Серые кардиналы шоу-биза

Редакция "Литер"

Ни одна крупная творческая работа немыслима без продюсеров. Однако до сих пор не всем понятна суть этой профессии. Так и хочется спросить, кто все эти люди. Коротко можно охарактеризовать такого человека как "мотор команды". В то время как режиссеры, музыканты и актеры переживают творческие муки, продюсеры занимаются организацией и наводят порядок в этой суете. О тех, кто из серых кардиналов шоу-бизнеса смог зарекомендовать себя как гарант успеха, расскажем в этом материале.

Работа на ощупь

В привычном понимании этого слова продюсированием в нашей стране начали заниматься в нулевых годах. Одна из тех, кто был у истоков профессии, — Дана Орманбаева. Она почти 20 лет работает в музыкальной индустрии.

Продюсер — это прежде всего тот, кто создает продукт и может для его создания и реализации собрать вокруг себя очень правильную, профессиональную команду людей, — объясняет она.

Естественно, 20 лет назад азам профессии в Казахстане еще не учили. Поэтому Дана окончила факультет журналистики по специальности "Журналистское мастерство". Также она посещала курсы по PR в Москве.

Я работала на протяжении нескольких лет пиар-директором Батырхана Шукенова, но он не был моим подопечным, потому что не я его "создавала", он меня пригласил на работу. Затем я как продюсер помогала в создании и продвижении альбомов Асылбека Енсепова, Нурлана Абдулина, — говорит Дана.

Огромным шагом в карьере Дана считает участие в проекте "SuperStar KZ". У их команды были отличные наставники в лице английских продюсеров.

В 2001 году Батырхан Шукенов познакомил меня с Бахытом Килибаевым. И вот пришла идея запустить такое реалити-шоу. Мы в команде, состоящей из двух-трех человек, создали такую рабочую группу, в которой прописывали концепцию, подготовили этот проект к запуску. И в 2003 году этот проект был самый рейтинговый, — вспоминает она.

К слову, этот проект подарил стране множество успешных и любимых публикой артистов — Айкын, Юлия Перейма, Гульнар Сильбаева, Алмас Кишкембаев, Макпал Исабекова и другие.

По словам Даны, в профессии продюсера в основном требуются менеджерские навыки, знания компетенции стратегического управления. Продюсеру нужно иметь музыкальное чутье, практичность и высокие коммуникации.

Я бы больше назвала себя качественным специалистом в области человеческих ресурсов, в области коммуникаций и в области управления, — отмечает она.

Примерно в то же время продюсированием начала заниматься Алуа Конарова, которая пришла в шоу-бизнес случайно. Сначала стала административным директором групп "Рахат Лукум", "Дауыс International" и "Сердцеедки". Проработав в таком качестве два года, она захотела расширить свои горизонты возможностей и пошла работать продюсером.

Меня тогда пригласил в продюсерский центр Рахат Турлыханов. И пошло-поехало. Я работала с группой "Орда" и Айгуль Иманбаевой, певицей Лидо и со многими другими. И самые мои любимые подопечные — это группа "Rin’Go", с которыми я уже тринадцатый год. Сейчас я расширила свой продакшн, то есть набрала молодых артистов. Время не стоит, все движется. Сейчас рэп на мейнстриме, поэтому у меня есть еще и рэпер. Я первый продюсер в Казахстане, который взял себе на воспитание рэпера, — говорит Алуа.

По ее словам, продюсером может стать далеко не каждый. И не обязательно для этого иметь музыкальное образование.

Если у человека есть видение, вкус и музыкальный слух, и он ориентируется в шоу-бизнесе, как рыба в воде, то тогда да. Конечно, не считаю себя профессионалом. У меня есть определенный опыт и знания, но человек всю жизнь развивается и растет. Рынок тоже меняется. И мне нужно расти еще дальше. Я думаю, высокопрофессиональным специалистом в нашей сфере не назовет себя ни один человек. Несмотря на какой-то там дикий успех у своих подопечных, — признается Алуа.

