Главная  /  Интервью  /  Укрепление китайско-казахстанского сотрудничества имеет исключительно важное значение для создания всего экономического пояса

Укрепление китайско-казахстанского сотрудничества имеет исключительно важное значение для создания всего экономического пояса

Новости
3604
Укрепление китайско-казахстанского сотрудничества имеет исключительно важное значение  для создания всего экономического пояса
Прошедшая на прошлой неделе в Пекине двухдневная встреча лидеров экономик Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС) с участием глав Китая Си Цзиньпина, России Владимира Путина, США Барака Обамы и Японии Синдзо Абэ основными своими задачами имела «развитие региональной экономической интеграции, инновационное развитие и рост».

Прошедшая на прошлой неделе в Пекине двухдневная встреча лидеров экономик Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС) с участием глав Китая Си Цзиньпина, России Владимира Путина, США Барака Обамы и Японии Синдзо Абэ основными своими задачами имела «развитие региональной экономической интеграции, инновационное развитие и рост». Получила ли свое развитие заявленная тема «Формирование будущего через азиатско-тихоокеанское партнерство» – и какое значение это может иметь для Казахстана, имеющего общие границы с двумя крупнейшими странами региона – Китаем и Россией, об этом наша беседа с представителем страны – хозяйки саммита Китая, временным поверенным в делах посольства КНР в РК Сунь Вэйдуном.

