Но, к сожалению, с администрацией базара поговорить не удалось. Сами же продавцы на приведенные факты о продаже товаров с истекшим сроком давности не отреагировали.

В последнее время многие жители города жалуются на недовес купленных товаров, продуктов питания, что черешни зачастую бывают с червями или, купив килограмм клубники, дома обнаруживаешь, что съедобной оказывается лишь ее половина. Бывали случаи отравлений от жареной рыбы или оказывался наполовину гнилым приобретенный мешок картошки.

МАССОВЫЕ ОТРАВЛЕНИЯ

В начале этого года Роспотребнадзор призвал ЕАЭС установить нормативы по максимальному содержанию вредных для здоровья веществ в пище и внести изменения в «Единые санитарно-эпидемиологические и гигиенические требования к продукции, подлежащей санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю)». Перенять данный опыт не помешало бы и казахстанцам.

Многие алматинцы помнят, что в марте прошлого года произошло массовое отравление 18 человек в ресторане. Он работал без санэпидзаключения. У девяти пострадавших подтвердился диагноз «сальмонеллез», остальные заболели острой кишечной инфекцией.

Владельцы заведения ввели в заблуждение санитарных врачей, указав, что ресторан рассчитан на 50 посетителей.

Сотрудники санитарно-гигиенического надзора за объектами питания Департамента общественного здоровья Алматы тогда прокомментировали ситуацию таким образом: «Высокое микробное загрязнение и в готовой пище, и в полуфабрикатах; микробное обсеменение». Но самое ужасное заключалось в том, что, пока суд выносил решение о приостановлении данного заведения, ресторан работал и принимал посетителей.

Такие факты, к сожалению, существуют в каждом городе нашей страны. Но проблема в том, что пищевая безопасность остается вне поля зрения компетентных органов. Раньше бдительное наблюдение велось со стороны СЭС (санитарно-эпидемиологической службы), которой сейчас нет.

«НЕ ЕШЬ – КОЗЛЕНКОМ СТАНЕШЬ»

В 2018 году, в первый же день нового года, в медицинские учреждения республики с диагнозом «пищевое отравление» было госпитализировано десять человек. Подобные случаи были зарегистрированы в Атырауской, Карагандинской, Павлодарской областях и в Алматы. Также, по сообщению Комитета охраны общественного здоровья Министерства здравоохранения РК, 2 января того же года с пищевым отравлением в больницу загремели семь больных.

Основная причина – употребление в пищу салатов, кремово-кондитерских изделий, мясных блюд с истекшим сроком. Годом раньше на территории РК было зарегистрировано 8 случаев пищевых отравлений, связанных с объектами общественного питания. Количество пострадавших составило 139 человек.

Только представьте себе, в 2017 году поступило 13 жалоб на заведения в Алматы, 46 – в Нур-Султане, 27 – в Южно-Казахстанской области! Все так же помнят массовое отравление уже в этом году более 20 человек в столовой «Юлмар сервис» на Тенгизском месторождении в Атырауской области – пострадавшие были госпитализированы с диагнозом «пищевая токсикоинфекция». И ведь это был не первый случай массового отравления на Тенгизе. Последний произошел в октябре 2018 года, когда заболели 28 человек.

НЕ ОТРАВЯТСЯ ЛИ ДЕТИ В ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ ЛАГЕРЯХ?

С интересующими нас вопросами мы обратились в Управление санитарно-гигиенического мониторинга филиала «НПЦ СЭСиМ» РГП на ПХВ НЦОЗ Министерства здравоохранения РК.

С руководителем данного Управления Сейткаримом Тастанбаевым поговорили не только о контроле качества продаваемых продуктов, но и о детских оздоровительных лагерях. Готовы ли они принимать детей? Как обстоят дела с пищевой безопасностью в лагерях и в республике в целом?

– При поиске хорошего лагеря родители, конечно же, в первую очередь обращают внимание не только на себестоимость путевки, техническую безопасность, но и беспокоятся о том, чтобы их ребенок хорошо питался, не отравился и набрался сил. В прошлом году из 238 баз детских оздоровительных лагерей функционировало 227, то есть 95% были допущены к работе. Самый основной вопрос, над которым мы работаем – это безопасность и благополучие в детских коллективах. Чтобы не было пищевых отравлений, кишечных инфекций, связанных с питанием, нужен особый контроль, – говорит Сейткарим Тастанбаев. – Перед открытием сезона наш территориальный орган выдает заключение в соответствии с требованиями нормативно-правовых документов, принятых в Казахстане. Существуют также требования к детским оздоровительным лагерям, подписанные министром здравоохранения. Новый документ, внесенный в 2018 году, должен стать настольной книгой для многих руководителей.