Продюсер Казахстанской медиаакадемии Гульбахор Хасанова пришла в профессию еще в конце 90-х, когда работала на телевидении. В команде было много молодежи, в том числе ребята, которые впоследствии стали группой "All Давай".

Ребята долго уговаривали меня стать их продюсером, и я согласилась. Тогда этих ребят заметил Марлен Нурмагамбетов, с тех пор они стали называться "All Давай". Вот так я стала продюсером. После начала продюсировать собственные радио- и телевизионные проекты. Естественно, было много звезд шоу-бизнеса, артистов. Можно сказать, что с их легкой руки стала продюсером, — делится Гульбахор.

В качестве продюсера она работала со скрипачкой Ланой, Толкын Забировой, группой "Улытау", Кадырали Болмановым, Медеу Арынбаевым, группой "Дервиши", Мадиной Садвакасовой и другими. Сейчас занимается продюсированием телесериалов, телепередач, радиопрограмм.

Не обязательно иметь какое-то специальное мегаобразование, потому что зрители, слушатели не спрашивают, какой у тебя диплом, образование, они голосуют сердцем, лайками в соцсетях, голосуют просмотрами в YouTube, — говорит она.

Генеральный продюсер одной из ведущих кинокомпаний Казахстана — "Коркем фильм" — Ильхам Джалилов, как и многие продюсеры, свою деятельность начал с должности администратора — человека, который делает все. Работая в частной компании, в 2005 году Ильхам Джалилов вместе со своим другом Рашидом Сулейменовым организовал компанию "Адай фильм" и начал снимать клипы. Их первый клип был снят для группы "Дауыс International". Также они делали клипы для Нурлана Абдуллина, Мадины Садвакасовой и Парвиза Назарова. Через год они уже стали самой дорогой студией в Казахстане.

Рашид был режиссером, а все остальное было на моих плечах. Когда мы начали больше снимать, работать над большими проектами, оказалось, что то, чем я занимаюсь, и есть работа продюсера. К нам приходил артист со своей композицией и говорил, что хочет сделать на нее красивый видеоряд. Мы слушали песню, придумывали, каким будет клип, потом приглашали артиста и рассказывали свою идею. В 99% случаев заказчикам идеи нравились. Потом они оставляли предоплату, и мы — точнее, я — организовывали абсолютно все, что нужно для съемки клипа. Так как мы всегда были склонны к тому, чтобы делать больше, чем от нас ожидали, мы порой предлагали заказчикам в каких-то местах переделывать песню. Послушав нас, в итоге все выигрывали, потому что результат был отличным, — признается Ильхам.

В 2009 году Ильхам и его партнеры поняли: чтобы расти, нужно решиться на рискованный шаг.

Когда друзья предложили создать кинокомпанию, первый вопрос, который мы поставили, зачем нам это надо? Мы занимались любимым делом, зарабатывали хорошие деньги... Но в какой-то момент пришло осознание, что мы не сможем всю свою жизнь работать, снимая клипы: нам будет больше лет, и будут необходимы большие возможности. Тогда мы и решились на такой ответственный шаг, как создание компании "Көркем фильм", — вспоминает он.

На сегодня компанией создано около 200 видеоклипов и рекламных роликов, более 100 документальных фильмов, художественные полнометражные и короткометражные фильмы, а также многосерийные телесериалы, которые снимаются по заказу ведущих телеканалов страны.

Все думают, что, если ты достал деньги на проект, — все, ты уже продюсер. Таких сейчас у нас очень много... Но время расставляет все на свои места, и эти люди, побаловавшись, уходят — либо из этой сферы, либо учиться. Продюсер же — это тот, кто сам придумывает проект, генерирует идеи "от" и "до", представляет себе, как проект будет выглядеть в итоге, и умеет находить таких людей, которые смогут совместными усилиями сделать то, что у него (продюсера) в голове. В то же время я не могу представить, что парень или девушка двадцати-двадцати трех лет может быть продюсером. Потому что в этой профессии просто необходим жизненный опыт, — подчеркивает Ильхам.

