Поэтому каждая встреча с поэтом всегда полна ожиданий, на которую люди приходят с жаждой путника, долго бродившего по безводной песчаной пустыне, и, наконец, достигшего оазиса с чистой водой.

К нам приехал Олжас… С перерывом в десять лет он вновь побывал в Семее. На встречу с ним в университет имени Шакарима пришли немногие. Может быть, не все знали о его приезде. Но те, кто собрались, действительно ждали его с большим трепетом, и когда он негромко заговорил, в большой студенческой аудитории воцарилась такая тишина, что слышны были, еле доносившиеся из-за звуконепроницаемых стеклопакетов приглушенные звуки оживленной улицы.

Всеобщее мнение выразила одна из преподавателей вуза (к сожалению, не успела записать ее имени), которая сказала:

– Встреча с поэтом – это огромное событие. Всегда открытие. Какая-то новая мера самого себя. Это очень ценно. Писатель Анатоль Франс сказал, что «прекрасный стих подобен смычку, проводимому по звучным фибрам нашего существа. Не свои – наши мысли заставляет поэт петь внутри нас». Когда приходит поэт в гости или когда мы приходим к нему, происходит какая-то удивительная остановка времени, удивительное изменение пространства, не только физического пространства, но и химические изменения. Это время задать простые и самые важные вопросы, например, зачем живем? В вашей поэзии всегда очень много таких простых, и очень болевых, раздирающих вопросов об истории, любви, дружбе, человеческом понимании.

Олжас 3.jpg
Книги за авторством О. Сулейменова

Как и все поэты, он не оратор, но блестящий декламатор стихов, особенно своих. Его размеренная неторопливая речь не вычурна, а проста. Каждое слово взвешено, продумано. Олжас не мог не чувствовать настроения в зале. Он понимал, как и всегда, что от него ждут правды. Впрочем, я не хочу, да и не имею права давать какую либо оценку его выступлению. Передам так, как он это сказал. А там, уж, вы думайте сами…

Что испортило ему настроение

– Друзья, коллеги. Я был в Семее десять лет назад. Заезжая в город на поезде, я осмотрелся и увидел, что город не вырос вверх. Это немного испортило мое настроение. 30 лет назад, когда мы начинали антиядерное движение, город был активный, кипел жизнью. Поэтому вы, молодые, должны об этом думать, о своей родине, как поднять свой город. Город, который стал знаменитым на весь мир. Раньше о Семипалатинске ни в Америке, ни в Японии не знали. Движение «Невада – Семипалатинск», и то, что народ сделал – остановил испытания, в результате чего был закрыт ядерный полигон, сделало город известным на весь мир. В Японии тогда возникло движение «Хиросима – Семипалатинск». В России тоже последовали нашему примеру. Тогда появилось много таких движений. И вот на этом подъеме город должен был возродиться.

Много образованных, но мало просвещенных

– Я много езжу по Казахстану и вижу, как растут и меняются другие города и области. Вверх растут. Вот я бы хотел, чтобы и Семей был достоин своей славы. Славы, котора

В стране много образованных, но очень мало просвещенных.

я начиналась с Абая, Ауэзова, Шакарима, чтобы она продолжалась и дальше. Ваш вклад как просвещенных людей должен быть, как ни у кого большим.

Я понимаю, какой смысл вкладывает ректор университета в слово «просвещение». Если этот центр (имеется ввиду только что открывшийся при университете имени Шакарима Центр Олжаса Сулейменова, прим.автора) будет способствовать именно просветительскому делу, такому, которым занимались Абай, Шакарим, Ауэзов и другие великие сыны этой земли, это настоящий пример, которому всем нам нужно следовать.

Мы должны помнить, какой долг накладывает на нас принадлежность этой земле, центру культуры, которым был когда-то Семипалатинск. Я желаю вам всем быть и просвещенными, и просветителями, чтобы при общении с вами мир становился мудрее.

Возвысить степь, не унижая горы

Ректор университета Меир Ескендиров задал вопрос:

– Мы разместили на стенде в Центре вашу цитату «Возвысить степь, не унижая горы». Расскажите, как она родилась?

– Эти слова считал девизом с самого начала своей поэзии. Сначала литературным, потом уже дипломатическим, политическим и другой деятельности. Всюду, где я бываю, стараюсь таким образом представить свою Степь, чтобы она была выше того, что пока мы имеем. Когда еще был студентом геологического факультета КазГУ я начал писать стихи. Закончил, потом учился в литературном институте.

Когда оказался в Москве, то понял, что человек – посол своего народа всюду. Ты представляешь не себя, а весь свой народ. Поэтому ты должен быть представителем всех его качеств.

Это накладывает особую ответственность в интернациональном коллективе. Если ты оплошал, например, допустил малодушие, то значит все казахи такие. Если ты отважен, то значит, все казахи отважны. Честен, весь народ твой такой. Если изменил, струсил, значит и весь народ твой такой. Вот такое отношение я почувствовал. В интернациональных коллективах такое отношение рождается. Наш народ тоже в большом интернациональном коллективе в мире живет. Много народов вокруг.

Все казахи должны быть такими, какими воспевали наши предки личность. Я чиновникам особенно часто это говорю. По вам судят о нашем народе. Коррупционер – значит весь народ продажный. Если ты честно выполняешь свой долг, значит и народ такой. Вот в Америке заставили себя уважать ирландцы. Никогда взятки не берут. Ни чиновник, ни полицейский. И все знают, что если ирландца поставить на этот пост, он будет свято исполнять свой долг. И казахи должны быть такими. Не всех чиновников я уговорил. Теперь вы должны «уговаривать» их. Прежде всего, сами быть честными.

