Доля людей с ограниченными возможностями здоровья постоянно растет. За 4 года (с 2011 по 2015 гг.) в Казахстане количество детей с ограниченными возможностями здоровья увеличилось на 20%. Всего по стране 88 000 детей с особыми нуждами, и только 0,3-0,5% из них получают высшее образование.

– Многие абитуриенты с инвалидностью считают, что высшее образование для них недоступно, - говорит руководитель молодежной организации инвалидов «Жiгер» Фархат Юсупжанов. – Те же, кто решается поступить в университет, зачастую сталкиваются с большими трудностями. Например, человеку с особыми потребностями нужно дополнительное время для сдачи экзамена, но чтобы получить его, ему нужно сначала доказать, что он действительно на него имеет право. Если незрячему нужен помощник на экзамене, ему могут дать неквалифицированного человека, который не знает, как объяснить то, что написано в билете. Мы даже сталкивались с ситуацией, когда от глухого требовали сдать аудирование по английскому языку. А если человек не слышит – как он будет аудирование проходить? И таких моментов очень много.

Однако даже те, которым все же удалось поступить, в дальнейшем не могут эффективно учиться, так как нет соответствующей инфраструктуры, преподаватели не подготовлены, нет адаптированных пособий. У инвалидов все время уходит просто на то, чтобы добраться до нужного класса и получить информацию. Учителя видят, что не могут этому студенту помочь и искусственно завышают ему оценку, а студент обучается просто ради стипендии. «Уровень выпускников с инвалидностью очень низкий, даже получив диплом, они не способны работать», - сетует Фархат.

Чтобы решить эту проблему, Satbayev University планирует запустить проект по инклюзивному образованию, посвященный предоставлению людям с особыми потребностями реальный доступ к высшему образованию.

– Я часто заказываю такси и заметила, что за рулем бывает, встречаются не слышащие люди, - говорит заместитель директора Департамента маркетинга и коммуникаций Satbayev University Айгерим Калиаскаркызы. - Постоянно возникала проблема: как объяснить глухому таксисту, куда мне надо ехать? А потом я вдруг подумала, а почему люди с особыми потребностями пытаются адаптироваться под нас, а мы ничего не делаем? Почему в университетах нет уроков жестового языка, просто для того, чтобы научить людей разговаривать друг с другом? Когда я начала выяснять, как обстоят дела с инклюзивным образованием, то обнаружила, что у университетов в Казахстане не хватает ни ресурсов, ни квалифицированных людей, чтобы внедрить инклюзивное образование так, как необходимо. И мы подумали: у нас есть видение, мы – сильная бизнес-команда и мы хотим взять на себя эту ответственность.

Тем временем мировой опыт показывает, что люди с ограниченными возможностями несут в себе большой творческий потенциал. К примеру, легендарный президент Франклин Рузвельт, который провел Америку через Великую Депрессию и Вторую мировую войну, последнюю треть жизни провел в инвалидном кресле. Английский физик Стивен Хокинг, ставший символом физики ХХ века, болел склерозом и не мог говорить и двигаться. Лауреат Нобелевской премии по химии Джон Корнфорт полностью оглох в 16 лет. Советский физик Вениамин Цукерман стал основателем импульсной рентгенографии, будучи слепым.

И как подчеркивает госсекретарь США Джон Керри, «Инклюзивное общество – это более сильное общество, потому что оно опирается на таланты и вклад каждого».

Авторы нового социального проекта уверены, ситуацию может изменить всего один позитивный пример полноценного инклюзивного университета в стране. Эту роль готов взять на себя Satbayev University. На данный момент университет ищет финансовую поддержку, чтобы уже на следующий год открыть свои двери для инвалидов по зрению, слуху и опорно-двигательному аппарату.

– Satbayev University – национальный вуз, и мы хотим показать на своем примере, что люди с ограниченными возможностями могут быть инженерами и учеными, работать наравне со всем обществом, успешно социализироваться, - говорит руководитель Аппарата Ректора Satbayev University Берик Мухтыбаев. - К сожалению, в бюджет университета не заложена возможность реализации этого проекта, поэтому мы ищем финансирование, чтобы претворить в жизнь эту идею и удовлетворить потребность инвалидов в образовании качественно и с полной ответственностью.

В рамках проекта университет готов разработать дизайн, интегрировать и адаптировать инфраструктуру, а потом адаптировать академические процессы с использованием современных IT-решений в образовании. Университет планирует разработать стандарты учебных материалов и инфраструктурных элементов, методики подготовки преподавателей и психологов к работе с людьми с ограниченными возможностями.

– Проще всего адаптировать инфраструктуру, – говорит Айгерим Калиаскаркызы. – Установить пандусы, оборудовать коридоры тактильными дорожками и перегородками, поменять таблички, установить мемо-стены, написанные шрифтом Брайля, установить оборудование в туалетах для инвалидов. Сложнее изменить академически процессы, обучить преподавателей и обеспечить студентам-инвалидам доступ к учебным материалам. Для этого мы хотим создать центр, где можно будет распечатать материалы шрифтом Брайля, задать вопрос, получить помощь.

В результате университет сможет полноценно готовить людей с особенными потребностями к инженерной и научной работе.

После запуска и анализа результатов проекта планируется сформировать комплексное решение, подробно описывающее все этапы внедрения проекта по аналогу современных франшиз. В будущем университет готов показать потенциал проекта, его положительный социальный и экономический эффект и бесплатно передать свое решение всем заинтересованным вузам Казахстана

Источник: ЛИТЕР