Главная  /  Интервью  /  Многовекторная внешняя политика полностью оправдала себя

Многовекторная внешняя политика полностью оправдала себя

Марат Елемесов
9045
Многовекторная внешняя политика полностью оправдала себя
Министр иностранных дел Казахстана в эксклюзивном интервью газете «Литер» рассказывает о главных внешнеполитических достижениях Казахстана в уходящем году

Уходящий год стал годом побед на внешнеполитическом направлении для Казахстана. С 1 января 2017 года Казахстан стал непостоянным членом Совета Безопасности ООН, утвердился в качестве главной диалоговой площадки по решению сирийского кризиса, с успехом реализовал потенциальные миротворческие инициативы, подтвердив свою глобальную миссию по антиядерному разоружению. Наш собеседник – министр иностранных дел Казахстана Кайрат Абдрахманов – в эксклюзивном интервью газете «Литер» рассказывает о главных внешнеполитических достижениях Казахстана в уходящем году.


– Господин министр, наш первый вопрос традиционный: каковы итоги работы Министерства иностранных дел Казахстана в 2017 году?
– Завершающийся год, без всякого преувеличения, является знаменательным в жизни нашей страны и в деятельности Министерства иностранных дел. Внешняя политика, определяемая Президентом Нурсултаном Назарбаевым, продолжила служить долгосрочным целям развития Казахстана, обеспечения благополучия граждан страны, а также укрепления региональной и глобальной безопасности.
В январе наша страна приступила к работе в Совете Безопасности Организации Объединенных Наций в качестве непостоянного члена на 2017–2018 годы. По инициативе Главы нашего государства с января в Астане начался успешный миротворческий процесс по урегулированию конфликта в Сирии. В течение года состоялось восемь плодотворных раундов Астанинского процесса. Триумфом признания высокой роли и вклада Казахстана в решение мировых вызовов стало проведение в период с 10 июня по 10 сентября первой в истории Центральной Азии и СНГ Международной специализированной выставки «ЭКСПО-2017». Перед началом выставки 9 июня в нашей столице прошел без преувеличения исторический Саммит глав государств–членов ШОС, увенчавшийся вступлением в эту влиятельную организацию Индии и Пакистана. В завершение успешной работы «ЭКСПО» 9–10 сентября в Астане состоялся Первый саммит Организации исламского сотрудничества по науке и технологиям.
Значительная часть внешнеполитической деятельности Главы государства сосредоточена на экономической дипломатии. За первое полугодие 2017 года валовой приток прямых иностранных инвестиций, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, вырос на 8,6% и составил 10,5 миллиарда долларов США. Это во многом является результатом последовательной работы Правительства по выполнению поручений Елбасы о дальнейшем совершенствовании инвестиционного климата, продвижении на мировой арене позитивного имиджа Казахстана и поддержке инвесторов. Большое внимание уделяется подробному ознакомлению зарубежных бизнес-сообществ с программой индустриализации, со специальными экономическими и индустриальными зонами в Казахстане и правовой защитой инвестиций. Акцент делается на возможностях Международного финансового центра «Астана», который в ближайшее время начнет работу по передовым мировым стандартам. К настоящему времени только в уходящем году на торгово-инвестиционном направлении МИД проведено около 300 мероприятий и организовано свыше 500 визитов представителей деловых кругов зарубежных стран в Казахстан.
В изданной на днях книге «Эра Независимости» Глава государства Н. Назарбаев характеризует 2017 год как год, открывший «новый этап внешней политики Республики Казахстан». По мнению Президента, «энергичные внешнеполитические импульсы усилили эффект внутренней системной модернизации.


