Главная  /  Интервью  /  Программа Тradе-in набирает обороты в Казахстане

Программа Тradе-in набирает обороты в Казахстане

Оксана Лысенко
1121
Программа Тradе-in набирает обороты в Казахстане
У автопарка Казахстана очень высокий уровень износа – из почти 4 млн легковых автомобилей порядка 80% находятся в эксплуатации более 10 лет

Президент Ассоциации Казахстанского АвтоБизнеса Андрей Лаврентьев

 

У автопарка Казахстана очень высокий уровень износа – из почти 4 млн легковых автомобилей порядка 80% находятся в эксплуатации более 10 лет

 

Последние несколько недель у официальных автомобильных дилеров Казахстана кипит работа. В кратчайшие сроки им предстоит создать все необходимые условия для того, чтобы запустить механизм новой системы, с помощью которой казахстанцы смогут менять старые автомобили на новые. Кстати, не всем автокомпаниям приходится начинать с нуля. Многие дилеры и раньше продавали транспорт по системе тradе-in, только были это единичные случаи, и преподносились они по большому счету как некое снисхождение или дополнительная услуга компании. При этом ни о какой согласованности между автокомпаниями и речи не было. Каждый сам себе придумывал условия. Но, как уверяют представители автомобильного бизнеса Казахстана, ситуация станет иной. 

 

Новость о внедрении в стране системы тradе-in разлетелась быстро. Реакция автолюбителей была самой разной. Казахстанцы откровенно радовались скорой возможности обмена старых автомобилей на новые. Однако сообщение о внедрении популярной во многих государствах мира системы в нашей стране, как ни странно, пока вызывает слишком много вопросов у автовладельцев. Объясняется это тем, что для большинства казахстанцев тradе-in – это все-таки ноу-хау. Ответы на самые волнующие вопросы казахстанцев корреспондент «ЛИТЕР-Недели» попыталась получить у человека, чья профессиональная деятельность заключается прежде всего в отстаивании интересов автовладельцев страны, – у президента Ассоциации Казахстанского АвтоБизнеса (АКАБ) Андрея Лаврентьева.

 

ЛИТЕР-Неделя: Система тradе-in развита во многих странах мира, однако для казахстанцев это всетаки новое явление и до конца не понятное. Что же все-таки такое тradе-in?

 

А.Л.: Любой желающий может прийти в автоцентр, где оказывают услугу trade-in, и предоставить свой автомобиль в качестве основного взноса за новый, выбранный клиентом автомобиль из данного автоцентра. Автомобиль будет оценен специалистами, учитывая его техническое состояние и спрос на рынке. Клиенту будет озвучена стоимость за данный автомобиль, и человек вправе соглашаться или нет с предложенной стоимостью.  Если все устраивает, то начинается юридическое оформление отношений в виде заключенных договоров. Затем покупатель вносит оставшуюся сумму за новый автомобиль, таким образом приобретает новый автомобиль из автоцентра. Возможно, что оформление/переоформление сможет взять на себя автоцентр при соглашении со всеми сторонами.

 

Программа trade-in представляет собой инструмент для цивилизованной продажи автомобилей, сокращая возможности для обмана со стороны недобросовестных продавцов, покупателей. К тому же покупатель/продавец сможет быстро и спокойно оставить свой имеющийся автомобиль и приобрести новый.

 

ЛИТЕР-Неделя: Как известно, уже с лета казахстанцы смогут покупать новые автомобили с помощью системы тradе-in. Как вы считаете, успеют официальные дилеры к этому времени создать всю необходимую инфраструктуру и наладить процесс?

 

А.Л.: Здесь хотелось бы уточнить, что система trade-in действовала всегда в автоцентрах, которые внедрили ее ранее. Но нормальному развитию мешало двойное налогообложение. Участники данной системы были вынуждены платить НДС дважды: когда продают автомобиль клиенту в автосалоне и потом, когда покупают у него его обратно. Поправки в закон по налогообложению по tradе-in были приняты и вступили в силу с 1 января текущего года. Теперь НДС взимают с разницы между ценой покупки и ценой реализации, что станет отправной точкой для серьезного развития официального вторичного рынка, снижая риски граждан при покупке автомобиля, бывшего в употреблении, а государственный бюджет получает пополнение. Поэтому система trade-in работает уже сейчас, а не с лета.

