Главная  /  Интервью  /  Бизнес голосует за ГЧП

Бизнес голосует за ГЧП

Андрей Королев
6701
Бизнес голосует за ГЧП
О перспективах и проблемах ГЧП в Казахстане в экслюзивном интервью газете «Литер» рассказал первый вице-министр национальной экономики Руслан Даленов

В Казахстане активно развивается система государственно-частного партнерства. В настоящее время закон Республики Казахстан от 31 октября 2015 года № 379-V «О государственно-частном партнерстве» определяет правовые условия государственно-частного партнерства, его способы осуществления и регулирует общественные отношения, возникающие в процессе подготовки и реализации проекта государственно-частного партнерства, заключения, исполнения и прекращения договора государственно-частного партнерства.

 

В Казахстане механизм государственно-частного партнерства с каждым днем приобретает все большую популярность среди населения, однако далеко не вся его часть понимает важность внедрения ГЧП в стране. Механизм ГЧП основывается на долгосрочных отношениях между частным и государственным сектором для привлечения частного финансирования и управления социальной инфраструктурой. Государство может оптимизировать бюджет с помощью частных инвестиций вложенных в социально значимые объекты, тем самым сняв с себя финансовую нагрузку и одновременно дав возможность бизнесу войти в государственный рынок.

 

О перспективах и проблемах ГЧП в Казахстане в экслюзивном интервью газете «Литер» рассказал первый вице-министр национальной экономики Республики Казахстан Руслан Даленов.


– Необходимо ли разрабатывать администраторам бюджетных программ инвестиционное предложение при реализации проектов по схеме ГЧП и концессии?
– В Казахстане на уровне Бюджетного кодекса закреплен унифицированный подход при принятии решения о реализации государственных инвестиционных проектов.
Мы называем это бюджетный компаратор. Когда уполномоченный орган по государственному планированию на основании анализа инвестиционного предложения, разработанного администратором бюджетных программ, определяет оптимальный способ реализации проекта. Определяется, будет это полное бюджетное финансирование либо проект ГЧП, либо бюджетное кредитование, либо дается заключение, что должно быть реализовано за счет частных инвестиций. Решение о реализации проектов ГЧП также принимается на основании бюджетного компаратора, поэтому необходима разработка инвестиционного предложения.

 

– Часто ли выявляются факты административного давления на бизнес при реализации проектов ГЧП, как сильно бизнес в нем заинтересован, какие льготы предусмотрены для бизнеса по ГЧП?
– Законодательство о ГЧП предусматривает достаточно большой арсенал мер государственной поддержки, поэтому каких-то налоговых или иных льгот субъектам ГЧП не преду­сматривается. Они работают наравне с другими участниками рынка в честной конкуренции. Определенные налоговые льготы предусмотрены только для концессионных проектов особой значимости, это крупные инфраструктурные проекты. На сегодняшний день такие льготы еще не применялись.
Что касается административного давления, пока таких фактов не зафиксировано. Конечно, необходимо учитывать, что у ГЧП в Казахстане не такая длительная история.
Интерес у бизнеса определенно присутствует, за неполных два года  заключено уже более ста контрактов, практически ежедневно поступают вопросы и обращения, связанные с реализацией проектов ГЧП в тех или иных отраслях.


– В чем отличие концессии и ГЧП?
– Концессия – это один из подвидов ГЧП, отличительной особенностью которого является обязательное наличие такого компонента, как строительство нового либо реконструкция существующего объекта социальной инфраструктуры и жизнеобеспечения.
Другие же модели ГЧП позволяют реализовать проекты без капитальных затрат, таких как закуп услуг на долгосрочной основе, лизинговые контракты или проекты, связанные с внедрением инноваций.


