О пользе кумыса

В русских сказках говорится: «Там молочные реки, кисельные берега», подразумевая райское изобилие, беззаботную, обеспеченную жизнь. Для казахов это образное выражение звучало бы так: «Кумысные реки, мясные берега» и означало бы то же самое.

О пользе кумыса

Кумыс для кочевников – это больше чем просто целебный напиток, утоляющий жажду. Это вкус детства, вкус Родины, продукт, впитавший запахи Великой степи. За многие века, что пили его предки казахов, он проник в кровь и плоть, хранится в генной памяти. Это как мед и квас для русского, как пиво для баварца, как вино для француза, как зеленый чай для китайца… Это – часть культуры. И, слава богу, сегодня мы можем говорить об этом свободно. Говорить о своих национальных особенностях, в том числе и гастрономических, могут все 130 этносов, проживаю щих в Казахстане. А ведь были времена, когда пытались предать забвению и празднования Наурыза, Сабантуя, Масленицы… Однако история расставила все по своим местам.

То, что истинно, истребить невозможно. Вот и древняя казахская традиция «кымыз мурындык» переживает свое второе рождение, в том числе и в нашем городе. Энтузиасты из Центра поддержки национальных традиций «Ахау, Семей» порадовали горожан и гостей настоящим праздником кумыса. Как сообщила нам Кулжихан кажы Жуматаева, лидер этой общественной организации, мероприятие было организовано при поддержке акимата.

В этот день семейчане выпили около 200 литров этого напитка. Давнюю забытую традицию центр начал возрождать одним из первых в стране 15 лет назад. Десять лет кумысный той проводится в общегородском масштабе. Сначала это были небольшие демонстрации в рамках центра, позже они выросли в празднества для горожан. Первую пиалу кумыса принято выпивать залпом, чтобы утолить жажду. Затем кисло-сладкий напиток пьют неторопливо, закусывая его мясом, баурсаками, куртом, иримшиком. Именно закусывая, потому как он еще и слабоалкогольный.

Вероятно поэтому древнегреческий историк Геродот назвал кумыс «млечным вином». Впрочем, не от всякого кумыса можно захмелеть, рассказывает Гулжихан кажы, а только от таких его сортов, как бестик и кушти. «Бестик» от слова «бес» – пять. Значит напиток выдерживали пять дней. Кушти – сильный, выдерживался более пяти дней. Есть еще тунемел – однодневный, тай – двухдневный, донеу – трехдневный, кунан – четырехдневный. Всего видов кумыса великое множество – по разным сведениям от 25 до 40.

В Семее было представлено пять вышеперечисленных видов, приготовленных признанными мастерами из Саржала. Если кто-то зовет на кымыз мурындык, значит у него в табуне ожеребилась первая кобылица. «Мурындык» значит первоначальный, первый. Это еще и хороший повод для общения. Благовидный и весьма почитаемый предлог, чтобы собрать под одним шаныраком гостей, вместе порадоваться первым плодам весны после долгой зимы.


Такие посиделки могли продолжаться бесконечно, сколь душе угодно. Завтрак плавно перетекал в обед, обед в ужин. Хозяева, что давали кымыз мурындык, могли принимать гостей весь день. Обряд с незапамятных времен проводится с конца апреля и до конца лета – в период, когда появляется лошадиное потомство. Что примечательно, кочевники хранили рецепт приготовления кумыса в строгом секрете.

За разглашение тайны грозило ослепление. Может быть поэтому веками кумыс был популярен только в Великой степи.

Приготовление кумыса – это целая наука, о которой написаны книги. Если сказать в двух словах – это заквашивание кобыльего молока специальным составом и бесконечно долгое его взбивание до полного созревания.

Всякий раз, испивая его, вспоминаю одного аульского аксакала, который лет до 80 сам ходил за лошадьми, а пил кумыс до последнего дня своей жизни. А прожил этот старик без малого 102 года! О целебных свойствах кумыса известно давно.

Существует даже такое понятие – «кумысотерапия». При царской России существовали кумысолечебницы, которые рекомендовали посещать людям с различными недугами, особенно больным чахоткой (туберкулезом) и малокровием (анемией). Не случайно кумыс называют живым напитком, подразумевая, видимо, не только микроорганизмы, участвующие в процессе брожения, но и его животворящую силу. Казахи говорят, что он дает силу слабым, что это напиток батыров. Ученые доказали, что кобылье молоко, приготовленное специальным образом, богато витаминами, спасает от истощения, замедляет старение, повышает иммунитет, отлично снимает похмельный синдром. Казахский бренд получает распространение и в дальнем зарубежье. Как поведала нам одна из активисток немецкого культурного центра «Возрождение», в Германии наши бывшие граждане готовят кумыс и популяризируют его среди местного населения.