 

Конечно, потребуется время для того, чтобы сами покупатели смогли осознать плюсы программы trade-in, по мере ее развития будут строиться новые салоны для автомобилей trade-in или выделяться отдельные площадки для хранения транспорта. Здесь уже задача официальных дилеров, если они заинтересованы в развитии данной услуги, привлекать потенциальных клиентов. Скорее всего, в первую очередь будет развиваться услуга в крупных городах: Алматы, Астане, затем подключатся регионы, постепенно.

 

ЛИТЕР-Неделя: Как скоро владельцы весомо подержанных машин смогут воспользоваться этой системой (речь идет о машинах старше 10–15 лет)? И насколько доступна будет им такая процедура?

 

А.Л.: Каждый официальный представитель устанавливает свои условия программы trade-in. Они могут быть разными в том направлении, какие автомобили могут принять, а какие нет. Основные критерии — это техническое состояние автомобиля и его спрос на рынке. Возможно обговорить и индивидуальные условия между дилером и продавцом. Это услуга для клиентов, которая может отличаться у дилеров,  как и любой другой подобный инструмент по набору предоставляемых услуг и их стоимости. Клиент может выбирать самостоятельно салон с выгодными для него условиями. Однако все-таки автоцентры будут рассматривать только те автомобили, которые не обременены ни непогашенным кредитом, ни залогом.  

 

ЛИТЕР-Неделя: Как будет происходить оценка старого автомобиля (и кто будет ее проводить), хозяин которого пожелал его поменять на новый транспорт?

 

А.Л.: Предоставленный автомобиль пройдет систему оценки. Оценка будет производиться специалистами автоцентра. Предложенная стоимость будет ориентирована на среднерыночную.  Но здесь уже право выбора остается за клиентом.  В случае необходимости будет проведено сервисное обслуживание, автомобиль будет приведен в полный порядок и выставлен на продажу.

 

ЛИТЕР-Неделя: Когда наконец будет налажена система и владельцы старых авто смогут не только менять своих «коней» на новые автомобили, но и просто сдавать их, что будет происходить со старыми машины? Где, по крайней мере, будут храниться горы металлолома? 

 

А.Л.: Вопрос сбора и утилизации отслуживших автомобилей и изношенных компонентов назревает все больше в нашей стране. У автопарка Казахстана очень высокий уровень износа – из почти 4 млн (3,6 млн) легковых автомобилей порядка 80 процентов находятся в эксплуатации более 10 лет. Средний возраст автопарка Казахстана – 13 с половиной лет. А в некоторых регионах этот показатель доходит до 19 лет. Через 3 года автомобилей старше 20 лет в Казахстане будет 2 234 000. Если обратиться к примеру стран Европы, то там средний показатель возраста автомобиля составляет 7–8 лет. Данный факт негативно сказывается как на экологической ситуации, так и на безопасности дорожного движения.

 

Технологии утилизации и рециклинга автомобилей не имеют никаких сложностей: в основном это экологичный и безопасный способ утилизации нерециклируемых отходов (отработанные технические жидкости, автопокрышки и т.д.) и затем отправка частей автомобиля на восстановление, а металла – на переработку. На создание новой отрасли уйдет не менее 3–5 лет, но до «ЭКСПО-2017», на наш взгляд, нужно заложить основы. Сколько понадобится предприятий для утилизации – пока открытый вопрос, ведь это целая отрасль.  Основываясь на мнениях экспертов, не менее 10 заводов. 

 

Утилизация – это дело добровольное, но в некоторых странах,  если транспортное средство не прошло очередное ТО, то, в принципе, любой владелец такого ТС может обратиться к специализированному предприятию.

 

ЛИТЕР-Неделя: Все ли официальные автодилеры готовы «развивать» систему тradе-in? И каковы перспективы ее развития именно в нашей стране?

 

А.Л.: Это все зависит от самих дилеров, которые захотят предложить данную услугу для удобства покупателей.  Но в целом все официальные представители с радостью восприняли новость об отмене двойного налогообложения и готовы развивать направление trade-in.

 

Но ждать сразу большого количества клиентов не стоит. Сами автоцентры должны быть подготовленными к предоставлению данной услуги. Люди должны в первую очередь быть ознакомлены с возможностью обмена автомобиля. Количество продаж по системе trade-in ожидается в пределах 35 процентов от общего количества продаж в перспективе, как это происходит на цивилизованном западном рынке.

Тематика:   автомашины