Он – человек-легенда, личность, первый среди казахов кинооператор и фотограф, работы которого стали культурным наследием народа.

Как говорил известный немецкий поэт Генрих Гейне, человек в разгаре своей деятельности похож на солнце. А чтобы его рассмотреть как следует надо видеть его при восходе и на закате.

Восход Искандера Тынышпаева произошел 9 мая 1909 года – он родился в день влияния Марса, Венеры и Луны, которые одарили Искандера смелостью, упрямством, целеустремленностью и уверенностью в себе, а его могучий организм и большая жизненная энергия помогли ему пережить немало испытаний.

Искандер Тынышпаев родился в семье первого профессионального инженера-казаха, видного политического и общественного деятеля Мухамеджана Тынышпаева, который за связь с Алаш Ордой был репрессирован и расстрелян. После ареста Мухамеджана убили не сразу. Он жил на поселении, куда в 1932 году к нему приехал сын Искандер.

После свидания с отцом, следователь ОГПУ обвинил Искандера, назвав «помощником шпиона», на что в ответ получил мощный удар кулаком, от которого в сознание пришел только через сутки. Тогда Тынышпаева-младшего приговорили к смертной казни, но затем заменили десятилетним сроком.

Позже Искандер рассказывал своим ученикам, что природная сила позволила ему выжить в условиях ГУЛАГа. Да и на свободе, он, бывало, демонстрировал свою богатырскую силу, вытаскивая из оврагов одним движением плеча машины съемочной группы или заваливал на спор известных силачей города. На восторги окружающих, он невозмутимо отвечал: «А, так это я на лесоповале закалился».

Творческий процесс

Свой первый художественный фильм под названием «Тахир и Зухра» Тынышпаев снял в Ташкенте после своего освобождения, в 1944 году. Кстати, туда он поехал по совету своего друга Романа Кармена, который вместе с письмом прислал ему деньги на дорогу до Ташкента. Роман не забыл, как они с Искандером в 1932 году вместе сняли фильм «Далеко на Востоке».

Любовь к кино у Тынышпаева зародилась еще в юности. Сопровождая отца во всех экспедициях, Искандер, за неимением недосягаемой кинокамеры, увлекся фотографией: пленка будущего основоположника казахстанской и советской операторской школы фиксировала разнообразие природы, лиц, обычаев.


В 1928 году он, обучаясь в техническом вузе в Ленинграде, перевелся в Москву в ГТК – Государственный техникум кинематографии, который через 2 года преобразовали в Государственный институт кинематографии, а в 1938 году – во ВГИК.

Будучи студентом И. Тынышпаев, как ассистент оператора в Алма-атинском отделении «Восток-Кино», участвовал в съемке фильма «Алма-Ата и ее окрестности» и при минимальном наборе технических средств самостоятельно снял три фильма: «Смычка Турксиба», «Боровое», «Каркаралинская потребкооперация». Тынышпаев всегда тепло вспоминал своего любимого учителя – гения операторского искусст ва, режиссера, профессора Ю.А. Желябужского, который прививал любознательному юноше тонкий вкус и чутье находить душу в снимаемом объекте.

Учитель постоянно повторял: «Молодые люди! Запомните! Ваша работа – не «лишь бы все было видно!». Кстати, сам Желябужский с 1919 года как оператор снимал Ленина, подписавшего в том же году Декрет о переходе фотографической и кинематографической промышленности в ведение Народного комиссариата по просвещению. За 5 лет после «Декрета о кино» была создана кинематография мирового значения, как идеология созидающего целенаправленного искусства.

Главной фигурой в начале XX века был не кинорежиссер, а кинооператор. Их в те времена называли «засъемщиками». Дефицит операторов пополнялся иностранными специалистами из Франции, Германии и других государств. Творчес ким процессом в создании фильмов в то время руководили операторы.

Мастер ловить мгновенья

Будучи узником лагерей, Тынышпаев являлся кинооператором в системе трудовых лагерей, работал фотографом газеты «Сталинская стройка». Ему разрешались фотосъемки на всех объектах строительства.

В своих воспоминаниях народная артистка СССР Бибигуль Тулегенова, восхищаясь своей фотографией, снятой фотомастером Тынышпаевым, сказала: «Как он умел находить в каждом человеке что-то особенное, прекрасно фиксировать на пленке! Это и есть талант, который превращает простого человека в личность!».

Фотогалерея Тынышпаева состоит из тысяч фотошедевров. Его фотоаппарат запечатлел таких легендарных личностей, как Дину Нурпеисову, Кенена Азербаева, Динмухамеда Кунаева и многихмногих других.

Творчеству Тынышпаева принадлежит целый ряд высокохудожественных игровых фильмов, среди которых «Мы из Семиречья», «Его время придет», «Дочь степей», «Однажды ночью», «Березы в степи», «Девушка Джигит».

Искандер Тынышпаев стоял у истоков создания студии «Казахтелефильм», где долгое время работал главным оператором. Им созданы десятки тысяч сюжетов для киножурналов «Советский Казахстан» и «Новости дня», а также документальные фильмы «У подножия Хан-Тенгри», «Табунщица», «Поет Ермек Серкебаев», «Я – Казахстан» и телефильм «Абай».

Почти 60 лет Искандер Тынышпаев посвятил своему любимому делу – кинематографу. Его дочь Елена Тынышпаева вспоминает: «В 75 лет папа снимал сложнопостановочную картину «Знай наших» о знаменитом Хаджи-Мукане. Работа над фильмом шла долго и напряженно. Вскоре у отца случился обширный инфаркт. Но и с искусственным сердцем – кардиостимулятором – папа прожил еще 11 лет».

Огонь Прометея казахстанского кино Искандера Тынышпаева не иссякает в душах благодарных почитателей его творчества. А его звезда не меркнет и должна была самой первой «засветиться» на Алее звезд казахстанского кино.

Сауле ДАВЛЕТБЕКОВА, автор проекта «Звезды не меркнут»