Главная  /  Интервью  /  Азамат Ашимов: Зритель вправе говорить, что думает

Азамат Ашимов: Зритель вправе говорить, что думает

Константин Козлов
5871
Азамат Ашимов: Зритель вправе  говорить, что думает
Известный казахстанский актер – о профессии и о хлебе насущном

Азамата Ашимова казахстанцы знают по таким проектам, как «Книга легенд. Таинственный лес», «К вам едет доктор Ахметова», «Ликвидатор», «Жас Улан» и многим другим.

Впрочем, в последнее время актер расширил спектр своей деятельности и помимо актерства вполне серьезно присматривается к режиссуре и даже… ресторанному делу! О творчестве и о жизни актер рассказал в эксклюзивном интервью «ЛИТЕР-Неделе».
– Азамат, твоя «крайняя», как говорят теперь все, премьера – это новая часть саги о Президенте «Путь лидера. Разрывая замкнутый круг». Каковы твои впечатления об этом фильме?
– Да. Действительно, линия моего героя Аркалыка продолжается и в этой части. Правда, в новом фильме роль уже не такая большая, как в предыдущих частях. Как мне рассказали сценаристы, мой герой – персонаж реальный, он работал в партийно-комсомольских органах города Темиртау. В предыдущей части я всячески подстегивал будущего Президента к тому, чтобы он занялся комсомольской карьерой, надел костюм-чик и пересел в кабинет. На что главный герой отвечал мне: я простой рабочий, из простой семьи, и в этом моя сила! Вообще могу сказать, что проект очень хороший. С Рустемом Абдрашевым работать очень интересно. Он всегда знает, чего хочет, и хорошо знает психологию и мотивацию героев фильма.
После премьеры фильма в Астане у нас была встреча с Президентом. Мы пожали друг другу руки. Да и вообще, после съемок в «Пути лидера» я стал больше понимать Нурсултана Абишевича как человека, а не как политика.
– Тебе удалось поработать и с российскими актерами…
– Да, мне повезло. У меня были совместные сцены с такими замечательными актерами, как Александр Григорьевич Рапопорт, Владимир Александрович Стеклов и Евгений Владимирович Сидихин. Это для меня очень хорошая школа. Уже просто наблюдая за тем, как они работают на съемочной площадке, можно многому научится. Ну и конечно, общение с ними мне многое дало. В перерывах мы много общались, они рассказали мне массу историй о своем пути в кино. Все это очень интересно. Особенно мне запомнился опыт Александра Григорьевича Рапопорта. Начиная с того, как он работал психиатром в Советском Союзе, как попал в тюрьму, эмигрировал из СССР и совершенно неожиданно для себя сделал актерскую и певческую карьеру в Америке. Его опыт для меня особенно ценен.
– В этом году на экраны вышел фильм «Фейк. Береги себя», где ты сыграл совершенно нетипичную для себя роль «ботаника-неудачника». Ты хотел сыграть такого персонажа?
– За это спасибо режиссеру проекта Салтанат Мурзалиновой-Яковлевой. Наверное, она смогла найти во мне другого Азамата. Того, который в кадре может быть более мягким, неуверенным в себе, слабохарактерным, которого девушки учат, как надо жить и общаться. От этого было вдвойне интересно работать. Это хоть и были эксперименты, но очень хорошего качества.
– Почему, на твой взгляд, «Фейк» «не пошел» так, как хотелось бы? Ведь фильм довольно неплохой.
– Я думаю, что дело в промоушен. Ведь у этого фильма явно есть зритель. Наверное, он больше подходит для телевизионного формата. Если бы раскрутке фильма уделили несколько больше внимания, количество зрителей было бы больше. Может быть, с кинотеатрами нужно было как-то иначе поработать. Я знаю, что проект стоил инвесторских денег и Салтанат за них ответственна. Она по специальности пиарщик, и пиарщик сильный. И все же почему фильм «не пошел» так, как надо, мне сложно судить.
У нас много снимается плохих фильмов, но они раскручиваются так, что люди сами несут деньги в кассы, покупают билет и идут на фильм. Повторюсь: для меня этот фильм особо важен, потому как раньше я играл в основном отрицательные роли и даже сделал себе на этом определенное имя. А тут что-то новое.
– Какая роль стала твоей «визитной карточкой»?
– Популярным я себя почувствовал после сериала «К вам едет доктор Ахметова», где я играл главного злодея, противника главной героини. Поскольку это был многосерийный проект, то меня каждый день в прайм-тайм показывали на главном канале страны. Поэтому я получил огромное количество зрительских отзывов. «Доктор Ахметова» была переломной. И люди стали ко мне относиться как к актеру. Это был интересный и волнительный этап в моей жизни. В то же самое время случился нашумевший проект Ахана Сатаева «Ликвидатор». У меня там была эпизодическая, малюсенькая роль пограничника. Как ни странно, но и по этой маленькой роли меня многие узнавали. Хотя переломным моментом это не назовешь. Пожалуй, «К вам едет доктор Ахметова» стал таковым.
