Главная  /  Интервью  /  Известный режиссёр и продюсер Рашид Сулейменов – об успехе казахстанских фильмов и сериалов

Известный режиссёр и продюсер Рашид Сулейменов – об успехе казахстанских фильмов и сериалов

Константин Козлов
5415
Известный режиссёр и продюсер Рашид Сулейменов –  об успехе казахстанских фильмов и сериалов
Отечественный зритель долго воротил нос от отечественной кино- и телепродукции.

Отечественный зритель долго воротил нос от отечественной кино- и телепродукции.
В последнее время ситуация заметно изменилась. Появились кассово успешные фильмы и смотрибельные телехиты. Однако огромное количество проектов так и проходит незаметно и остается безвестными.
О секретах успеха кинематографической продукции мы побеседовали с Рашидом Сулейменовым, в прошлом популярным телеведущим, а ныне продюсером и режиссером, создателем известных сериалов «Достар», «Сыргалым» и других.

– Рашид, когда смотришь ваши режиссерские и продюсерские работы (фильм «Дорога домой», сериал «Сыргалым»), создается впечатление, что вы нашли свой жанр – «соцреализм» в современных казахстанских условиях. Как вы пришли к такой стилистике?
– Наверное, это следствие нашей работы в кинодокументалистике. Мы сделали очень много документальных фильмов. Большая их часть была политическими, может быть, даже идеологическими. Просто поняв, как правильно работать с идеологией и что вообще это такое, как ее применять. Ведь зачастую именно ее нам больше всего не хватает, правильной идеологии. Не пропаганды, а именно идеологии! Мы поняли, что этой изюминки в современных фильмах не хватает. Неслучайно Владимир Ильич Ленин говорил, что из всех из искусств для нас важнейшим является кино. Потому что именно через кино, через квинтэссенцию человеческого опыта, переданного в кино, в самое короткое время ты даешь правильный сигнал. Все те проекты, которые мы делаем, они в первую очередь являются такими посылами. Это не позиция сценариста и режиссера – это общечеловеческая позиция. Если говорить, о чем наши продукты, то они о том, как правильно жить. А вся художественная составляющая – красивая обертка для правильной начинки.
– Как не впасть в менторство и в пропаганду в кинопродукции? Зритель ведь очень чутко ощущает все эти проявления и порой довольно негативно на них реагирует.
– Довольно просто. Если ты даешь конкретную задачу и конкретный ответ на нее – это и есть менторство. А если ты оставляешь конец открытым и предлагаешь зрителю самому додумать финал, то это и есть то, что отличается от менторства. Мы зрителю даем право выбора, и он сам находит ответ.
– Ваш новый фильм «Дорога домой» по жанру – мелодрама. Вам не кажется, что в последнее время отечественный кинематограф фактически сузился до двух жанров: драмы и комедии плюс изредка снимаемые боевики?
– Это больше связано с финансово-продюсерской частью. Так как это наиболее дешевые и доступные в финансовом плане жанры
для кинопроизводства. Учитывая, сколько кинотеатров в Казахстане, каковы потенциальные кассовые сборы, любой продюсер заинтересован в том, чтобы эти деньги отбить. Получается, чем меньше вложишь и больше поймаешь, тем выше твое продюсерское мастерство. Понятно, что в первую очередь ориентируешься именно на эти жанры. Да и вообще, комедия по всему миру считается популярным жанром. Поэтому все и вкладываются в эти комедии. С другой стороны, надо понимать, что народ у нас разноментальный – у нас в стране очень много ментальных формаций. И тот режиссер и тот продюсер, который своим проектом может объединить эти самые ментальные формации, тот и будет номер один в Казахстане. До сих пор этого не произошло, так как разные режиссеры и разные продюсеры ориентируются на разных зрителей. У нас есть казахоязычные казахи, у нас есть русскоязычные казахи, у нас есть русскоязычные славяне, у нас есть русскоязычные неславяне и неказахи. Этническое деление очень условное – мы все постсоветского ментала. Но что касается кинопристрастий, здесь оно может быть очень четким.
К примеру, одни зрители очень любят смотреть индийские фильмы, другие вообще не воспринимают их, третьи любят смотреть турецкие сериалы. Городская молодежь смотрит американские сериалы.
Получается, что одним зрителям картина нравится, другие морщат носы. И наоборот.
– Кто ваш зритель, на кого вы ориентируетесь?
– Я сейчас пытаюсь найти компромисс. «Дорога домой» – это как раз попытка если не объединить, то максимально свести эти группы. Удовлетворить запросы всех этих формаций – цель архисложная, но возможная.