– Казахстан уже год является непостоянным членом Совета Безопасности ООН. Как бы вы оценили усилия Казахстана за этот период? Чего удалось добиться и сумела ли Астана, как и обещала, продвинуть приоритеты Центрально-Азиатского региона на международной арене?
– Казахстан активно приступил к исполнению своих полномочий в Совете Безопасности ООН. Членство в СБ ООН повышает роль Казахстана в мировом масштабе, укрепляет позиции страны в международных переговорах в качестве стабильного и ответственного участника глобальных процессов.
В самом начале, еще в январе текущего года, в Политическом обращении Елбасы к СБ ООН была определена суть казахстанских приоритетов работы в Совбезе. Их семь:

1) достижение мира, свободного от ядерного оружия;

2) устранение угрозы глобальной войны и урегулирование локальных конфликтов;

3) продвижение интересов Центральной Азии при укреплении региональной безопасности и сотрудничества;

4) противодействие терроризму;

5) вопросы мира и безопасности в Африке;

6) обеспечение неразрывной связи между безопасностью и устойчивым развитием;

7) адаптация Совбеза и всей системы ООН к угрозам и вызовам XXI века.
Годичный опыт работы Республики Казахстан в Совете Безопасности ООН позволяет нашей стране активно и эффективно продвигаться к достижению стратегической цели по построению к столетнему юбилею ООН нового мира – планеты без конфликтов, как это отражено в Манифесте Главы государства «Мир. XXI век».
Другой важнейший аспект деятельности в СБ ООН – участие в решении ключевых проблем современности – открывает перед Казахстаном возможности для развития отношений со многими странами и регионами. В этом контексте Казахстан работает в Совбезе ООН над своевременным выполнением поручений Главы государства по реализации международных инициатив Астаны по урегулированию сложных мировых проблем.
Плодотворной работе в СБ ООН способствует наработанный за годы независимости опыт и профессионализм казахстанских дипломатов и их слаженная работа с государственными органами страны. За 11 месяцев 2017 года представители Казахстана приняли участие в более чем 260 заседаний Совбеза, включая открытые дебаты и брифинги, свыше 130 неформальных консультациях, 18 встречах Группы Е-10 (объединения непостоянных членов Совбеза), а также совершили визиты в Колумбию, Гаити, районы Сахель и озера Чад в Африке, в Вашингтон на встречу с Президентом, Госсекретарем и конгрессменами США, в Аддис-Абебу для переговоров с руководством Совета по миру и безопасности Африканского союза, в Сингапур и Малайзию. Казахстанские дипломаты внесли свой вклад в принятие более 50 резолюций СБ ООН, а также участвовали в подготовке 23 заявлений Совбеза.
В течение 2017 года странами Центральной Азии был подписан ряд важных документов, в том числе Соглашение между Казахстаном и Турк­менистаном о демаркации казахстанско-туркменской государственной границы, Договор между Казахстаном, Туркменистаном и Узбекистаном о районе точки стыка государственных границ трех государств. 13 июня была принята Ашхабадская декларация участников Диалога высокого уровня ООН и Центральной Азии по реализации Глобальной контртеррористической стратегии, а 10 ноября в Самарканде утверждена программа сотрудничества между МИД стран Центральной Азии. На самаркандском форуме Узбекистан внес инициативу о проведении регулярных встреч глав центральноазиатских государств. В свою очередь Казахстан предложил провести первую такую встречу весной 2018 года в Астане в период празднования Наурыза.
В период членства Казахстана в Совете Безопасности ООН мы регулярно брифингуем в Нью-Йорке своих партнеров по Центральной Азии о нашей текущей работе в главном органе ООН. Впервые за 25-летнюю историю членства государств региона в ООН страны приняли Совместное заявление министров иностранных дел на полях Генассамблеи в Нью-Йорке. 27 ноября при коспонсорстве Казахстана, Германии и Афганистана прошло специальное заседание членов Совета Безопасности ООН на тему «Партнеры для Афганистана: связь безопасности, развития и мира в регионе Центральной Азии». Данное мероприятие было сфокусировано на важности сближения экономик Афганистана и соседних стран путем реализации региональных проектов в области инфраструктуры, торговли, инвестиций и транзитных перевозок.
Таким образом, наша активная и целенаправленная работа по продвижению интересов Центральной Азии в СБ ООН создает прочную основу для обеспечения устойчивой региональной безопасности и плодотворного экономического сотрудничества между всеми государствами региона.
Уверен, что эффективным продолжением данной работы станет председательство Казахстана в Совете Безопасности ООН в январе 2018 года, в частности, встреча Совета Безопасности под председательством Президента Нурсултана Назарбаева на тему нераспространения и министерские дебаты на тему «Построение регионального партнерства в Афганистане и Центральной Азии в качестве модели взаимозависимости безопасности и развития», на которых основным докладчиком выступит Генеральный секретарь ООН Антониу Гутерриш.