Когда целой страны мало

За последнее десятилетие, пожалуй, самым знаменитым продюсером можно смело назвать Баян Алагузову (она же Баян Есентаева). Да, в СМИ широко обсуждались громкие скандалы, связанные с ее личной жизнью, но нельзя обойти стороной ее успехи в профессиональной деятельности. Один из последних и самых громких успехов связан с фильмом "Счастье" (2022), где она выступила в роли продюсера. Эта картина была отмечена на Берлинском кинофестивале.

Говоря о том, как Баян пришла в профессию, она отмечает, что всегда мечтала стать артисткой. Но она боялась гнева матери, желавшей, чтобы дочь пошла по стопам родителей и стала учительницей. Поэтому через три года студентка пединститута втайне от взрослых перевелась в театральный вуз, выбрав факультет кино. Первая известность пришла к амбициозной девушке, не побоявшейся пойти за мечтой против родительской воли, после премьеры "Станции любви" в 1993-м. В картине дебютантка получила главную роль. Несмотря на успех, Баян пришлось "завязать" с кинематографом почти на 20 лет. На съемочную площадку она вернулась только в 2010-м, засветившись в комедии "Коктейль для звезды" и драме "Астана — любовь моя". С тех пор знаменитость часто появлялась на экранах. Получив второе высшее образование на журфаке Казахского государственного университета, выпускница устроилась работать по специальности и пробыла новостным журналистом в течение 7 лет. Затем девушка решила развиваться самостоятельно и, расписав сценарий "от" и "до", запустила авторскую программу "Желтый салон", построенную на беседах со звездами. После ее закрытия Баян выступала в роли ведущей шоу "На шпильке" на НТК. Как позднее отмечала сама Алагузова, именно в тот период она почувствовала, что к ней пришла народная любовь. Не желая загонять себя в какие-то рамки и заниматься только одним делом, телеведущая переключилась на продюсирование. В 2006-м она приняла под крыло девичью музыкальную группу "КешYOU". Впоследствии коллетив стал одним из самых популярных в истории казахстанского шоу-бизнеса, подарив таких талантливых сольных певиц, как Камшат Жолдыбаева, Молдир Ауелбекова и Айдана Меденова. Позднее Баян взялась за продвижение певиц Borte и Ayari и коллектива "Lashyn". Стоит отметить, что Алагузова также продюсировала группу "Инкар", участницей которой была ныне самая популярная певица страны — Ерке Есмахан. Сама Баян успела стать лауреатом конкурсов "Жас Канат" и "Азия Дауысы".

С 2010-го владелица Баян занимается выпуском кинопроектов. В ее фильмографии как продюсера числятся несколько фильмов. В 2019 году она удостоилась премии "People Awards" в номинации "Продюсер года".
2022 год запомнился Алагузовой не только тем, что продюсируемый ею фильм "Счастье" о домашнем насилии увез приз зрительских симпатий с Берлинского кинофестиваля, а сама она получила медаль "За трудовое отличие". В том же году Указом Президента РК Баян награждена медалью "Ерен Еңбегі үшін".

Еще один отечественный продюсер, чьи проекты завоевали международное признание, — Анна Качко. В государственном центре поддержки национального кино она курирует, пожалуй, одно из самых важных направлений — продвижение картин на международном рынке. В качестве продюсера Анна Качко работала над одним из самых успешных фильмов в истории казахстанского кино — "Уроки гармонии". Также в числе ее успешных картин есть "Байконур" и "Войско Мын бала". Она окончила факультет телевидения и кино университета Сорбонна в Париже и продюсерский курс Академии Кино (NYFA) в Нью-Йорке. С 2009 года активно работает в Казахстане, где продюсирует кино.

