор трюков, которые были профессионально отточены.
В тот момент мне позвонил Баходир Джалметов, он собирал команду каскадеров, на фестиваль в Москву. Я отправил ему свой материал, и вскоре меня утвердили как участника на международном фестивале в Москве в рамках чемпионата мира среди каскадеров. Ребята делали свои конные программы, а я исполнил трюк на автомобиле, заняли там тогда 2-е место среди 16 стран мира.
После этого я получил приглашение на фестиваль каскадеров в Прибалтику. Познакомился с каскадерами из других стран, посмотрел, как работают ребята, и на основе полученного опыта создал Ассоциацию каскадеров Казахстана и группу каскадеров «Лидер». Общий стаж работы каскадером у меня 28 лет. А на протяжении 10 лет, что существует наша группа, мы разъезжаем по всему миру и работаем в кино и шоу-программах.
– А что именно вас так привлекло в каскадерстве – постоянное ощущение риска?
– У каскадеров две сферы: одна – кино, а вторая – шоу. Для меня сейчас кино – это основная сфера деятельности, которая намного интереснее, чем шоу. Шоу это заученные номера. В кино же перед тобой постоянно ставятся разные задачи. Даже профессия называется по-другому – режиссер постановщик трюковых сцен. Это уже творческое управление в своей сфере деятельности.
Например, режиссер говорит: должна быть погоня, а я уже думаю, какой она будет, что должна машина делать, какие случатся аварии, кого нужно сбить и каким образом.
– Не бывает ли вам страшно перед каким-нибудь трюком?
– Нет ничего невозможного, а страха нет только у дурака. Это нормальное чувство самосохранения.
Каскадером может быть тот человек, который эмоции свои может взять под контроль, должен быть холодный расчет и способность принимать молниеносные решения.
– Каждый трюк каскадера связан с риском для жизни? Какова гарантия, что человек при выполнении трюка не получит травму?
– Постановщиком трюков может быть только тот человек, который более 10 лет проработал обычным каскадером, имеет огромный опыт и приличную фильмографию, который может взять на себя ответственность за здоровье и жизнь своих подопечных, актеров и членов съемочной группы.
– Известный широкой публике актер Джеки Чан знаменит тем, что большинство своих сложных трюков он делает без страховки, а вы?
– Я занимаюсь в основном техническими видами трюков, и когда у нас человек врезается в машину, к примеру, на мотоцикле и куда–то потом летит, мы не можем его тросиком где–то сверху подвязать.
Можем только приземление помягче подготовить, и то не всегда. В Голливуде все снимается в специально оборудованных павильонах. Нам приходится работать в достаточно сложных условиях, применяя минимум страховок, но, конечно же, при поддержке сотрудников полиции.
– Кино все-таки высокотехнологичное искусство, это особенно заметно в постановочных фильмах, в блокбастерах. Зависима ли ваша профессия от новых технологий?
– Конечно, спецэффекты и компьютерная графика это замечательно, но без каскадеров до сих пор не могут обойтись. Чтобы создать начальное движение, намного проще и дешевле оплатить этот трюк каскадерам, чем все это нарисовать. Потому что зритель сейчас искушенный и плохо нарисованные фильмы уже никому неинтересны, а если рисовать хорошо, то это стоит очень больших денег. Графика и каскадеры должны друг друга дополнять, а не заменять.
– В американском кинопроизводстве существует такое понятие, как second unit, параллельная группа, которая во главе со вторым режиссером, он же — постановщик трюков, ставит и снимает все трюковые сцены. В Казахстане такого разделения раньше почему-то не было, только сейчас появляется.
– У нас не привыкли работать с постановщиком трюков. Самый большой опыт я получал в российских проектах или работая за рубежом. Отношение к постановщику трюков у российских и зарубежных режиссеров и продюсеров несколько другое, нежели у нас в Казахстане. Люди иногда не понимают, что опытный постановщик трюков видит красоту кадра и знает, как лучше его поставить.