– Как Казахстан относится к предложению о реформировании ООН? Не могли бы вы уточнить, что конкретно в этом ключе предложено Астаной? Какие есть успехи в этом направлении?
– Казахстан выступает за эффективную реформу Организации Объединенных Наций. Мы понимаем, что этот высший международный форум не имеет себе альтернативы в обсуждении и принятии решений по всем глобальным вопросам. Вместе с тем структура и механизмы ООН уже не в полной мере отвечают требованиям сегодняшнего дня и перспективам развития мира.
В этой связи Глава нашего государства на 70-й сессии ГА ООН выступил с инициативой о формировании современной парадигмы организации и предложил свою Стратегию «Нового Будущего» – «NEW FUTURE»: ядерная (N – nuclear), энергетическая (E – energy), водная (W – water) и продовольственная безопасность (F – food security), а также взаимопонимание (U – understanding), доверие (T – trust), неотложные реформы (UR – urgent reforms) и эффективность (E – efficiency).
Эта стратегия во многом близка программам Генерального секретаря ООН Антониу Гутерриша по трансформации организации в Единую ООН – эффективную и оптимизированную структуру, нацеленную на профилактику и предотвращение конфликтов и иных проблем, а не на реагирование постфактум.
Казахстан также принципиально выступает за то, чтобы обновленная ООН создавала действенные платформы для развития международного партнерства в целях обеспечения глобального устойчивого развития, исходя из понимания, что каждое государство – член организации должно нести ответственность за свое экономическое и социальное развитие и за развитие своего региона.
По нашему убеждению, если Казахстану, совместно с другими членами СБ ООН, удастся запустить процесс реализации основных идей Главы нашего государства, то в перспективе мировое сообщество может реально рассчитывать на построение благополучного сообщества наций и на эффективную работу ООН как основного компонента его инструментария.
Казахстан также последовательно выступает за системный и всеобъемлющий подход к реформированию СБ ООН, заключающийся в расширении количественного состава Совета, в совершенствовании его рабочих методов, укреплении взаимосвязи между Генассамблеей и Совбезом. Это позволит повысить прозрачность работы СБ и эффективность его решений с учетом интересов всех стран и регионов мира.
В то же время нужно учесть, что прогресс в переговорах по реформе Совета Безопасности зависит от интересов пятерки его постоянных членов. Мы поддерживаем Генсека ООН, который последовательно проводит реформы, направленные на повышение эффективности организации. Это выразилось в подписании Казахстаном 12 сентября 2017 года Политической декларации совместно с большей частью членов СБ и ГА ООН, авторство которой принадлежит США и 11 странам, представляющим все пять ооновских региональных групп.


– Возросшее количество угроз, обострение отношений России и США и другие вызовы негативно влияют на общую атмосферу в мире. Как вы считаете, в таких условиях оправдала ли себя политика многовекторности, которой придерживается Казахстан?
– Многовекторность себя полностью оправдала и продолжает оправдывать. Практически все задачи, которые ставились перед внешней политикой в начале 1990-х, решены. В решающей степени тому способствовала твердая позиция и настойчивость Президента Нурсултана Назарбаева. Полностью оформлены государственные рубежи нашей страны, в 2018 году в Астане планируется принятие пятисторонней конвенции о правовом статусе Каспия. Созданы и функционируют механизмы обеспечения региональной безопасности и экономического сотрудничества. Казахстан является членом ВТО и является активным участником трансконтинентальных транзитно-транспортных проектов. Крупнейшие державы современного мира – Россия, Китай, США и ЕС – являются нашими стратегическими партнерами.
Однако «многовекторность» – это не застывшая концепция. Она постоянно модифицируется. Вы верно отметили, что на современной международной арене складывается совсем непростая ситуация. Но мир никогда не был прост. Более четверти века суверенного развития нашему государству приходится учитывать различные вызовы, связанные с самостоятельным развитием. Курс на многовекторность, который провозгласил наш Президент в начале 1990-х годов, как раз стал основой внешней политики, позволившей Казахстану достичь больших успехов в короткий срок.