Уже многие годы отечественные картины довольно успешно принимаются зрителями на международных кинофестивалях. Был запущен павильон Казахстана на Каннском фестивале, периодически появляются стенды в Берлине и Пусане. И сейчас мы хотим все эти отдельные проекты собрать в одну большую структуру, которая будет представлять Казахстанскую киноиндустрию за рубежом, через единого оператора, наш государственный киноцентр, и работать по тем же правилам, которые действуют у аналогичных организаций мира, — говорит Анна.

По ее словам, государственный центр поддержки национального кино продвигает в первую очередь фильмы, которые были созданы при его поддержке. Но это не значит, что это ограничивает как-то наших кинематографистов. Любой режиссер может обратиться в киноцентр, и, если его фильм будет оценен как потенциально интересный для международных закупщиков и фестивалей, его также будут представлять.

Мы, как государственная структура, должны поддерживать все казахстанские фильмы, которые имеют международный потенциал. Международный потенциал готовых проектов оценивает наш экспертный совет, — говорит она.

Я бы в продюсеры пошел...

В свою очередь Анар Жунусова одним из важнейших факторов считает наличие в местном кино не только актеров и режиссеров, но и сильных продюсеров.

Наше кино должны смотреть и хотеть купить. Для этого нужно развитие международной дистрибьюции кино, например, создание казахстанского аналога "А24″. Особенно важно это сейчас, когда есть устойчивый спрос на азиатское кино. Не нужно думать, что колоссальный успех, например, корейского кино на мировых стримингах — это нечто недостижимое. Современным казахстанским режиссерам вполне по силам дотянуться до "Netflix". Но нам нужны системные меры по развитию отрасли в целом и отдельных ключевых направлений. К примеру, низкими темпами идет работа по дублированию и созданию субтитров на казахском языке для мировой классики и премьер, — отмечает она.

Говоря о подготовке специалистов, Анар отмечает, что в творческих вузах недостаточно высококвалифицированных педагогов по драматургии, продюсированию. В итоге сферу двигают энтузиасты-самоучки. В вузах не готовят продюсеров, которые смогли бы создать фильм от идеи до реализации.

С первых же курсов нужно начать знакомить студентов с индустрией, предлагать им снимать "короткие метры", назначать продюсеров и работать над сценариями. В этом деле очень важна практика. Можно сразу же создавать малые творческие группы, чтобы после выпуска они имели четкое представление о том, как работает вся индустрия. Чем больше ребята снимают и ошибаются, тем больше своего уникального опыта они получают.

Генеральный директор Salem Social Media Рустам Юсупов пришел в кино так же администратором проекта, а сейчас руководит большой компанией, выпускающей более тридцати веб-сериалов в год.

Мы сами обучаем своих продюсеров, режиссеров. Проводим питчинги, даем шанс молодежи развиваться, ошибаться. У нас сейчас 14 креативных продюсеров, которые постоянно заняты на проектах, — говорит он.

Главной проблемой он видит незнание продюсером того, сколько он заработает на проекте, так как у нас еще нет единой базы "RenTrack". Также у нас нет альтернативы кинотеатрам, нет ни одной платформы, где можно разместить проекты и хоть как-то "отбить" часть бюджета. Также Юсупов отмечает отток хороших специалистов за рубеж, так как здесь им особо не доверяют и не дают большие бюджеты. В частности, он приводит пример режиссера Айторе Жолдаскали, который снял успешный сериал "Шекер".

Его мнение поддерживает и Ринат Сафаров.

У нас не хватает ресурсов, не хватает специалистов на рынке. Люди приходят с улицы, учатся у нас, а потом уходят в свободное плавание. Я сам лично вырастил пять продюсеров, которые сейчас успешно работают с коммерческими проектами, — сказал Сафаров.

Темирлан Куспаев, Астана

Поделиться