– Но самым первым в твоей фильмографии значится известный в начале «нулевых» сериал «Детки». Как ты туда попал?
– О, да! Это был первый актерский дебют. 2000 год, режиссер Игорь Гонопольский. Тогда мы снимали на VHS. Но у нас уже были звуковые пушки. Мы тогда снимали в одном известном городском кафе. Я приезжал к своей девушке – главной героине. И мы с ее подругой сидим и обсуждаем, как нам дальше жить. Роль была небольшая. Кто этот проект только не ругал, но при этом все его смотрели. В те годы особо и смотреть было нечего – из наших сериалов были только «Перекресток» да «Саранча». Было интересно увидеть свои лица. Был огромный кастинг в университете «Туран». В тот момент я больше хотел пройти кастинг, чем сейчас. Такого ярого рвения попасть в проект, как тогда, сейчас уже нет. У них была огромная аудитория, а за дверью стояла толпа, которая боялась лишний раз куда-то отлучиться, чтобы, не дай Бог, не пропустить свою очередь. Не знаю почему, но этого нет. Наверное, понимаешь, что не только от кастинга все зависит. Сейчас уже знаешь, что неважно, каким ты в очереди будешь, режиссер в любом случае поймет, нужен ты ему или не нужен. Сейчас больше выбираешь роли. Я отказался от 3–4 проектов. Это были сериалы и полный материал, в которых мне опять предлагались отрицательные роли. Надо пробовать что-то другое.
– Может ли современный казахстанский актер зарабатывать на жизнь только актерством?
– Это могут делать только единицы. Только несколько «топовых» актеров, которых можно посчитать по пальцам. Может быть, мой знаменитый однофамилец Асанали Ашимов. Одним актерством денег не заработаешь. Большинство моих коллег зарабатывает ведением разных мероприятий, корпоративов и т.д.
– Как ты вообще попал в кино?
– Я работал на ТВ, занимался журналистикой. Вообще, я по образованию юрист, но ни дня не работал по специальности. Почти сразу ушел в творческие профессии. Сейчас я больше понимаю, что актерство – это хобби. Когда я снимаюсь, я отдыхаю. Есть время подумать, разобраться в себе.
Потом, в 2009 году, я поехал на стажировку в Нью-Йоркскую киноакадемию. Я не скажу, что мы открыли для себя мир кино. Но было интересно – я понял, почему у них такой кинематограф. У них там целая система анализа кино – они просчитывают все до мелочей. Они работают быстро и мобильно – на площадке каждый знает свою задачу. Да и обучение мне очень нравилось: утром – теория, после обеда – практика. По горячим следам, а не через несколько месяцев, когда многое уже забыл. Я считаю, это правильно.
– В общем, я так посмотрел, что все упирается в количество населения. Затратный фильм не снимешь, так как его невозможно отбить. В сериал много не вложишь – рекламный рынок тоже довольно ограничен. Неужели выхода нет?
– Выход, конечно, есть. Яркий пример успеха – «Келинка Сабина». Но прежде чем выпускать фильм, надо сотню раз подумать: либо ты делаешь абсолютно коммерческий проект, либо целиком фестивальное кино. Мы еще до конца не пришли к тому, чтобы делать что-то среднее. Одновременно и кассовое, и для размышления. Мы постепенно идем к этому. И сейчас нам нужно снимать среднебюджетное кино с интересным сценарием. И здесь очень важен продюсерский подход, чтобы понять зрительский интерес, зрительский вкус. В Казахстане сложно снимать в кино.
– Как ты можешь охарактеризовать нашего зрителя?
– Наш зритель придирчивый. Все-таки европейское и американское кино задали довольно высокую планку, и, смотря наши фильмы, зритель сравнивает именно с ними. Сравнивать можно, но не ругать наше кино. У нас пока снимают на количество, но пока еще не совсем на качество.
– У нас обычно режиссеры говорят так: мол, не судите строго, мы только учимся. А почему зритель должен делать скидки нашему кино? Только из-за патриотизма, что ли?
– Фильмы делаются для зрителя. И зритель вправе говорить то, что думает. В конце концов он голосует вниманием и деньгами. Зритель – лучший рецензент для фильма режиссера. И режиссеру важно сделать выводы, прежде чем приступать к следующему фильму.
– Я слышал, ты сейчас занялся рестораторством. Это что, дань моде? Сегодня чуть ли не каждый актер открывает ресторан.
– Нет, это не дань моде. И это не совсем рестораторство. Я буду заниматься раскруткой и продвижением бар-гриля, который мы сейчас открыли. Я люблю, я знаю, как это делать. Напомню, что актерам сложно жить только на актерские гонорары. Многие зарабатывают дополнительно, и не только ведением корпоративов, но даже работой в банковской сфере. Я же выбрал себе сферу, в которой разбираюсь.

Беседовал Константин КОЗЛОВ, Алматы

Тематика:   Азамат Ашимов