– В этом году Казахстан отметил четверть века со времени установления дипломатических отношений с рядом постсоветских стран. Насколько за это время окрепли эти узы? Каким сейчас видится Казахстан в СНГ, насколько прочны наши контакты с бывшими республиками СССР?
– Мы рассматриваем Содружество Независимых Государств как уникальную площадку, объединяющую страны постсоветского пространства. Казахстан всегда выступал за сохранение экономических и культурных связей в СНГ и принимал активное участие в деятельности Содружества, придерживаясь гибкой и конструктивной позиции.
По инициативе Нурсултана Назарбаева главы государств СНГ приняли историческое решение об адаптации Содружества к современным реалиям, которое направлено на его переформатирование в мобильную, компактную и практичную организацию. Оно также нацелено на оптимизацию структуры и органов СНГ, сокращение расходов на их содержание, изменение подходов к наполнению контента документов и уровню рассмотрения повесток дня. Реализация поставленных задач уже приносит результаты.
Если говорить о двусторонних отношениях со странами Содружества, то у нас выстроено отличное сотрудничество. Хотя нереализованный потенциал, особенно в торгово-экономической сфере, зачастую остается достаточно высоким. Во всех странах СНГ имеются дипломатические представительства Казахстана и перед каждым послом мы ставим задачи по наращиванию экономической дипломатии.


– В свое время у Казахстана была среднесрочная программа «Путь в Европу», что делается в этом отношении? Актуальна ли она сейчас, как в Европе относятся к современному Казахстану, насколько нам важны взаимоотношения с ЕС?
– Программа «Путь в Европу» на 2008–2011 годы в свое время возникла в качестве дополнительного акцента во внешней политике нашей страны. Главными ее целями были дальнейшее развитие экономического сотрудничества, привлечение эффективных технологий и опыта в управленческую систему, совершенствование законов и разработка собственного стратегического видения нашего председательства в ОБСЕ в 2010 году. Задачи были масштабными и вполне конкретно характеризовали на тот момент новый уровень международного признания Казахстана.
Понятно, что путь Казахстана в Европу начался с момента независимости и дал те реальные результаты, которые мы имеем сегодня, – углубленное партнерство с европейскими государствами, Евросоюзом, ОБСЕ и другими организациями. Одним из важных результатов реализации данной программы явилось подписание в 2015 году соглашения о расширенном партнерстве и сотрудничестве между РК и ЕС, которое заменило соглашение 1995 года. Мы, как и наши партнеры, возлагаем на него большие надежды.
Особо отмечаю, что Казахстан стал первой страной в Центральной Азии, подписавшей данное соглашение второго поколения, призванное придать существенный стимул углублению экономического и политического сотрудничества между РК и ЕС. К слову, Евросоюз является крупнейшим внешнеторговым и инвестиционным партнером Казахстана.
О том, как в Европе относятся к Казахстану, также говорит и тот факт, что наша страна принимает самое активное участие в разработке новой Стратегии ЕС по Центральной Азии, принятие которой ожидается в 2019 году.


– Как вы оцениваете действия Северной Кореи, направленные на расшатывание ядерного баланса в мире?
– Оценка действиям КНДР одна – негативная. Мы решительно осуждаем политику руководства Северной Кореи, направленную на подрыв режима нераспространения. Это единственное государство, которое испытывает ядерное оружие в XXI веке. Сам факт испытаний либо даже намерений подобных действий идет абсолютно вразрез с внешней политикой Казахстана. Мы призвали КНДР прекратить испытания ракет разной дальности.
Ядерное разоружение и нераспространение являются приоритетами нашей внешней политики, поэтому Казахстан с повышенным вниманием относится к данной проблеме и острым вопросам в этой сфере. Мы твердо убеждены, что залогом глобальной безопасности является избавление мира от ядерного оружия.


