Главная  /  Интервью  /  Кадры из Интернета

Кадры из Интернета

Андрей Вишниченко
6406
Кадры из Интернета
Сегодня немало казахстанцев используют Интернет для обучения чему-либо

Это удобно, быстро, а часто и дешевле, чем в офлайне. Естественно, что подобная практика не осталась без внимания образовательных организаций. Дистанционные формы обучения, называемые еще онлайн-обучением, активно внедряются в учебных заведениях самых различных уровней и масштабов: и в крупных государственных университетах, и в небольших учебных центрах. Репетиторы, бизнес-тренеры, коучи и лекторы тоже стараются активно использовать Интернет для увеличения охвата своей целевой аудитории. Как обстоят дела с этим в Казахстане?


Недавно в Алматы состоялась первая конференция по развитию дистанционного обучения Elforum-2017, в которой приняли участие представители ряда крупнейших учебных заведений Казахстана,  квазигосударственных образовательных структур и  учебные центры по самым различным направлениям обучения. Одним из спикеров состоявшейся конференции был Арман Касым, которого можно назвать одним из пионеров развития онлайн-образования в Казахстане и ведущим в стране экспертом по рынку неформальных образовательных услуг. В настоящее время Арман является основателем и руководителем крупнейшего в Казахстане образовательного портала Edumart.kz, школы интернет-профессий и онлайн-бизнеса. Мы решили задать ему несколько вопросов о состоянии казахстанского рынка образовательных услуг, перспективах его развития и возможностях, которые он раскрывает перед казахстанцами.


– Арман, в своем выступлении на конференции вы неоднократно говорили о рынке неформальных образовательных услуг. Чем он отличается от формальных образовательных услуг?
– Неформальные образовательные услуги – это услуги, которые находятся вне поля прямого регулирования государством или, иначе,  не лицензируются государством. В 60-х годах прошлого века было замечено, что традиционные образовательные институты, в первую очередь школы и вузы, слишком медленно адаптируются к изменяющимся социальным и экономическим условиям. А уже в 1996 году министры образования стран, входящих в Организацию экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) договорились о разработке стратегии «непрерывного обучения для всех на всю жизнь».
В Казахстане законодательство в целом достаточно либерально подходит к регулированию неформальных образовательных услуг.  У нас в стране около 2,5 тысячи учебных центров и специалистов, оказывающих образовательные услуги, которые можно отнести к неформальным. Это разнообразные курсы, тренинги, семинары, мастер-классы и т.д.

 

– Можно ли сказать, что какие­-то направления образовательного бизнеса более востребованы?
– Конечно, есть высоковостребованные направления обучения, такие как курсы английского языка, раннего развития детей,  курсы по различным IT-темам, курсы повышения квалификации и ряд других. Если брать статистику по стране, то по каждому из этих направлений можно насчитать тысячу и более запросов в месяц.

 

– Правильно ли я понимаю, что на неформальном рынке дистанционные формы обучения продвигаются быстрее?
– Отчасти да, дистанционные формы обучения открывают большие возможности для увеличения охвата целевой аудитории. Находясь, например, в Астане, можно обучать людей со всех регионов страны. Или даже из других стран. Кроме того, онлайн-обучение позволяет снизить издержки. Нет необходимости содержать большой офис, покупать мебель и т.д. И главное, обучение по Интернету очень удобно для самих обучающихся.

 

– В общем, можно говорить, что дистанционное обучение увеличивает доступ населения к образовательным услугам?
– Да, безусловно, это так. Неважно, где вы живете: в большом городе или маленьком, или в отдаленном ауле. Если у вас есть компьютер и доступ к Интернету, перед вами открываются широкие возможности для обучения. Учиться дистанционно можно  и в школе, и в вузах, и, конечно, в самых различных учебных центрах.

 

– Что после обучения в таких школах человек может делать?
– Казахстанские школы готовят сегодня менеджеров интернет-проектов, интернет-маркетологов, контент-менеджеров, SEO-специалистов, веб-дизайнеров и т.д. Это те профессии, овладеть которыми можно за два-три месяца. Учитывая, что спрос на таких специалистов достаточно высокий, это хорошая инвестиция времени и денег в свое будущее.

 

– Сколько стоит обучение в среднем?
– Как правило, для людей, совсем далеких от IT-сферы, проводятся серии бесплатных обучающих программ, на которых они знакомятся с содержанием каждой профессии и выбирают для себя ту, что понравится. Предусмотрены недельные и двухнедельные курсы, на которых даются основы  выбранной профессии. После этих курсов выпускник будет уметь решать основные задачи в рамках выбранной профессии и может начать искать вакансии, где опыт работы не требуется. Такие курсы в нашей стране стоят 35–65 тысяч тенге. Полные двух-трехмесячные курсы стоят в два раза дороже. Они рассчитаны на тех, кто уже знаком с основами и желает повысить свою профессиональную квалификацию.

 

– Почему вы думаете, что этим IT-профессиям следует обучать? Согласно статистике, проникновение Интернета в Казахстан не очень высокое?
– Мы думаем, что в обозримом будущем проникновение Интернета будет гораздо большим. К тому же уже сейчас со стороны работодателей наблюдается большой спрос на интернет-специалистов, которых на рынке не хватает. И актуальная задача – внести свою лепту в удовлетворение этого спроса.

 

– К вопросу о спросе, есть ли еще какие-то профессии, которыми человек может овладеть всего за пару месяцев, чтобы найти новую достойно оплачиваемую работу?
– И немало. Такие профессии существуют в самых разных секторах экономики. К примеру, сейчас наблюдается большой спрос на бухгалтеров, работников общепита, электриков, сантехников, работников индустрии  красоты.  Основами этих специальностей можно овладеть за один-три месяца. Также за один-два месяца можно овладеть одной из востребованных IT-профессий. В целом на рынке неформальных образовательных услуг немало курсов, которые позволяют  в короткий срок научиться новой для себя профессии и найти работу.
У человека всегда есть выбор способов изменения своей жизни к лучшему. Образование – одна из самых надежных и проверенных веками инвестиций в свое будущее. В своем послании к народу Казахстана от 31 января 2017 года («Третья модернизация Казахстана: глобальная конкурентоспособность») Президент Казахстана Н. Назарбаев назвал развитие человеческого капитала одним из важнейших приоритетов для страны.  В частности, он сказал: «Наша задача – сделать образование центральным звеном новой модели экономического роста. Учебные программы необходимо нацелить на развитие способностей критического мышления и навыков самостоятельного поиска информации.  Наряду с этим нужно уделить большое внимание формированию IT-знаний, финансовой грамотности и воспитанию патриотизма молодежи. Необходимо сократить разрыв в качестве образования между городскими и сельскими школами».
Президент поручил Правительству представить соответствующие предложения и уже вниманию общественности была представлена Программа «Цифровой Казахстан–2020», где одним из четырех ключевых направлений указано развитие креативного общества –  «развитие компетенций и навыков для цифровой экономики, проведение работ по повышению цифровой грамотности населения, подготовка ИКТ-специалистов для отраслей».  Это веяние времени. Наша страна стремится не отставать от доминирующих в мировой экономике тенденций, и  поэтому весьма отрадно,  что частный сектор активно действует в этом направлении, внося свой посильный вклад в общее для всех нас дело – развитие Казахстана.


Беседовал Андрей ВИШНИЧЕНКО, Тараз