– Когда смотришь «Сыргалым» складывается ощущение, что вы предприняли попытку привнести формат турецких сериалов на наши реалии.
– Не то чтобы турецких. Все-таки законы драматургии едины для всех. Другое дело, что из всех постсоветских государств нам по менталу после России ближе всего именно турецкий формат. Поэтому отчасти это напоминает Турцию, немножко Мексику и немножко Россию. По большому счету – это и есть мы. Не Восток, не Запад, а где-то посередине.
– Вы говорили, что успех ваших сериалов в грамотном казахском языке, в правильной работе со сценарием. Только ли в этом? Так как многие сейчас работают по примерно похожим лекалам, но не у всех получается. Не все сериалы запоминаются.
– Во-первых, я думаю, наш зритель действительно соскучился по качественному продукту. В период этого межвременья, безвременья начала нулевых мы потеряли связь между учителями и учениками. И нынешний кинематограф делается больше руками учеников, которые научились сами, без учителей. Конечно, не бывает без ошибок и промахов. Но если бы мы строили дома так, как иногда снимаем кино, никто в этих домах не жил бы. Или если бы мы готовили пищу также. Чего греха таить, халтура имеет место быть. Но мы стараемся. И надо воздать должное нашим кинематографистам.
В чем причина успеха «Сыргалым»? Потому что получился качественный продукт. А что такое качественный продукт? Когда все компоненты кинопроекта выверены и доведены до конца. Это и хороший сценарий, и правильный кастинг. Когда не экономят на декорациях и делают их как надо, когда не экономят на технике и покупают все самое лучшее. Привлечение лучших композиторов и монтажеров и т.д. Не секрет, что большинство наших продюсеров – это люди из других сфер, которые сочли возможным зарабатывать деньги в кино, благо конкуренция небольшая. На самом деле это ошибка. Продюсер – человек, который вырос изнутри кино, и он должен быть больше творческой личностью, чем финансово ориентированной. Если человек пытается сделать хороший продукт и заработать на этом деньги – он продюсер. А если он пытается получить деньги за счет того, чтобы делать фуфло – он не продюсер, а спекулянт. Такие продюсеры и дискредитируют наше кино. Мы положили много крови, пота и денег в «Сыргалым». И результат воздал нам за все.
Если не секрет, какова себестоимость одной серии «Сыргалым»?
– Точные цифры я называть не буду. Скажу только одно: в принципе на все телепроекты Министерство культуры спускает одни бюджеты для всех. Другое дело, что каждая студия по своему распоряжается бюджетом. Одни вынимают львиную долю бюджета и кладут себе в карман, а на вторую пытаются что-то снять. Мы сначала снимаем сериал, а потом смотрим, что осталось. В случае с «Сыргалым» осталось ровно столько, чтоб покрыть студийные расходы: выдать заработную плату сотрудникам, делать текущие ремонты техники и т.д. С рекламы показов в прайм-тайм мы денег не имеем – это все остается каналу. Если бы мы произвели сами и потом продали бы каналу, мы бы имели средства с продаж. Но это довольно дорогое удовольствие – таким образом производить сериал. Учитывая объем нашего рекламного рынка, учитывая ограниченное количество каналов, способное покупать такую продукцию это просто не выгодно. Чтобы только вернуть деньги, потраченные на сериал, нам, видимо, придется всю жизнь только и делать, что продавать этот сериал за границу. Но надо сказать, что определенные шаги делаются. Наш сериал телеканал повез на международные рынки. Другой наш проект продали на турецкий канал «ТRT». Это свидетельство нашей конкурентоспособности на внешнем рынке.
– Как оцениваете потенциальный успех второго сезона? Нередко бывает, что продолжение вызывает куда меньший интерес у зрителя.
– Опять-таки вопрос не к нам, а к телеканалу. Они распоряжаются сериалом, и брендом «Сыргалым» владеют они. Тем не менее они все понимают и сейчас в эфире идет повтор первого сезона. Во втором сезоне мы действие перенесли из дома Атабаевых в банк, чтобы зритель не воспринимал это как какую-то жвачку. Историю внутри семьи в стенах особняка Атабаевых мы исчерпали. Это история становления Сыргалым как личности, и она, думаю, будет интересна не только провинциальной аудитории, но и столичной. В главной героине себя видят многие молодые девушки.

Беседовал Константин КОЗЛОВ, Алматы

Тематика:   Рашид Сулейменов