Узнай закон через смартфон

Рамазан Сарпеков, директор Института законодательства и правовой информации Республики Казахстан рассказал о продуктах  в сфере распространения правовой информации.

Узнай закон через смартфон

Современное общество отличается ускоренным темпом развития технологий, созданием новых интеллектуальных сервисов, преобразованием информации в базы данных во всех сферах жизни человека. В информационном обществе большая часть людей занята получением, передачей, переработкой и хранением информации. Именно на основе овладения информацией о самых различных процессах и явлениях можно эффективно и оптимально строить любую деятельность, в том числе и оказание правовой помощи.

16 июня 1993 года был подписан Указ Президента Республики Казахстан «О мерах по повышению эффективности правовой реформы в Республике Казахстан», о создании Республиканского центра правовой информации, осуществляющего функции по предоставлению нормативных правовых актов, информационных и справочно-методических материалов. Учитывая программу цифровизации, в марте 2019 года постановлением Правительства РК путем объединения был создан Институт законодательства и правовой информации Министерства юстиции Республики Казахстан.

При этом еще в 1995 году программистами Республиканского центра правовой информации разработана собственная программная оболочка базы данных «Закон». Этот продукт был прорывом в области применения информационно-коммуникационных технологий в сфере законодательства и стал незаменимым инструментом для каждого юриста.

В сфере распространения правовой информации в последние десятилетия также произошли значительные изменения. Возникла и продолжает увеличиваться массовая потребность в правовой информации как у отдельных специалистов, так и у широких слоев населения. Для удовлетворения данной потребности на сегодняшний день база данных «Закон» претерпела ряд изменений: с выходом каждой новой версии учитываются как технологические, так и сервисные тренды с учетом мнений и желаний клиентов.

«Zan» поможет  

Учитывая повсеместное внедрение интернет-технологий, в 2018 году Республиканским центром правовой информации создан новый программный продукт – база данных «Zan», доступная по ссылке zan.kz.

Мы создали продукт, который может стать неотъемлемым элементом бизнес-процессов любой компании. В настоящее время деятельность практически каждого предприятия, учреждения или фирмы регулируется нормативными правовыми актами.

При этом важно своевременно получать информацию о внесенных в них изменениях. В этом направлении «Zan» позволяет отслеживать, а самое главное – получать уведомления о любых изменениях, внесенных в искомые документы. Эта база данных позволяет пользователям постоянно держать «руку на пульсе» отечественного законодательства.

«Zan» предоставляет возможность получить онлайн-поддержку как по техническим вопросам, так и по вопросам правового характера.

Онлайн-консультант, интегрированный в систему, позволяет в режиме реального времени задать вопрос по работе с системой нашим менеджерам, а разделы «Правовая консультация», «Госорган отвечает» и «Вопрос – ответ» помогут найти ответ на вопрос по интересующей правовой теме.

К тому же в «Zan» имеется раздел «Новое в законодательстве», где публикуются самые свежие и интересные новости сферы права. Таким образом, с помощью компьютера либо смартфона пользователь может получить информацию, обратившись к системе «Zan».  

Круглосуточный «Әділет»

При этом право каждого на свободное получение информации, в том числе правовой, гарантировано Конституцией Республики Казахстан. В этой связи Министерством юстиции Республики Казахстан и Республиканским центром правовой информации с использованием современных информационных технологий создан и с 2012 года запущен крупный, общественно значимый проект, позволяющий в онлайн-режиме бесплатно работать с национальным законодательством Казахстана – Информационно-правовая система «Әділет».

Система обеспечивает возможность круглосуточного функционирования, с ежедневным обновлением информационного массива. Она создает оптимальные условия для получения гражданами полной, актуальной, систематизированной, и, что немаловажно, бесплатной правовой информации.

С целью реализации единой точки доступа к законодательству Республики Казахстан в электронном виде и предоставления как эталонной, так и справочной информации, в 2017 году создана Единая система правовой информации (ЕСПИ) со свободным доступом в интернете по адресу. Она объединила информационную систему Эталонного контрольного банка нормативных правовых актов и ИПС «Әділет».

Также важно отметить работу Правовой информационной службы нашего предприятия, которая оказывает населению бесплатные консультации по всем правовым вопросам, в том числе государственным услугам, и предоставляет помощь по разъяснению действующего законодательства.

Сотрудники Службы дают разъяснения по разнообразным вопросам законодательства, в том числе и актуальную информацию об исполнительном производстве, регистрации юридических лиц, прав на недвижимое имущество, апостилирования и многом другом, с чем человек может столкнуться в любой момент жизни.

Электронные библиотеки и WhatsApp

С ростом популярности мессенджеров как источников информации в июле 2017 года реализована возможность получения консультации по правовым вопросам посредством мессенджера WhatsApp.

Посредством развития систем в сфере законодательства каждый гражданин получает доступ к разнообразной по содержанию и качеству правовой информации, включая электронные библиотеки нормативных правовых актов. Пользователи могут воспользоваться информационными сайтами министерств и ведомств, а также поисковыми системами правовой информации, получить юридическую консультацию, поучаствовать в работе дискуссионных клубов по правовой тематике, подписаться и прочитать юридические интернет-журналы, прослушать, прочитать и посмотреть передачи по правовой тематике, задать вопросы и высказать свое мнение на сайтах различных организаций и интернет-форумах.

Использование информационных технологий правовой направленности позволяет органам власти получать обратную связь, а населению – консультативную помощь. Исходя из перечисленного, можно утверждать, что только при использовании информационных технологий в оказании гражданам правовой помощи можно создать систему, соответствующую сегодняшним потребностям. Это позволит также повысить общую культуру оказания правовой помощи, улучшить качество обработки и анализа информационных потоков в сфере законодательства.

Справочно:

Для того, чтобы получить консультации по юридическим вопросам, необходимо обратиться по номерам 119 или 58-00-58 для Нур-Султана и Алматы, зайти на сайт Министерства юстиции Республики Казахстан или сайт «Республиканского центра правовой информации» МЮ РК. Также консультации доступны по WhatsApp (+77086935631).