Если б об этих щепетильных вещах мы начинали говорить с детьми хотя бы с 10 лет, то не было бы изнасилований, буллинга, травли, ранней беременности, подростковых преступлений, суицидов.

Еще одна проблема: мы не учим своих детей отстаивать личные границы, не мотивируем быть уверенными и позитивными…

«Ой, только не говори мне про капусту и журавлей-аистов», – сказал мне сын.

Действительно, до каких пор мы будем говорить детям о странном овоще, «подарке» в клюве птицы или другой мистике? В малышковом возрасте сказка может понравиться и «прокатит», но в школьном…

Ведь чем грамотней государство подходит к этому вопросу, чем раньше дети понимают тонкости полового развития, гендерного равенства, недопущения насилия и т. д., тем меньше в обществе проблем.

Например, в Голландии практически к нулю сведены заболевания, передающиеся половым путем, а во Франции, где доступны противозачаточные средства, на 1 000 девушек приходится 3-4 случая нежелательной беременности, а в Южной Корее – 2.

Итак, эту непростую тему мы обсудили в Гостиной ЛИТЕРа вместе с: Раймбеком Сисемалиевым, Исполнительным представителем Фонда ООН в области народонаселения (ЮНФПА) в Казахстане; Диной Тельтаевой, программным аналитиком по связям с общественностью ЮНФПА в Казахстане, и Сапарирой Кыдырбаевой, учителем школы № 61 им. С. Базарбаева Сайрамского района Туркестанской области.

Шаира Рахимова: Раймбек, расскажите о миссии ЮНФПА, какие задачи вы ставите и какова ситуация в Казахстане в части полового развития подростков.

Раймбек Сисемалиев: Фонд ООН в области народонаселения является ведущим агентством Организации Объединенных Наций по вопросам сохранения репродуктивного здоровья и права.

Наш девиз: на пути к миру, где каждая беременность желанна, каждые роды безопасны и есть возможности для молодых реализовать себя в полной мере. Эту миссию мы ведем во многих странах, в частности в Казахстане мы с 1992 года. 

Говоря о благополучии репродуктивного здоровья подростков страны, приведу данные социологического исследования, проведенного в 2018 году совместно с Министерством здравоохранения Казахстана.

30% подростков 15-19 лет являются сексуально активными. Средний возраст начала половой жизни – 16,5 лет. Порядка 17% из сексуально активных подростков – беременны, из них у 40% беременность завершается либо выкидышами, либо абортами.

15% подростков отметили, что они имеют один или два симптомов инфекций, передающихся половым путем (ИППП). Более 60% не обращались за помощью в медицинские учреждения.

По этой статистике мы видим, что с точки зрения благополучия репродуктивного здоровья подростков у нас не все хорошо.

Если говорить о распространенности подростковой рождаемости согласно официальной статистике, то она исчисляется в количестве на 1 000 девочек 15-19 лет – 25 случаев.

По данным исследования MIX, которое проводится в Казахстане раз в пять лет, показатель достигает 36 случаев на 1 000 девочек. Это минимум в 6 раз выше, чем в странах ОЭСР.

Для сравнения, в Южной Корее – 2 случая на 1 000 девочек; в Швеции – 4; в Швейцарии – 6.

Что делать? Назову три кита, над которыми надо работать: первое, необходимо обеспечить доступ к нравственно-половому образованию во всех школах, чтобы все подростки имели правильные знания. Очень важный компонент. Ряд исследований показывает, если информация правильно предоставляется, то благополучие подростков в плане репродуктивного здоровья намного выше, независимо от уровня развития страны, вероисповедания и т. д.

Второе – доступ к услугам по охране репродуктивного здоровья. Подростки должны иметь возможность обратиться в учреждения и самостоятельно получать помощь.

Третье, отмечу, я говорю о тех 30% сексуально активных молодых, – они должны иметь доступ к контрацептивам.

Если эти три проблемы в Казахстане решатся, репродуктивное здоровье подростков улучшится, соответственно благополучие всего населения в будущем вырастет.

У нас есть ряд пилотных проектов. Начали с колледжей. Наши подростки сейчас подвергаются следующим рискам, связанным с репродуктивным здоровьем: незапланированная беременность; инфекции, передающиеся через половой контакт; аборты.

В регионах Казахстана пилотный проект работает в Туркестанской области. Поэтому мы пригласили представителя одной из местных школ, участвовавших в проекте.

Сапарира Кыдырбаева: При поддержке управления образования Туркестанской области и ЮНФПА в 2018 году в Сайрамском, Сарыагашском, Махтааральском районах и городах Туркестан и Шымкент начал работать пилотный проект по защите репродуктивного здоровья.

