– Скрывать нечего, каждый год вокруг школьной формы образуется шумиха. Потому что есть семьи с низким доходом. В каждой школе форма разная, каждая утвердила свою. Например, родители хотят отдать ребенка в соседний лицей, а форма там очень дорогая – отсюда и социальное недовольство. Необходимо вопрос со школьной формой перевести в единую систему. Школьную форму превратили в бизнес. Следует прекратить такую практику, – сказал Ерлан Айтаханов.

Сегодня в Шымкенте так называемый «средний чек» на покупку школьной формы – от 11 500 тенге до бесконечности, где рубашка стоит 1 500 тенге, юбка – 3000, жилет – 2 000, а туфли – 4 500-5 000 тенге. Это минимальные, или «базарные» цены. В магазинах комплект будет дороже. В то же время о своих проблемах заявляют казахстанские производители школьной формы. Они утверждают, что без поддержки государства им не выдержать конкуренции с дешевой и, по их словам, некачественной ученической одеждой. Оказалось, что доля отечественной школьной формы на казахстанском рынке – всего 7% из 38 млрд тенге.

Остальное занимают китайские, кыргызские, узбекские и российские производители. Но даже эти 7% казахстанским швейникам удалось отвоевать только при поддержке акиматов крупных городов. Первым в 2005 году стал Алматы. Тогда производителей поддержали и педагоги, отмечая целесообразность введения единой школьной формы и то, насколько это снижает социальную напряженность и расслоение общества.

Президент Ассоциации легкой промышленности РК Любовь Худова на форуме по школьной форме в Шымкенте напомнила, что благодаря Дариге Назарбаевой были внесены изменения в Закон «Об образовании», была введена школьная форма. Однако это дало и неожиданный эффект: с введением на законодательном уровне единой формы в школах одновременно рынок открылся для недобросовестных импортеров, уверяет она.

– Сколько усилий было вложено, чтобы был этот проект, но мы опять открыли рынок для китайской, кыргызской, турецкой, а сейчас и узбекской продукции. Особенно в этом регионе. И получается, что всего 7% школьной формы производят наши отечественные товаропроизводители, что мы опять создали рынок для импортеров. Заходит продукция не сертифицированная, не декларированная и не безопасная для жизни и здоровья наших детей – на 100% синтетические материалы заложены. Представляете, ребенок по 8 часов находится в этой синтетической форме, что влияет на психику, на сосудистую систему, отсюда возникают разные заболевания. Но мы хотим пропагандировать наше производство, показать, что школьная форма соответствует национальному стандарту, в отличие от той, которая сегодня заходит на рынок.

В учреждениях образования города зарегистрировано 30 697 детей со статусом «малообеспеченные». В Фонд общего образования выделено 1 152 170 000 тенге. Из этих средств обеспечены: горячим питанием – 13 841 ребенок; летним оздоровительным отдыхом – 7 241; по акции «Дорога в школу» 9-ти школьникам оказана материальная помощь. Стоимость отечественного комплекта школьной формы – от 9-13 тысяч тенге без обуви. При этом речь идет только о покупке, к примеру, одной рубашки или блузки, одной юбки или брюк, одного жилета и одной пары туфель. Но каждый родитель старается приобрести сразу несколько рубашек и хотя бы еще одни брюки на смену.

Для многодетной семьи, где сразу несколько школьников, нагрузка на бюджет становится непомерной. Конечно, есть еще адресная социальная помощь, АСП поможет в некоторой степени решить эту проблему. В Шымкенте, к примеру, ее получают 40 тысяч семей. В 144 государственных и 11 частных школах Шымкента обучаются более 200 тысяч школьников. С началом нового учебного года учащиеся 1-10 классов станут обучаться по обновленной образовательной программе. 16 492 педагога (94%) прошли курсы повышения квалификации по такой программе. До конца года повысят квалификацию еще 1 980 педагогов. Если мнения родителей насчет единой школьной формы расходятся, то известно, что педагоги единогласно ее поддерживают.

Говоря о статусе педагога в современном обществе, градоначальник напомнил крылатое выражение Магжана Жумабаева: «Место учителя – всегда во главе стола». Глава города подчеркнул, что детей нужно с младенчества приобщать к духовным ценностям, и отметил необходимость разработки Концепции национального воспитания на три года для воспитания школьников в духе патриотизма и культурного развития. В 2019 году на сферу образования в городе Шымкенте выделено 77 млрд тенге, что на 26% больше по сравнению с прошлым годом. К 1 сентября будет завершено строительство 4 новых школ и 1 школьной пристройки.

В новом учебном году 130 школ перейдут на систему подушевого финансирования. До конца года в 6 школах решат проблему трехсменного обучения. Сейчас этот показатель составляет 32%. В ходе конференции обсудили задачи на новый учебный год. В 2019-2020 учебном году в Шымкенте в 253 государственных и 445 частных учебных заведениях будут обучаться свыше 294 тысяч учащихся. Учителя, добившиеся успехов, получили благодарственные письма Министерства образования и науки, акима города. В шымкентских школах преподают учителя следующих категорий: «Педагогмастер» – 75, «Педагог-исследователь» – 3 153, «Педагог-аналитик» – 1 879, «Педагог-модератор» – 1 450.