– Недавно прошел съезд Компартии Китая, за которым внимательно следили в Казахстане. На какой стадии сейчас находятся отношения двух государств? Как вы оцениваете итоги съезда и утверждения политологов, что Китай делает заявку на новую мировую сверхдержаву? Выгодно ли это Казахстану, что под боком усиливается такой мощный мировой игрок?
– Сотрудничество с Китаем – приоритетное направление нашей внешней политики. За 25 лет дипломатических отношений наше сотрудничество приобрело образцовый характер построения современных межгосударственных отношений, основанных на взаимном уважении и всестороннем развитии взаимовыгодного стратегического партнерства.
Доля Китая в общем объеме товарооборота Казахстана за девять месяцев 2017 года составила 17%. КНР вложила в развитие нашей экономики свыше 14 миллиардов долларов.
Хотел бы отметить важность нашего двустороннего сотрудничества в рамках сопряжения государственной программы «Нұрлы жол» с китайской инициативой «Пояса и пути» (ранее называвшейся инициативой «Один пояс, Один путь»). Казахстан является ключевым связующим звеном евразийского трансконтинентального «моста» между Китаем и Европой. Совместная реализация стратегических программ Астаны и Пекина также открывает широкие перспективы для торговли, промышленности и культурного обмена.
Итоги работы XIX съезда КПК продемонстрировали твердую политическую волю руководства Китая завершить построение в стране «общества среднего достатка», а результаты выборов показали широкую поддержку курсу Председателя КНР. Выступление Си Цзиньпина на съезде стало своего рода «дорожной картой» всестороннего развития Китая на ближайшие годы. В нем выведены все стратегические направления с учетом новых реалий жизни. Уверен, что новый состав высшего партийного руководства Компартии Китая продолжит развивать и укреплять традиционные узы дружбы, добрососедства и сотрудничества между Казахстаном и Китаем.