Сначала обучение прошли сами педагоги, чтобы впоследствии они могли преподавать в своих школах. Я приехала из Сайрамского района, там к проекту присоединились две школы.

Более того, учителя, специалисты по воспитанию, психологи и другие специалисты порядка 74 школ района приняли участие в различных семинарах и трехдневном тренинге, где были освещены темы и цели проекта.

Теперь каждая школа внедряет это направление в свою программу. Занятия проходят в качестве дополнительного факультатива или классного часа, через организацию игр, приглашаются разные специалисты, врачи. Отдельного предмета в школах нет.

Читайте также

Нурай Уразов: Было ли сопротивление со стороны родителей, общества? Как вы им объясняли новшества?

Сапарира Кыдырбаева: Конечно, было. И педагоги, и родители проявляли непонимание, ученики смеялись. Не могли понять, в чем цель и смысл проекта. Поступало много вопросов от родителей. Ставились вопросы: «А стоит ли говорить так открыто, зачем?».

Разъяснения проводятся в основном на собраниях. Многое зависит от подхода учителя, от его умения и подачи. Постепенно, в ходе работы с ними и учениками появляется понимание с их стороны. Большинство учителей и родителей начали осознавать необходимость такого обучения, что подобные проекты надо поддерживать и разговаривать с детьми.

Сами учителя проходят тренинги в интерактивной форме, с включением ролевых игр, разбором ситуаций. Обретенные знания мы уже передаем детям. Заметила, что осведомленность детей выше, чем мы ожидали. Если в школе педагог с интересом и грамотно будет доносить информацию до учеников, то в перспективе проблем и негативных последствий можно будет избежать. Я очень благодарна за то, что такие проекты есть.

Раймбек Сисемалиев: Сперва мы раскрываем ситуацию в стране, статистику, каким рискам подвергаются молодые, рассказываем, как будем обучать подростков. Мы не приступаем сразу к темам полового созревания, гормональных изменений. Мы начинаем с семьи, нравственности, что такое семья, ее ценности, используем интерактивные методы. Ученик приглашается к разговору. Здесь нет нудных лекций.

Говорим о гендерных ролях в семье, предотвращении насилия, толерантном отношении к жизненным трудностям. Только потом идут беседы о половом развитии и т. п. Некоторые родители сами говорят, что не знают, как общаться с детьми, стесняются и просят начать программу.

Шаира Рахимова: Со школьниками какого возраста вы работаете?

Сапарира Кыдырбаева: Занятия проводятся в соответствии с возрастом. В начальных классах изучаются простые темы, личная гигиена девочек, мальчиков, например.

Далее добавляем рекомендованные предметы по мере взросления. Биология 8-9 классов включает физиологию, анатомию человека, описание репродуктивной системы. Грамотный биолог сумеет в рамках программы рассказать все необходимое.

Нурай Уразов: Помимо Туркестанской области, в каких еще регионах ведется работа и есть ли статистика по незапланированной беременности среди подростков в разрезе областей, районов?

Раймбек Сисемалиев: Одними из первых мы стартовали в Восточно-Казахстанской области в 2014 году, разработали курсы на казахском и русском языках, которые проводились в колледжах Усть-Каменогорска и Семея. Затем мы проводили пилоты в колледжах Мангистауской, Кызылординской, Актюбинской областях и ЮКО. Сначала обучали преподавателей.

Нурай Уразов: А с чем связан выбор именно этих регионов? Связано ли это с разницей в цифрах? Где-то больше случаев или…?

Раймбек Сисемалиев: Нет. Больше связано с готовностью местных управлений образования. Дело в том, что мы не можем своевольно прийти и проводить такие проекты. Проводятся предварительные переговоры с соответствующими учреждениями.

Почему начали с ВКО? Они сами к нам обратились. Их беспокоила ранняя подростковая беременность, резко повысившаяся ранняя рождаемость.

Они спросили, что мы им можем предложить. Мы ответили, что в первую очередь – образование.

Кстати, параллельно с обучением преподавателей мы создали молодежную сеть Y-PEER «Равный равному», где обучали молодежь навыкам общения, коммуникации, лидерства и вместе с тем грамотному информированию своих сверстников. Часто в позиции «учитель-подросток» ученик стесняется обратиться к учителю, легче переговорить со своими одноклассниками, друзьями. Так вот здесь важно правильно делиться знаниями.

Дина Тельтаева: У нас есть результаты проведения экспериментальных и контрольных групп, где в одной подростки обучались, в другой – нет.

Так мы оцениваем собственную эффективность – четкое сравнение до и после курсов. Мы обнаружили, что после обучения наблюдается тенденция откладывания начала половой жизни. Ученики с получением знаний понимают опасность и риски, связанные с половыми контактами, что надо к этому серьезно готовиться.

