Главная  /  Интервью  /  Объяснимо, но не факт

Объяснимо, но не факт

Юлия Миленькая
3589
Объяснимо, но не факт
Сергей Лукьяненко о «Дозорах», розыгрышах и странных снах

На днях известный российский писатель-фантаст Сергей Лукьяненко приезжал в Алматы в качестве участника VIII международной книжной
и полиграфической выставки «По Великому Шелковому пути-2015». В рамках литературного события наш бывший соотечественник, автор книг «Дозоры», экранизация которых принесла ему бешеную популярность, встретился с многочисленными поклонниками и ответил на вопросы корреспондента «Литера».

– Я, как любой писатель, мечтал, чтобы меня экранизировали. Когда появилось первое предложение в 1996 году, я согласился. Предложение поступило от небольшой компании, которая уже имела в активе несколько неплохих фильмов. Они хотели сделать мини-сериал по «Дозорам». Когда же мне показали сценарий, я пришел в ужас. Получился какой-то политический триллер. Я не против политической сатиры, но это не было тем случаем, который мог бы меня заинтересовать. Договор я не подписал. С аналогичным предложением впоследствии обратились каналы. Началась долгая работа над сценарием. Я не умею писать сценарии, те же, кто умеет, не могут писать фантастику. Кончилось все тем, что режиссер Тимур Бекмамбетов понял – лучше меня научить писать сценарий, чем сценаристов учить писать фантастику. Так и началось сотрудничество с кинематографом. На сегодняшний день на поверхности видна лишь одна десятая часть работы. Существует огромное количество нереализованных проектов, написанных сценариев, две серии мультипликационного сериала по «Дозорам», которые по тем или иным причинам не были завершены. Кстати, идею сделать кинофильм по «Лабиринту отражений» у «Первого канала» появилась одновременно с «Ночным дозором». Уже десять лет, как я продлеваю права с телеканалом в связи с этим. Буквально несколько дней назад я разговаривал с ними. От проекта не отказываются и хотят делать. Я уже знаю режиссера и знаком с неплохим сценарием. Поживем – увидим. В скором же времени будет экранизирован роман «Черновик».
– Довольны ли вы экранизациями «Дозоров»?
– Я бы, конечно, хотел, чтобы фильмы больше походили на книги. Получилось по-другому, но тоже очень неплохо. Второй фильм, на мой взгляд, получился более цельным, ярким и красочным. Это хороший аттракцион на уровне достойного голливудского боевика. Первый же фильм глубок и являет собой некий арт-хаус, который маскируется под боевик. Они все по-своему хороши. Что же касается актеров, то мне понравилась игра всех.
– Из всей серии книг про «Дозоры» экранизированы были только две. Ходили слухи о создании американского «Дозора»…
– Никакого американского «Дозора» не будет. Да, после успеха первого фильма появились представители зарубежных компаний, которые хотели выпустить кино. В настоящее время несколько известных американских компаний заинтересованы в съемках сериала по мотивам «Дозоров». Но опять же надо понимать, что американцам интересно американское. Поэтому, возможно, это будет не Антон Городецкий, а Энтони Городец, а может, он будет афроамериканцем.
– Когда заканчиваешь чтение книги, порой появляется ощущение некого книжного «похмелья» –отойти от сюжета сложно и расставаться с персонажами совсем не хочется. Вам, как создателю характеров и героев, тяжело ли с ними прощаться?
– Иногда книги выматывают. Когда написал «Осенние визиты», свалился с температурой, меня просто колотило. Книжка «выходила» из меня очень тяжело. Бывает, что расстаешься с героем легко и спокойно, понимая, что история рассказана до конца и продолжать ее просто бессмысленно. Так получилось с книгой «Спектр». А вот про Антона Городецкого можно намотать еще три-четыре тома приключений. Читатели поругаются между собой, но все равно прочтут, издатели будут счастливы. Но я все же думаю, что человека нужно отпустить на покой, несмотря на то что мне очень грустно с ним прощаться. Одно радует – жизнь ему я сохранил.
– Сергей, каким образом вы подводите научную базу под свои сюжеты?
– Это делать достаточно просто. По натуре я очень рациональный человек. Когда пишу, стараюсь для себя все объяснить. Никогда не буду писать о магах и о чуде, которое произошло с помощью волшебной палочки. Я должен объяснять, почему это происходит. Бывает, консультируюсь с коллегами, специалистами в разных областях науки, копаюсь в Интернете, читаю ту же самую Википедию.
– Читаете ли вы фанфики, любительские сочинения людей по вашим произведениям, и как вы к ним относитесь?
