Как прогнозируется, представителей этой профессии будущего в скором времени не будет хватать. Дефицит ощущается уже сейчас. 

САМАЯ ВОСТРЕБОВАННАЯ – ПРОФЕССИЯ ЛЕТЧИКА

Достаточно вспомнить прошлогодние репортажи BBC о лесных пожарах в Калифорнии, когда службы спасения столкнулись с неожиданной проблемой. Как минимум, 20% из имеющихся самолетов-авиазаправщиков не поднялись в воздух вовсе не из-за технических проблем. В наличии не оказалось пилотов, которые могли бы ими управлять! На память приходят и заявления коммерческой авиакомпании «Emirates» о временной приостановке полетов на нескольких самолетах, в том числе из-за «проблем с графиками пилотов».

В начале текущего года председатель совета Международной организации гражданской авиации (ИКАО) Олумуива Бенард Алиу, выступая на Международном саммите по инвестициям в авиацию в Дубае, заявил, что, по прогнозам, к 2035 году объем перевозок авиапассажиров и авиагрузов вырастет более чем в два раза. В 2018 году авиакомпании всего мира совершили 38 миллионов рейсов и перевезли рекордное число пассажиров. Их услугами воспользовались 4,3 млрд человек. К тому же по воздуху было переправлено 58 млн тонн грузов.

Такое огромное количество авиарейсов по миру возможно только при наличии высококвалифицированного опытного персонала. Между тем в данной отрасли во всем мире трудится примерно 65 миллионов человек. Поэтому Олумуива Бенард Алиу еще год назад заявлял, что «страны, инвестирующие сейчас необходимые средства в национальную и международную инфраструктуру авиации и развитие новых технологий, получат в ближайшие десятилетия значительные выгоды в связи со стремительным развитием сети воздушного транспорта».

Понятно, что для каждого государства авиация крайне важна, так как благодаря ей становятся доступными международные рынки, появляются вожделенные рабочие места, растет туризм и расцветает торговля. Поэтому глава ИКАО настоятельно рекомендовал в первую очередь инвестировать в современную авиационную инфраструктуру, а также в обучение и подготовку следующего поколения специалистов.

С ПРИЦЕЛОМ НА БУДУЩЕЕ

Как выяснилось, в авиакомпании «Air Astana» процесс прогнозирования прекрасно налажен. Подготовкой своих будущих пилотов она озаботилась еще десять лет тому назад. В то время была разработана программа Ab-Initio, рассчитанная на подготовку пилотов с нулевого уровня.

Это значит, что отныне любой мальчишка, мечтавший в детстве водить самолеты, может претворить свою мечту в жизнь благодаря «Air Astana». Документы для участия в конкурсе по программе Ab-Initio может подать любой, абсолютно земной человек без специального образования. Главное – отлично владеть английским, иметь хорошие школьные знания по физике и математике и достаточно крепкое здоровье, чтобы пройти медицинскую комиссию.

– Если человек подходит по этим критериям и ему от 18 до 34 лет, то он может подать заявку на участие в программе. После этого его отправляют на учебу. И он с нуля проходит теоретическую и летную подготовку и выпускается уже с лицензией коммерческого пилота. По окончании кадет проходит дальнейшую подготовку в авиакомпании и начинает летать в качестве второго пилота, – разъяснил нам менеджер департамента по корпоративным коммуникациям авиакомпании «Air Astana» Тлек Абдрахимов. – В 2008 году наша авиакомпания впервые отправила кадетов по программе Ab-Initio на учебу в США. За все это время обучились 215 кадетов. Еще 31 человек учится. Закончившие обучение участники программы летают в авиакомпании.

При этом Тлек Абдрахимов привел примечательный факт: шесть человек из первой группы, которая была отправлена в США, сейчас летают в качестве командиров.

СПЕЦИАЛЬНЫЙ ПРЕСС-ТУР

Дабы показать на деле, что по программе Ab-Initio летчиком может стать любой казахстанец, «без блата и свата», авиакомпания «Air Astana» пригласила журналистов и блогеров в специальный пресс-тур в финский город Тампере. Именно там, в краю лесов и многочисленных озер, расположена международная летная школа «Рatria Pilot Training». Нас встретил вице-президент по продажам Микко Паронен (Mikko Paronen), который, подробно презентовав деятельность компании «Рatria Pilot Training», показал нам, как налажен сам процесс обучения. На данный момент в Тампере обучаются шестеро казахстанцев.

Юноши, прошедшие через конкурсное сито, обучаются в летной школе в Финляндии за счет авиакомпании «Air Astana». Сын военного летчика, Амир Аимбетов, мечтал о небе с детства. Отучившись в гражданской авиации полтора года, подал на программу Ab-Initio.

– С первого раза у меня не получилось. Осознав ошибки, подтянув английский, снова подал документы и прошел, – разъяснил он. – Мы уже прошли 20 часов теории, освоили в совершенстве симуляторы полетов. Компания «Air Astana» полностью оплачивает наше обучение, было бы жаль терять такую шикарную возможность. Поэтому мы учимся, учимся и учимся. И помним, что пилот не имеет права на ошибку.

Амир разъяснил нам, что по договору после возвращения они должны отработать пятнадцать лет в «Air Astana». За это время необходимо вернуть 75% от общей суммы, потраченной на обучение по программе Ab-Initio.

– Эта сумма фиксируется в тенге, на нее не начисляются проценты. Остальные 25% пропорционально за эти 15 лет сгорают. Также следует отметить, что если пилот отработал 15 лет в авиакомпании и вернул 75% долга, то 25% ему возвращается обратно. В итоге через пятнадцать лет пилот возвращает лишь 50% от стоимости обучения. Пилоты, которые не отработали 15 лет, пропорционально выплачивают остаток долга на момент их увольнения, – вступил в беседу Тлек Абдрахимов.