Даже если решат начать, то они вооружены и знают, как к этому подойти, они осведомлены о последствиях. В ходе исследования мы получили следующие данные: знания о ВИЧ и путях его передачи выросли в 3 раза, об ИППП – от 30% до 50%.

В начале курсов молодые люди на вопрос, не боятся ли они заразиться, отвечали «нет», потому что просто не знали об опасности указанных выше болезней! Информированность о гендерном равенстве выросла с 0,5% до 35%. Знания о недопущения насилия передаются прежде всего с разъяснений о ценностях человека, семьи, здоровых отношениях между мужчиной и женщиной, мальчиком и девочкой.

Здесь осведомленность от 15% достигла 40%. Таким образом, мы сделали вывод, что с получением информации у человека появляется выбор.

Раймбек Сисемалиев: Имея такие точные данные, хорошую базу, мы обратились в Министерство образования РК, Назарбаев Интеллектуальные школы, Национальную академию образования им. Ы. Алтынсарина. Проговорили, что можно сделать, и благодаря работе, которая была проведена, выработали общее понимание с Минобром.

С текущего года в некоторых школах страны с 9 класса начинаем пилотные запуски. Позже мы охватим младшие классы (8,7, 6 и т. д.). Существуют определенные стандарты касательно репродуктивного здоровья, половых различий. Обучение должно проходить в соответствии с половозрастными особенностями развития ребенка. Мы будем использовать стандарты ЮНЕСКО, Всемирной организация здравоохранения и внедрять их в школы. Думаю, спустя пять лет мы охватим все классы.

Нурай Уразов: Пока у вас все в пилотном режиме. В дальнейшем, насколько можно понять, вы не будете сами все проводить – вы рассчитываете, что Министерство образования по итогам ваших проектов примет решение о введении дисциплины, как минимум, в 9 классах, и оно должно быть комплексным. Когда МОН РК собирается внедрять?

Раймбек Сисемалиев: Во-первых, я рад, что министерство повернулось лицом и понимает наличие проблемы.

Что, наряду с математикой, химией, физикой и другими дисциплинами, образование, как мы называем, основанное на жизненных навыках, должно внедряться. Пилоты апробируются, есть особенности, культурные, традиционные подходы. Практикующие преподаватели должны перенести через свою призму. Поэтому это занимает определенное время. Подписчик в Facebook: Когда начнут преподавать уроки сексологии?

Раймбек Сисемалиев: Отдельного предмета сексологии не будет. Понимаем, что учебная программа не резиновая. Внести новый предмет нелегко. Но вместе с Академией образования мы будем внедрять отдельные модули в существующие уроки: биология, естествознание, самопознание и др.

Вопросы от подписчиков Facebook: Какой у вас подход при ранней беременности? Что советуете тем, кто забеременел? Заставляете идти на аборт? Бывали случаи увольнения директоров, учителей школ, если ребенок провинился, но разве родители не должны воспитывать детей, объяснять им тоже?

Сапарира Кыдырбаева: Прежде всего наша задача – не допустить ранней беременности. Но раз случилась такая ситуация, учитывая физиологические данные, здоровье, считаю, что ребенок должен родиться. Поэтому и работаем с молодежью, чтоб не доходило до плачевных последствий.

Парни и девушки должны понимать, что беременность – это ответственность. Многое, конечно, зависит от воспитания в семье. Родители должны общаться с детьми. Объяснять дочерям и сыновьям, передавать семейные традиции, культуру. Если школа и семья вместе будут воспитывать детей, многих проблем можно избежать.

Талгат Исенов: Часто ли наблюдается травля, агрессия в школах в отношении беременных учениц?

Раймбек Сисемалиев: Точно не скажу, мы не изучали специально, но, наверное, есть. Важно, если беременность произошла, мы поддерживаем соблюдение прав этого подростка, чтобы ее не травили, и она могла закончить школу.

Вообще подростковую беременность мы связываем с бедностью: нет образования, работы, доходов, неизвестно, будет ли поддержка… Мы так и называем это «порочным кругом бедности».

Шаира Рахимова: Раймбек, расскажите подробнее о молодежных центрах здоровья. В июле при содействии Фонда был открыт такой центр в Алматы.

Раймбек Сисемалиев: Нравственно-половое воспитание – оно для профилактики, предотвращения нежелательной беременности, заболеваний, чтобы подростки не попадали в неприятные ситуации. Для таких целей ранее под эгидой Национального центра проблем формирования здорового образа жизни были созданы молодежные центры здоровья, всего их по стране около 105.

