Главная  /  Новости  /  Анализ костей близи британского Стоунхенджа навел ученых на любопытные гипотезы

Анализ костей близи британского Стоунхенджа навел ученых на любопытные гипотезы

Новости
1674
Анализ костей близи британского Стоунхенджа навел ученых на любопытные гипотезы
Изотопный анализ костей свиней, найденных в окрестностях Стоунхенджа, показал, что они попали в окрестности монумента со всех уголков Британии.

Это говорит о том, что монумент был главной "фестивальной площадкой" острова в далеком прошлом, пишет ria.ru со ссылкой на журнал Science Advances.

"Самое интересное – то, как много усилий участники этих фестивалей вкладывали в доставку свиней к Стоунхенджу. В принципе, ничто не мешало им приобрести местное мясо, а не перевозить животных на сотни и тысячи километров, плохо к этому приспособленных. Это говорит о существовании каких-то правил, которые заставляли пирующих привозить своих свиней", — рассказывает Ричард Мэджвик (Richard Madgwick) из Кардиффского университета (Великобритания).

Стоунхендж — загадочное каменное сооружение в графстве Уилтшир, один из самых знаменитых археологических памятников в мире. Для его строительства, которое началось примерно в 2600 году до нашей эры, использовались валуны песчаника и привозимые издалека монолиты, так называемые голубые камни из диабаза, довольно твердой вулканической породы.

Три года назад геологи проанализировали химический и минеральный состав "голубых камней", расположенных в центральной части Стоунхенджа, и пришли к выводу, что они были завезены на юг Англии из западных уголков Уэльса, удаленных от Уилтшира примерно на 500 километров.

Данное открытие заставило историков задуматься о том, что Стоунхендж мог быть изначально построен не на территории будущей Англии, а на западе Уэльса. Позже его владельцы просто "перевезли" монумент вместе с собой, взяв самые его ценные части и достроив внешние кольца Стоунхенджа из местного песчаника. Эта теория была подтверждена в прошлом году после химического анализа костей предположительных "строителей" сооружения.

Помимо костей строителей, как отмечают Мэджвик и его коллеги, археологи нашли еще век назад в окрестностях Стоунхенджа и кости нескольких сотен свиней, предположительно заколотых и съеденных во время религиозных или культурных праздников, проходивших на территории этой загадочной постройки.

Валлийское происхождение "строителей" Стоунхенджа натолкнуло ученых на мысль, что и свиньи могли быть завезены в графство Уилтшир откуда-то из других регионов Альбиона. Они проверили, так ли это, используя те же методики химического анализа останков.

В частности, доли изотопов стронция и тяжелого кислорода-18 в эмали зубов и в костной ткани человека или животного позволяют понять, где они родились и в каких регионах страны они жили впоследствии. В свою очередь, соотношение атомов кальция, бария и стронция выдают то, какой пищей они питались.

Этот анализ указал на удивительную вещь – свиньи были завезены во все четыре точки в окрестностях монумента, где были найдены их останки, со всех уголков современной Британии, даже Шотландии и северной Англии, удаленной от Уилтшира на тысячи километров.

Аналогичная "пестрота" происхождения была характерна и для другого неолитического монумента, кольца камней в окрестностях деревни Эйвбери, расположенного в нескольких десятках километрах от Стоунхенджа.

Все это, как считают ученые, говорит о том, что подобные монументы играли важную роль в жизни всех жителей будущей Британии, а не только Уэльса и юга Англии. Обитатели прочих уголков Альбиона знали о существовании подобных структур и почитали их даже в тех случаях, если они жили в тысячах километров от них.

Почему это так и как этим людям удавалось перевозить свиней живыми на столь большие дистанции, археологам и историкам еще предстоит выяснить, заключают Мэджвик и его коллеги.

Фото: 2.0 / mark notari / stonehenge