ПЕРВЫМ ДЕЛОМ САМОЛЕТЫ

Кадет Жандос Кусаин – из династии железнодорожников. Для того чтобы реализовать свою мечту, он бросил работу на стальной магистрали, чем вызвал гнев родителей.

– Я уехал, собравшись за один день, и устроился работать стюардом. Моему отцу это не понравилось, он сильно на меня обиделся. Как-то услышал о программе Abinitio авиакомпании «Air Astana», подал документы и сразу поступил, благо, знал в совершенстве английский после окончания казахско-турецкого лицея. Когда позвонил родителям с радостной новостью, мой отец растаял. И от былой обиды не осталось и следа, – вспоминает Жандос Кусаин.

И неожиданно признался: «Все 24 часа в сутки думаем об учебе. Даже о девушках некогда думать. Первым делом для нас – самолеты!»

Илья Сопегин из Кокшетау – выпускник Назарбаев Интеллектуальной школы (НИШ) – тоже сначала учился в Академии гражданской авиации. О программе Ab-initio ему подсказала сестра, стюардесса. И вот уже семь месяцев, как он у финнов учится летать.

– Авиакомпания «Air Astana» оплачивает 100% расходов за обучение. А также – визовые расходы, перелет, питание, проживание, медицинское страхование. Отличительная черта нашей программы – трудоустройство. Уверен, что при успешном окончании программы Ab-initio, стану вторым пилотом. Те, кто самостоятельно поступает в летную школу, сами оплачивают свое обучение и не имеют гарантий, что после окончания обучения они найдут работу. А нам вот очень повезло! – не скрывал своей радости перед участниками пресс-тура Илья.

В Академии гражданской авиации учился и Асылмурат Рамазан. Отучившись там 4 курса, поступил на программу Ab-initio.

– С февраля этого года уже 7 месяцев учусь здесь. Мне нравится подход к обучению, как они относятся к безопасности полетов, все организовано на высшем уровне. Уже налетал 80 часов. Ни капельки не жалею, что оставил учебу и поступил сюда, – говорит он.

Антон Пак также отмечает великолепную организацию учебного процесса в летной школе компании «Рatria Pilot Training»: «Здесь все заточено на безопасность полетов. Это задача номер один. Учебный процесс рассчитан и составлен таким образом, что за 17 месяцев ты выходишь отсюда уже готовым пилотом». Александру Азаранка всего 19 лет, но он уже налетал 85 часов. Сосредоточенный и серьезный юноша с волнением вспоминает свой первый полет.

– Первый самостоятельный по лет – неописуемое чувство. Становится так страшно, что забываешь все, чему тебя учили. Но я, вовремя вспомнив, что мечтал стать летчиком с 8 класса, собрал всю волю свою в кулак. В конце концов, я же – сын пилота! – эмоционально делится он.

И потом признался, что ему не хватает русской и казахской речи, что скучает по национальной кухне и казахстанскому менталитету: «Мясо здесь не такое, как у нас, здесь больше овощей и зерновых. Но это мелочи по сравнению с возможностью отучиться на пилота без затрат, которую мы расцениваем, как подарок судьбы». Изначально человек подает свои документы на программу Ab-Initio. Если все в порядке, его приглашают на тесты по английскому языку, SHL и COMPASS (специальный тест для пилотов – прим. ред.). Если человек успешно проходит все тесты, он направляется на финальный этап отбора (двухдневный). В первый день проверяются его способности на симуляторе, во второй – проводятся групповые игры и собеседование. По итогам финального этапа выносится решение – проходит кандидат или нет.

Как оказалось, только после этого оформляются документы, визы, и счастливый кадет отправляется на обучение в одну из трех зарубежных школ авиакомпании Air Astana: AFTA (Atlantic Flight Training Academy), город Корк (Ирландия); FTE (Flight Training Europe), город Херес (Испания) и Patria Pilot Training, город Тампере (Финляндия). Там он проходит обучение в течение полутора лет. Далее кадет возвращается обратно в Казахстан. Здесь его определяют на один из флотов, а их три: Boeing 757/767, Airbus A321/A320 и Embraer 190, и на регулярных пассажирских рейсах он летает пятьдесят секторов с инструктором, для того чтобы закрепить все практические знания. Сдав финальный line check, кадет становится полноценным вторым пилотом.

САУНА В КВАРТИРЕ

После мы, участники пресс-тура, организованного авиакомпанией «Air Astana», осмотрели квартиры, в которых проживают будущие казахстанские пилоты. У финнов все продумано до мелочей. В холле – специальное информационное табло. Нажав на кнопочки, можно узнать погоду, автобусные маршруты, расположение ближайших магазинов, занять электронную очередь в прачечную. Ну, а в самих квартирах встроены самые настоящие финские сауны. Так что, как говорится, живи и наслаждайся! Остается только с головой уйти в учебу и медленно, но верно идти к своей мечте. Претворить свою мечту в жизнь поможет сайт программы.

СТРАНА ТЫСЯЧИ ОЗЕР И ЛЕСОВ

Нам, журналистам и блогерам, инструкторы летной школы компании «Рatria Pilot Training» сделали поистине царский подарок, дав возможность полетать над Тампере на самом настоящем самолете Diamond DA40 NG, на котором учатся летать казахстанские орлята! Ощущения, я вам скажу, непередаваемые, даже с учетом пасмурной погоды. Но об этом я расскажу в специальных путевых заметках…