– Начнем с главного. Мировая экономика испытывает сегодня далеко не лучшие времена, о чем удалось договориться на саммите?
– В саммите участвовал 21 лидер экономик – членов АТЭС, таких стран, как Китай, США, Россия, Япония, Австралия и т.д. Организация является самым влиятельным официальным форумом экономик АТР, общая численность населения членов – участников АТЭС составляет около 40 процентов мирового населения, и на эти страны приходится приблизительно 60 процентов ВВП и половина мировой торговли. Лидеры экономик АТЭС достигли консенсуса в ведении перспектив азиатско-тихоокеанского развития и направления сотрудничества АТЭС. Состоявшийся саммит стал очень плодотворным, были обнародованы декларация лидеров экономик – членов АТЭС «Пекинская программа: создание гармоничного, инновационного и взаимосвязанного Азиатско-Тихоокеанского региона» и декларация по случаю 25-летия создания АТЭС «Совместное создание азиатско-тихоокеанских партнерских отношений, ориентированных в будущее». Также были ратифицированы «Дорожная карта по содействию продвижения к Азиатско-Тихоокеанской зоне свободной торговли», «Перспективный план транспортно-коммуникационной взаимосвязанности АТЭС». На саммите была также утверждена «Пекинская декларация о борьбе с коррупцией», участники выразили желание и решимость всесторонне использовать механизмы и платформы сотрудничества по борьбе с коррупцией.
– С какими важными вопросами сталкивается развитие Азиатско-Тихоокеанского региона? Каких позиций придерживается китайская сторона?
– В настоящее время восстановление мировой экономики сталкивается со многими нестабильными и неопределенными моментами. Развитие АТР вступило в новый этап, и он принес с собой не только новые возможности, но и вызовы. Как преодолеть кризис рассыпания регионального экономического сотрудничества, как найти новый импульс развития в период международного финансового кризиса, как решить финансовые преграды в строительстве транспортно-коммуникационной взаимосвязанности? Все эти вопросы требуют глубокого размышления и более активного и эффективного реагирования.
Для разрешения вышеуказанных вопросов председатель КНР Си Цзиньпин выдвинул четыре основные позиции. Первая – совместно выстраивать представления о развитии и трансформировать в действия такие важные договоренности, как запуск процесса формирования зоны свободной торговли АТР, продвижение транспортно-коммуникационной взаимосвязанности и инновационного развития. Вторая – совместно противодействовать вызовам мирового характера и надлежащим образом реагировать на такие мировые проблемы, как инфекционные заболевания, продовольственная безопасность и энергетическая безопасность. Третья – совместно формировать платформу для сотрудничества и создавать из АТЭС системную платформу для продвижения интеграции, политическую платформу для усиления обмена опытом, открытую платформу для противостояния торговому протекционизму, развивающуюся платформу для углубления экономико-технологического сотрудничества, единую платформу для стимулирования транспортно-коммуникационной взаимосвязанности. Китайская сторона направит 10 млн долларов США на оказание поддержки в формировании механизмов и усиления потенциала АТЭС, а также расширение деятельного сотрудничества в различных областях. Четвертая – совместно преследовать цели взаимосвязанного развития, расширять финансовую и технологическую поддержку развивающихся экономик – членов АТЭС. В ближайшие три года правительство КНР предоставит указанной категории стран и районов 1500 специалистов для осуществления проектов по укреплению потенциала в таких сферах, как торговля и инвестиции.
Вышеизложенные позиции отразили желание и интересы всех экономик АТР, получили согласие и поддержку от участников саммита. Уверен, что продвижение и реализация этих инициатив придаст новую жизненную силу развитию и сотрудничеству АТР.
– Каким образом это может сказаться на казахстанско-китайском сотрудничестве?
– На данном саммите председатель КНР Си Цзиньпин подчеркнул важность укрепления транспортно-коммуникационной взаимосвязанности и сделал упор на совместное создание «Экономического пояса Шелкового пути» и «Морского Шелкового пути XXI века». Инициатива «Экономический пояс Шелкового пути» выдвинута во время визита председателя Си Цзиньпина в РК в прошлом году, а инициативу «Морской Шелковый путь XXI века» выдвинул председатель Си Цзиньпин во время визита в страны АСЕАН. «Экономический пояс Шелкового пути» и «Морской Шелковый путь XXI века» проходят через Евразийский континент, с востока соединяет Азиатско-Тихоокеанский экономический регион и с запада Европейский экономический регион, как продолжение и углубление Древнего Шелкового пути.
 Казахстан является первой зарубежной станцией совместного создания «Экономического пояса Шелкового пути». Укрепление китайско-казахстанского сотрудничества имеет исключительно важное значение для создания всего экономического пояса. За прошедший год Китай и Казахстан провели плодотворное взаимовыгодное сотрудничество для реализации данной инициативы. Это сотрудничество является двусторонним, китайские и казахстанские предприятия взаимно входят в рынки других стран. В мае текущего года лидеры двух стран запустили в эксплуатацию китайско-казахстанскую станцию логистики в городе Ляньюньган, данный проект сотрудничества на территории Китая открывает прямой выход к Тихому океану для Казахстана, что предоставит Казахстану удобства для укрепления сотрудничества со странами АТР. В этой связи Казахстан станет строителем и участником создания «Экономического пояса Шелкового пути» и «Морского Шелкового пути XXI века».
В настоящее время Китай и Казахстан находятся в ключевом этапе собственного государственного развития. Стороны могут тесно взаимодействовать и укреплять сотрудничество для совместного противодействия негативному влиянию международного экономического спада. Надо отметить, что в день проведения 22-й неофициальной встречи лидеров экономик – членов форума Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества Президент Назарбаев выступил с ежегодным Посланием к народу под названием «Нұрлы жол», в котором подробно изложил новую экономическую политику Казахстана и определил усиление развития транспорта и коммуникаций и инфраструктурного строительства в качестве важного направления будущего развития Казахстана. Эта программа совпадает с главной инициативой председателя Си Цзиньпина об укреплении транспортно-коммуникационной взаимосвязанности и создания Азиатского банка инфраструктурных инвестиций. Такое совпадение стратегий Китая и Казахстана в стратегии развития и концепции управления государством открывает более широкое пространство для углубления двустороннего сотрудничества.
Председатель Си Цзиньпин в своем выступлении на саммите АТЭС рассматривает «Экономический пояс Шелкового пути» и «Морской Шелковый путь XXI века» как два крыла процветания Азии, а транспортно-коммуникационную взаимосвязанность – в качестве их каналов и коллатеральных сосудов. Надеюсь, что Китай и Казахстан смогут всесторонне продвигать сотрудничество между двумя странами в области транспорта и коммуникаций и инфраструктурного строительства, в полной мере используя этот исторический шанс, смогут приложить общие усилия для достижения новых взлетов и осуществления нового стремительного развития экономики Китая и Казахстана, а также процветания в Азиатско-Тихоокеанском регионе в целом.