О наставлениях мамы

Мама – это мой учитель. Она говорила, всегда пожимай руку тому, кто протянул тебе ее.

Один из сорока святой обязательно. Вот я за свою жизнь пожал десятки тысяч рук. Если посчитать, то многим святым я пожал руку. Это очень важно, следовать принципу, это укрепляет духовно, душевно. Знаешь, что какие-то другие силы тебе помогают. Если человека назначили десятником, а он уже на всю десятку смотрит свысока, он не будет пожимать всем остальным руки. Вот от этой беды нам надо избавляться всем.

О демократии

Сейчас мы живем в демократической стране. Но мы до сих пор еще не вникаем в этот термин.

Демократия – это взаимозависимость общества и власти, власти и общества. Они зависимы.

А если начальник независим от своих подчиненных, а все подчиненные только зависят от начальника, это не демократия. Этому учиться надо еще долго. Пока не все получается. Поэтому мы ожидаем, что постепенно все-таки эта система, как институт демократии, взаимозависимость общества и власти будет на всех уровнях выполняться и развиваться. Главное, чтобы в сознании людей это было, вот тогда мы возвысим нашу степь по-настоящему.

О современной литературе

Следующий вопрос задал Толеубек Демежанов, заведующий кафедрой русской филологии:

– Что вы думаете о нынешнем состоянии литературы? Кого можете назвать из современных авторов?

– Сегодня во всех республиках сильно понизилось производство литературы. Кого из русских, московских поэтов и прозаиков я знаю? Два-три всего лишь имени.

Раньше это была великая литература. Такая же картина и в Казахстане. Авторы есть, они пишут, но кто занимается литературой? Распространением, изданием произведений заняты частники. Они не умеют это делать. Они пытаются продавать детективы и прочую литературу, такое вокзальное чтиво. И этот кризис видимо придется пережить.

Литература обязательно вернется когда-нибудь. Я видел сегодня, люди смолоду живут поэзией, вдохновенно читают, увлеченно. Особенно казахам невозможно расстаться с поэзией. Но и мы не сидим, сложа руки. В этом году осенью евразийский съезд писателей будет проходить. Дело начинает двигаться. Но до того советского уровня, что был раньше, еще далеко.

Мы были самой читающей страной. Нас принимали восторженно во всем мире.

Помню 1977 год, Париж. Там вечера поэзии до нашего приезда проходили в кафе. Человек двадцать соберутся и читают полушепотом. Константин Симонов, наш руководитель, объявил, что привез поэтическую сборную Советского Союза. 9 поэтов нас было. Евтушенко, Высоцкий, Окуджава, Рождественский… Зал на четыре тысячи мест, был битком набит. Пришли люди, понимающие русский язык, это и французы, и дети русских эмигрантов. Воодушевление было у нас.

В 1980 году у меня был авторский вечер в Останкино. Два часа по центральному каналу телевидения шла трансляция. Я читал стихи и отвечал на вопросы. Сейчас стихи по телевидению не декламируют. Сейчас только рекламу показывают. Вот этот период придется пережить.

Поэзия живет тысячелетиями и не умрет никогда. Восстановится обязательно.

В апреле 1961 года я написал поэму «Земля, поклонись человеку». В мае меня уже отправили прославлять Гагарина в Америку и Францию. Читал в Колумбийским университете.

Случай в Индии

Одна из почитательниц таланта поэта прочла стихотворение «Люблю тебя, товарищ мой Олжас». Стихи написаны с глубоким уважением к Сулейменову
поэтессой Риммой Казаковой, близкой ему по духу, по времени.

Сулейменов вспомнил казусный случай, произошедший с ним и Риммой в Индии.

– Римма – замечательная поэтесса, не так давно она ушла из жизни. Помню, мы приехали в 1968 году в Индию. Нас сфотографировали для центральной газеты. На снимке мы вдвоем сидим, смотрим в объектив и подпись «В Индию приехал казахский поэт Олжас Сулейменов и его жена». Они решили что Казакова – это не фамилия, а принадлежность к казахам. Я говорю Римме «это как свидетельство о браке, теперь у нас начинается медовый месяц».

Центр имени Сулейменова

Поводом для визита поэта в Семей стало официальное открытие Центра для студентов имени Олжаса Сулейменова, при университете имени Шакарима.

Он позволит студентам и гостям вуза не только ознакомиться с творчеством писателя и поэта, но и познать его многогранную личность, а также проводить интересные встречи и мероприятия.

Олжас Сулейменов – поэт, народный писатель Казахстана, лингвист-исследователь, тюрколог, популярный политик, видный государственный и общественный деятель.

Олжас Семей.JPG
На открытие Центра для студентов имени Олжаса Сулейменова

Получил широкую известность и как публицист. Его перу принадлежит множество статей на злободневные темы современности, раскрывающих гражданскую позицию и жизненные принципы поэта. Сам Олжас Сулейменов свое творческое кредо выразил следующим образом: «Заниматься историей и лингвистикой с единственным намерением – определить свое место среди своего народа и место моего народа в человечестве». Творчески насыщенная, яркая жизнь поэта нашла отражение в его личном архиве, который в 1996 году поступил на государственное хранение в Центральный государственный архив Республики Казахстан.

Во второй половине дня Олжас Сулейменов встретился со студентами на острове Бейбітшілік в рамках воспитательного часа «Земля, поклонись человеку».