Желательно, чтобы и на монтаж трюковых эпизодов тоже приглашали постановщика. Бывает, ты делаешь очень сложный трюк, и в итоге на экране можно увидеть такую ерунду. А бывает трюк не самый сложный технически, а получается шедевр!
– Как вы относитесь к людям, которые хотят стать каскадерами? Каким человеком нужно быть для этого?
– К сожалению, в нашей стране больше хотят называться каскадером, чем им быть! Приходят молодые ребята, которые хотят все и сразу, а нужно пройти путь становления каскадером от начала до конца. Нужно не бояться замарать рук – знать, как снять и поставить мотор на мотоцикл, какой шов сварочный не лопнет от нагрузки, как работают воздушные системы…
Раньше я тратил огромные деньги на обучение молодого каскадера. Но человек через какое-то время уходил, осознав, что ему это совсем не надо, и оставляя мне сломанный реквизит и технику.
Теперь я даю новичку лом, лопату, метлу, и он подметает площадку, роет землю, мусор убирает, моет мотоциклы после тренировок. Я смотрю на него, сколько он так выдержит, могу его взять на съемочную площадку: смотри, мол, вникай в атмосферу. Когда пройдет полгода или год и я вижу, что человек ничего не испугался и начал жить этой жизнью, тогда его можно учить.
Через мои руки прошли около сотни ребят, и на данный момент, к сожалению, только два человека осталось. Я очень хочу, чтобы наконец-то пришел человек, которому я передам свой опыт.
– Отличается ли уровень мастерства отечественных каскадеров от уровня их зарубежных коллег?
– Мы исполняем те же трюки ничем не хуже, но с оборудованием и страхующими системами у нас намного слабее, чем у зарубежных коллег. От недостатка должной оплаты за трюковую работу мы просто не в состоянии приобретать слишком дорогостоящее оборудование. Исходя из этого уже можно судить об уровне самих наших каскадеров и постановщиков трюков.
2. «Шу–Чу» (Казахстан)
3. «Застава» (Россия)
4. «Баксы» (Казахстан)
5. «Обратная сторона» (Казахстан)
6. «Кто вы, господин КА?» (Казахстан)
7. «Земля людей» (Казахстан)
8. «Пятая центурия в поисках зачарованных сокровищ» (Россия)
9. «Небо моего детства» (Казахстан)
10. «Дикое поле» (Казахстан)
11. «Нереальная любовь» (Казахстан)
12. «Астана – любовь моя» (Казахстан)
13. «Лавэ» (Казахстан)
14. «Ликвидатор» (Казахстан)
15. «Кыз-Жибек. Возвращение легенды» (трейлер) (Казахстан)
16. «Возвращение в А» (Казахстан)
17. «Дикий восток» (Казахстан)
18. «Преодоление» (Казахстан)
19. «Урановый тайфун» (Казахстан)
20. «След» (Казахстан – Россия)
21. «Братья» (Казахстан)
22. «Баха и Таха» (Казахстан)
23. «Меч победы» (Казахстан)
24. «Трубадур» (Казахстан)
25. «Два пистолета» (Казахстан)
26. «Олимпиада грабителей» (Казахстан)
27. «Крестная дочь, или Вендетта по–русски» (Россия)
28. «Охота за призраком» (Казахстан)
29. «Весь мир у наших ног» (Казахстан – США)
30. «Запрещенные танцы» (Казахстан)
31. «Болашаковцы» (Казахстан)
32. Небо № 7 (клип В. Топалова) (Россия)
33. Казкоммерцбанк (реклама) (Казахстан – Россия)
34. «Лотерея» (Казахстан)
35. «Сердце мое Астана» (Казахстан)
36. «Ломбард» (Казахстан)
37. «Книга легенд» (Казахстан)
38. «Агент– Z» (Казахстан)
39. «25-й километр» (Казахстан)
40. «Хранитель ада»
41. «Заговор Оберона»
Мы в соцсетях