– К фанфикам отношусь нормально, если в них, конечно, не идет издевательство или глумление над текстом, что иногда все же случается. В целом же фанфики – показатель популярности автора, и этому как минимум стоит радоваться.
– В произведении «Спектр» очень красочно описываются вкусовые ощущения от еды главного героя Мартина Дугина. А сами вы гурман? Любите готовить?
– Если посмотреть на меня, можно сказать, что кулинария – это не хобби, а моя профессия (смеется). Да, я люблю готовить и могу сделать достаточно много вкусных блюд. В моем меню есть плов, итальянские, венгерские блюда.
– Книга «Шестой дозор» содержит солидную порцию хорошего юмора. Не думали ли вы писать какие-то иронические романы вне фантастики?
– Если возникнет хорошая идея, обязательно возьмусь за написание. Вообще я люблю юмористические вещи, предпочитаю английский юмор, который можно найти в большом количестве у Джерома Джерома.
– Сергей, легенды о Барсакельмесе, бывшем острове в Аральском море, являются плодом розыгрыша, в котором непосредственное участие принимали вы. Интересно было бы послушать…
– Я люблю розыгрыши и иногда подшучиваю как над журналистами, так и над книжными изданиями. История про Барсакельмес двадцатилетней давности. Я тогда еще жил в Алма-Ате. Ко мне обратились ребята из Москвы, сказав, что они расследуют загадку этого острова. «Это же где-то рядом с Алма-Атой?» – спросили они меня. Я, конечно, про себя похихикал, но ответил положительно и прислал им «казахскую народную сказку», которую сам написал. Перед отправкой я не поленился и попросил людей перевести сказку на казахский язык, приложил к письму еще какие-то документы. В письме было написано, что на острове Барсакельмес происходят загадочные явления с динозаврами и летающими тарелками. Так что вы думаете? Эти ребята отдали письмо в популярный журнал «Техника молодежи». Спустя некоторое время вышла большая статья, в которой описан этот остров с проколами времени и инопланетянами. Но и это еще не все. Прошло несколько лет, и я на одном сайте уфологов встретил замечательную фразу: «Конечно, вы можете не поверить, что мы тут вам рассказали. Но вспомните, есть конкретные доказательства того, что на острове Барсакельмес были пришельцы».
– В одной из ваших книг описывается некий сон, который видят только Иные. Одна поклонница ваших книг как-то на читательском форуме призналась, что ей иногда снятся такие сны…
– Да, это хорошее продолжение к предыдущему вопросу (улыбается). Существуют некие архетипические сны. Вот я уверен, что многим снился такой сон: вы включаете свет, а лампочка вроде и зажигается, но постепенно тлеет, темнота не уходит, и становится как-то тревожно. Кстати, и мне снились такие сны. Я написал, что если человек видит такие сны, то он потенциальный Иной. Я прекрасно знал, что, дойдя до этого места в книге, каждый десятый читатель вздрогнет и подумает, что это про него. В общем, спите спокойно. Это просто шутка, некий элемент произведения, придающий достоверность действию.
– В ваших книгах большое разнообразие Вселенных. Какая из них наиболее близка вам?
– Я бы сам очень хотел посетить Вселенную из мира «Спектра». Там можно путешествовать по разным планетам, всего лишь рассказывая красивую историю. Думаю, что я, как писатель, смог бы активно путешествовать (улыбается).
– У вас было, эпизодическое появление в «Дневном Дозоре». Пришелся ли вам киноопыт по вкусу? Снимались ли вы еще в фильмах?
– Вы знаете, съемки крошечного эпизода заняли весь день. Зимний эпизод создавался летом. Мы вынуждены были кутаться в одежду и ужасно потеть при этом. В итоге было очень обидно, что большой кусок из фильма со словами вырезали. Больше я не снимался. Тем не менее на камео крест не ставлю. С удовольствием появился бы еще в каких-нибудь своих фильмах в будущем.

Справка

Сергей Лукьяненко – писатель-фантаст (родился 11 апреля 1968 г. в Казахстане, профессия –  врач-психиатр), первые книги которого вышли на рубеже 80–90 годов. Начав с вещей, в которых сильно чувствовалось подражание Крапивину (из наших) и Хайнлайну (из зарубежных), достаточно быстро перешел к творчеству в собственном оригинальном стиле. Известность писателю принесли повести «Рыцари сорока островов» и «Атомный сон». Первая НФ публикация –  «Нарушение» («Заря», Алма-Ата, 1988).
Помимо большого числа других литературных премий, в 1999 году Сергей Лукьяненко стал самым молодым на нынешний день лауреатом «Аэлиты» – старейшей отечественной премии, присуждаемой
за общий вклад в развитие фантастики.

Юлия МИЛЕНЬКАЯ,

фото Павла МИХЕЕВА,

Алматы

Тематика:   Сергей Лукьяненко