К сожалению, в последнее время не все места общественного питания контролируются, но, так как детские объекты носят особый статус, их контроль осуществляется по установленному плану: территория должна находиться далеко от промышленных объектов, иметь хорошее ограждение, медицинский пункт и особое внимание уделяется качеству пищевых продуктов.

Обязательно должен быть бракеражный журнал, где описывают состояние столовых, качество ежедневных продуктов. Сейчас большинство пищеблоков арендуют частные организации, к ним тоже есть свои определенные требования, у работающих в пищеблоке сотрудников обязательно должны быть санитарные книжки. Но многие пренебрегают этими правилами.

Проверка должна осуществляться на всех коммунальных, пищевых, промышленных объектах республики. В прошлом году по оздоровительным детским лагерям было сделано 418 проверок, в результате которых выявлено 80 нарушений.

За период 2015-2018 годы было зарегистрировано 12 групповых случаев массовых пищевых отравлений в организованных коллективах, в основном это школы, детские оздоровительные лагеря. В итоге по республике пострадало 470 детей.

В 2018 году исследованы на микробиологические показатели 10 744 проб готовых блюд, реализуемых в общеобразовательных организациях, из них не соответствуют нормативным требованиям 475 проб или 4,4%.

25 апреля на базе Центра сотрудниками Управления был проведен республиканский семинар для специалистов и руководителей территориальных органов вновь созданного Комитета контроля качества товаров и услуг МЗ РК, осуществляющих контроль за детскими оздоровительными лагерями.

Руководитель Управления заверил, что в этом году все оздоровительные детские лагеря к приему детей готовы.

ПРАВОВОЕ ПОЛЕ

В 2018 году в Алматы контролирующими органами было проверено 256 объектов, только на 11 из них не было выявлено нарушений.

Внеплановые проверки точек общепита осуществляются лишь в том случае, если имеется подтверждающий документ о том, что человек обратился за медицинской помощью. Если отсутствует данный документ, то эти точки общественного питания проверкам не подлежат. Проверка со стороны прокуратуры инициируется, если основания обоснованные. Как быть в таких ситуациях, и как возместить причиненный ущерб?

Рестораны, кафе и другие места общественного питания обязаны выполнять требования нормативных актов, в частности Закона РК «О защите прав потребителей». В соответствии со ст. 11 данного Закона потребитель имеет право на то, чтобы товар (услуга) при использовании был безопасен для жизни, здоровья потребителя. В том случае, если в результате посещения места общественного питания возникли какие-то негативные последствия, помните, что в соответствии с требованями п. 2 ст. 16 вред, причиненный жизни, здоровью подлежит возмещению.

Нужно сохранить все чеки, так как сумма затрат так же подлежит возмещению. В претензии надо указать сумму денежной компенсации. Далее нужно подать иск в уполномоченный орган, где нужно указать не только сумму компенсации вреда здоровью, но и сумму морального вреда.

На вопрос, какая работа ведется с недобросовестными предпринимателями, которых три года никто не контролирует, и они, безответственно поработав, через год меняют юридическое название, собеседник пояснил, что существуют две категории объектов – эпидзначимые объекты и объекты незначительного значения.

Оздоровительные лагеря относятся к объектам особого порядка – это эпидзначимые объекты, они по закону РК проверяются два раза в год. Объект освобождается от проверок, если набирает идеальные баллы на местах. К сожалению, остаются безнаказанными и те, кто работает кустарным методом – готовят еду в гаражах и подвалах, не соблюдая санитарных правил.

На сегодняшний день сотрудники департамента ограничены в действиях: раньше они могли выйти на проверку просто, без предупреждения, по нынешним же правилам должны за 15 дней уведомить о плановой проверке.

Сотрудники департамента один раз в год могут прийти с проверкой через прокуратуру. Еще одним минусом в борьбе с объектами стихийных пищевых цехов, мест общественного питания является их непроверяемость.

Если в местах общественного питания (столовые, рестораны, кафе) до 50 посадочных мест, по закону нашей страны эти объекты проверке не подлежат, потому что относятся к объектам малого бизнеса.

Большинство отравлений происходит именно там. Приостановить их деятельность можно только после обращений потребителей. По словам руководителя Управления, есть еще одна большая проблема: в населенных пунктах, где проживает до 2 000 жителей, не проверяют качество питьевой воды.

Подводя итог нашей беседе, Сейткарим Тастанбаев отметил, что пищевая безопасность в республике требует улучшения. Много поступает продукции извне, которая должна регистрироваться.

Если же продукт производят в Казахстане, то за ним должны постоянно наблюдать санитарные службы. Хотя и существует производственный контроль со стороны производителей продукции, они не имеют своей собственной лаборатории и вынуждены платить деньги частникам.

В итоге получают тот результат, какой хотели. А когда будет государственный, независимый контроль продукции – продаваемой, выпускаемой, реализуемой, завозимой, – тогда будет порядок, заверил он.