– Чем отличается доверительное управление в рамках ГЧП от доверительного управления по закону о государственном  имуществе?
– Ключевое отличие – возможность предоставления мер государственной поддержки и финансирования из бюджета при передаче государственного имущества в доверительное управление через механизмы ГЧП. Этим обусловлена более сложная и длительная процедура передачи, так как возникает необходимость оценить бюджетную эффективность проекта, провести экспертизы и процедуры, предусмотренные бюджетным законодательством.
Если господдержка не запрашивается, осуществляется передача на основании закона о государственном имуществе.


– Одной из проблем ГЧП в Казахстане является отсутствие длинных и дешевых денег, как решается эта проблема?
– Справедливости ради отмечу, что дефицит длинных и доступных денег характерен не только для ГЧП, это проблема всех инвестиционных проектов, и решения здесь принимаются системные.
Для финансирования небольших и средних проектов ГЧП проблема решается через инструменты единой программы «Дорожная карта бизнеса – 2020».
В 2016 году в нее были внесены изменения, позволяющие предпринимателям, реализующим проекты ГЧП, привлекать займы в национальной валюте по ставкам существенно ниже рыночных (12% годовых).
В случае недостатка залогового обеспечения возможно предоставление гарантии фонда «Даму».
Что касается крупных проектов, то здесь мы рассчитываем на участие международных финансовых организаций и Банка развития Казахстана, которые проявляют интерес к финансированию инфраструктурных проектов.


– Можно ли в качестве залога рассматривать земельный участок на период строительства объекта ГЧП?
– Я бы переадресовал этот вопрос банкам, которые рассматривают вопрос залогового обеспечения, исходя из собственных стандартов и требований регулятора. Не совсем понятно, насколько ликвидным будет залог земельного участка под объектом публичной инфраструктуры.
Со своей стороны могу лишь прокомментировать, что сейчас министерство с участием Национального банка, ассоциации финансистов, НПП «Атамекен», Центра ГЧП работает над вопросом залогового обеспечения по проектам ГЧП.
В качестве одного из вариантов рассматривается возможность принятия в качестве надежного обеспечения договора ГЧП с гарантированными выплатами со стороны государства.


– Как известно, Казахстан намерен активно развивать возобновляемые источники энергии. Возможны ли проекты ГЧП по этому направлению и есть ли они сейчас?
– Закон гласит, что государственно-частное партнерство осуществляется во всех отраслях (сферах) экономики, поэтому проекты ГЧП в сфере возобновляемых источников энергии возможны.
На текущий момент реализованных проектов нет, но есть много инициатив по проектам в области энергосбережения в сфере городского освещения и освещения административных зданий.


– Расскажите о существующих мерах государственной поддержки ГЧП.
– Законом о ГЧП предусмотрен перечень мер государственной поддержки, это поручительство государства по инфраструктурным облигациям;
государственная гарантия по займам, привлекаемым для финансирования проектов ГЧП; передача исключительных прав на объекты интеллектуальной собственности, принадлежащие государству; предоставления натурных грантов; софинансирование проектов ГЧП; гарантия потребления государством определенного объема товаров, работ и услуг, производимых в ходе реализации проекта ГЧП.


– Что все-таки выгоднее для бизнеса – договор концессии или договор ГЧП?
– Что выгоднее, должен решать бизнесмен, самостоятельно исходя из специфики проекта. Пример: если это крупный инфраструктурный проект, то проект ГЧП должен быть рассмотрен как концессионный.
Но необходимо учесть, что для других не инфраструктурных проектов, на наш взгляд, удобнее использовать другие формы ГЧП. Так, сам Закон о ГЧП, принятый в 2015 году, позволяет большую гибкость в структурировании проекта и большее многообразие контрактных схем.
На сегодня, судя по количеству заключенных контрактов, бизнес голосует за Закон о ГЧП (по состоянию на ноябрь текущего года из 116 договоров ГЧП 14 договоров – в форме концессии).

 

Андрей КОРОЛЁВ, Алматы 

 

Тематика:   ГЧПРуслан Даленов