– Расскажите о мерах поддержки соотечественников, которые попадают в различных странах мира в сложные ситуации. Как подключается МИД? Как ведутся переговоры, чтобы обезопасить казахстанцев и защитить их права? Могли бы привести несколько примеров?
– Как показывает опыт работы консульской службы МИД РК, спектр чрезвычайных ситуаций, в которые попадают наши граждане за рубежом, к сожалению, очень широк – от потери документов и дорожно-транспортных происшествий до стихийных бедствий и техногенных катастроф. В каждой конкретной ситуации от нашего консула требуется высокий уровень профессионализма, оперативность и другие необходимые знания и качества.
Также следует учитывать тот факт, что на сегодняшний день Казахстан имеет 90 представительств в 67 странах мира, при этом в каждой стране действует свое законодательство, регулируются правила и нормы поведения, которые наши граждане должны неукоснительно соблюдать.
Для оперативного обмена информацией и ускоренного реагирования на острые международные события у нашего министерства имеется система прямой связи со всеми загранучреждениями, которая позволяет своевременно получать сведения о наличии или отсутствии казахстанских граждан среди пострадавших, давать срочные поручения и держать сложившуюся ситуацию на постоянном контроле.
В МИД также действует телефон «горячей линии», по которому даются необходимые консультации. В дополнение к этому на регулярной основе принимается комплекс мер по повышению оперативности реагирования в форс-мажорных обстоятельствах. В частности, по договоренности Правительства с ведущими операторами сотовой связи, начиная с 2013 года, при подключении гражданами Казахстана международного роуминга на их мобильные телефоны поступают СМС-сообщения с номерами телефонов «горячей линии» министерства. Своевременно в отечественных СМИ публикуются рекомендации МИД по случаям, когда казахстанским гражданам следует воздержаться от посещения тех или иных государств с нестабильной внутренней обстановкой.
Министерством разработано мобильное приложение «SmartravelKZ», которое предоставляет общую информацию, рекомендации, предупреждения и оповещения по заданной стране. Пользователи данного приложения имеют возможность связаться с сотрудником МИД и получать консульскую помощь по всем интересующим их вопросам в режиме онлайн.
В целях укрепления и развития сотрудничества в консульской сфере с иностранными государствами на постоянной основе проводятся двусторонние консульские консультации, на которых обсуждаются актуальные вопросы взаимодействия и решения проблем в сфере защиты прав и интересов граждан сторон. В 2017 году были проведены 14 консульских консультаций с такими странами, как Израиль, Иран, Южная Корея, Мальта, ОАЭ, Россия, США, Таиланд, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан, Финляндия и Швейцария, а также Консультативный Совет руководителей консульских служб МИД СНГ.
Актуальность приобретают консульские консультации с КНР в связи со значительным увеличением объемов казахстанско-китайской торговли и инвестиций, туристических потоков и поездок казахской диаспоры из Китая.
Особое внимание уделяется казахстанцам, ставшим жертвами противоправных действий, а также оказавшимся в форс-мажорных ситуациях за рубежом. В частности, в 2017 году эвакуированы 54 гражданина нашей страны из нестабильных регионов Ирака, Таиланда и Сирии. Экстренно транспортированы на родину по состоянию здоровья 5 казахстанцев из Египта, Южной Кореи, Китая и Турции. Оказано содействие в транспортировке из зарубежья на родину тел 49 скончавшихся граждан РК. Возвращены на родину по чрезвычайным обстоятельствам свыше 30 казахстанцев. Оказана помощь 14 казахстанцам в улаживании трудовых споров с заграничными работодателями и в оплате услуг иностранным медицинским учреждениям и так далее.
В связи с терактами в Испании, Египте и стихийными бедствиями в различных регионах мира оказана своевременная помощь казахстанским гражданам.
В завершение этой жизненно важной темы хочу рекомендовать всем казахстанцам, проживающим за рубежом или собирающимся выехать туда, вовремя вставать на консульский учет в загран­учреждениях РК в целях обеспечения собственных прав, интересов и безопасности.


– В завершение нашей беседы последний вопрос. Наверняка у представителей дипломатической службы очень насыщенные графики, много перелетов, большие нагрузки, то есть работа не из легких. Какими качествами должен обладать (или развивать в себе) человек, желающий посвятить себя дипломатической службе?
– Начну, может быть, с известных читателям положений. На органы дипломатической службы возлагаются задачи по реализации внешнеполитического курса нашего государства, содействию осуществлению внешнеэкономической политики, укреплению международного авторитета страны на мировой арене, а также по защите интересов ее граждан за рубежом.
В этой связи человек, который хочет посвятить себя дипломатической службе, должен прежде всего быть настоящим патриотом своей Родины, готовым посвятить всю жизнь служению ее интересам.
Такой человек, конечно же, должен свободно владеть как государственным, так и несколькими иностранными языками. Дипломат должен обладать эрудицией, выдержкой и постоянно стремиться к самосовершенствованию. По сути, это обладатель многих профессий, который должен найти подход к любому собеседнику и вести переговоры в первую очередь с учетом национальных интересов.
Дипломатам часто приходится работать в непростых условиях в странах с напряженной политической обстановкой, тяжелыми природно-климатическими условиями и т.д. Поэтому эта служба требует, как бы высокопарно это ни звучало, самоотверженного труда и готовности беззаветно служить своему государству, порой с риском для жизни. В целях создания благоприятного имиджа и качественного представления интересов своей страны за рубежом дипломат должен владеть полноценными знаниями о своей стране, ее истории и культуре. Для работы во внешнеполитическом ведомстве кандидатам нужно развивать свои аналитические и ораторские способности. Уверен, что такими критериями я не отпугнул потенциальных работников внешнеполитической службы, а, наоборот, подстегнул всех к расширению знаний в стремлении достичь дипломатического олимпа.

 


Беседовал Марат ЕЛЕМЕСОВ, Алматы