Однако они не соответствуют тем международным стандартам, которые имеются. Параллельно мы работаем с Министерством здравоохранения, чтобы разработать стандарты оказания услуг для молодежи в таких центрах. Мы помогли открыть подобный центр в Алматы, на базе Центра репродукции человека.

Он также считается ресурсным центром с правом обучать специалистов. Клиники дружественного отношения к молодежи придерживаются правила 4Д: доброжелательность, доверие, дружественность, добровольность. Там должны работать самые лучшие, обученные специалисты в области подросткового здоровья, с пониманием психологии, чтобы им мог довериться пришедший на консультацию подросток. Они должны без осуждения принять его и оказать ему помощь.

У молодых людей должно быть право прийти и получить качественную консультацию. Это касается всех ситуаций: подозрение на заражение, беременность, психологические вопросы и т. д. Если пришла забеременевшая девушка, то подключается психолог, который убедит пригласить маму. И вместе уже будут решать, как быть. По законодательству РК, до 18 лет подростка должен сопровождать родитель.

Шаира Рахимова: Известно, что в некоторых странах вполне доступны противозачаточные средства, они дешевые и даже есть бесплатный отпуск. Что-нибудь подобное есть в Казахстане? Стоимость препаратов и презервативов у нас высокая. Инициатива ЮНФПА по снижению цен была услышана Минздравом?

Раймбек Сисемалиев: Нет, к сожалению. Проблема в том, что действительно противозачаточные средства дорогие, и не каждый может их себе позволить, тем более подросток. Но свободную раздачу мы не рассматриваем, это исключено.

Шаира Рахимова: С обретения независимости Казахстаном прошло почти 28 лет, а проблема полового воспитания остается, только с 2014 года идут пилоты…. Почему так долго?

Раймбек Сисемалиев: Думаю, еще лет 5-7, и ситуация более-менее выправится. Мы уже работаем в связке с Министерством образования.

Все понимают, что ее так оставлять нельзя. Информированность должна быть. Если школа не дает должного образования, это вопрос к МОН РК, но я убежден, что если правильно и своевременно просвещать детей, то проблем и грустных последствий мы можем избежать.

Помимо репродуктивного развития, мы говорим о равных возможностях, чтобы и мальчики, и девочки имели возможность равного старта в жизни. Чтобы так было, они не должны беременеть в 15- 16-17 лет. Запретительные меры никак не работают, хоть как запрещай, решение они примут сами. А если не давать разъяснений, они будут искать ответы в интернете, на порносайтах. ВОЗ доказала: если школа не дает информации, то дети идут на порносайты. Какого качества информацию они там получат, никто не знает…

Поэтому мы должны контролировать этот процесс, вся система образования и мы, взрослые, должны просвещать. Какая задача у МОН РК? Дать навыки критического мышления, самостоятельного поиска данных, навыки анализа, а дальше они уже должны самостоятельно принимать решение. К этому мы должны прийти. Четкой грани, где подросток-ребенок и подросток-взрослый, нет! Соответственно, нам надо помогать им, разговаривать, доносить информацию на равных, как со взрослыми, они и претендуют на то, чтобы с ними говорили, как со взрослыми.

Дина Тельтаева: Добавлю, что такое образование – это не только о физическом половом развитии, но и о развитии личности, уверенности, определения личных границ.

В школах не рассказывают, в подкорку не вводят «софт» о том, что такое личные границы, и их никто не должен нарушать. Грамотность эта еще и нравственная. Как отказать, как не участвовать в травле и при этом сохранить отношения? Если мы не даем это все детям, как мы можем требовать у подростка уверенность?

Нурай Уразов: По прошествии 5 лет в результате ваших проектов, есть ли изменения в статистике? Какие перспективы?

Раймбек Сисемалиев: Если сейчас подростковая рождаемость – 25 случаев на 1 000, то если будем работать и дальше, то достигнем 5-7 случаев на 1 000 в течение, может, 7 лет. Ранее показатели были в два раза больше, около 50 случаев... Поймите, мы, как ООН, не можем полностью внедряться в деятельность государства, мы даем рекомендации, поддержку, экспертов.

Надеюсь, работа с молодежными центрами здоровья, через образование, даже без доступа к контрацептивам, поможет, и бесконтрольная рождаемость снизится, а ЗППП снизятся. Во всяком случае в возрасте 15-17 лет. С контрацептивами, если будет достигнуто понимание общества и депутатов Парламента, заболевания точно сведутся к нулю.

Половой путь передачи ВИЧ увеличился с 5% в 2000 г. до 68% – в 2017 г. Сейчас он регистрируется везде, не только среди наркоманов или определенных групп населения, как раньше. И вот эти риски надо понимать.

Шаира Рахимова: Дорогие гости, благодарим вас за участие!