Большому кораблю – большое плавание

За три года госкорпорация запустила целую армаду «е -корабликов» в онлайн пространство и снизила количество бумажных.

Асемгуль Балташева
Асемгуль Балташева

Современный мир развивается стремительно и быстро. Сегодня не всегда можно предугадать, что будет в тренде даже через год. Казалось бы, особенно сложно реагировать на них неповоротливой государственной махине. Но этот миф опровергает одна из наиболее гибких и шагающих в ногу со временем организаций госсектора – Государственная корпорация «Правительство для граждан». Она, объединив в себе 4 республиканских предприятия, стала единым провайдером государственных услуг. Примечательно, что 8 апреля госкорпорация отметила свое 3-летие и в этот же день ее возглавила Асемгуль Балташева, которая до этого работала заместителем председателя правления. Поэтому разговор о том, как шло становление Правительства для граждан, с какими трудностями пришлось столкнуться и, какие новые направления ждут казахстанцев в сфере госуслуг в ближайшее время, как нельзя кстати. Ведь Асемгуль Балташева хоть и была назначена недавно, но человек в этой сфере далеко не новый.

 

УДАЧНЫЙ СОТЫЙ ШАГ

 

– Главный вопрос, который сейчас волнует и ваших сотрудников, и рядовых казахстанцев, будут ли какие-то кардинальные изменения в работе госкорпорации?

– Кардинальных изменений в ближайшее время не будет. Я работаю в сфере оказания госуслуг 8 лет, и практика показывает, что любые изменения должны быть продуманными, чтобы люди успевали к ним приспособиться, освоить новые способы получения госуслуг и т.д. Думаю, тот темп, который задан нашим Министерством цифрового развития, оборонной и аэрокосмической промышленности полностью удовлетворяет чаяниям граждан и требованиям времени.

– В апреле этого года госкорпорации исполнилось 3 года. Можно ли говорить о становлении ее как единой и монолитной структуры с четко обозначенным функционалом? С какими трудностями пришлось столкнуться, чтобы упрочнить статус и занять свое место под солнцем?

– Говоря о становлении госкорпорации «Правительство для граждан», нужно, прежде всего, говорить о кадрах. Ведь госкорпорация не создалась одномоментно из ниоткуда, это был процесс слияния четырех совершенно разных, хоть и в чем-то похожих между собой РГП: «Центр обслуживания населения», «Центр по недвижимости», «ГЦВП» и «НПЦЗЕМ». А это живые люди, профессионалы своего дела. За три года работники корпорации пережили четыре волны организационно-структурных и кадровых изменений. Конечно, не всегда это вызывало поддержку со стороны сотрудников, но именно благодаря всем этим процессам, госкорпорация стала той, какой является сейчас. Теперь Правительство для граждан – это единая монолитная организация, которая насчитывает почти 22 тысячи работников по всему Казахстану со своим мощным командным духом. И это, я думаю, многого стоит.

– А что вы считаете главным достижением госкорпорации за те три года, которые она существует?

– Безусловно, это достижение того уровня сервисов, которое позволило успешно пройти международный аудит. Я напомню, что согласно сотого шага «Плана Нации – 100 конкретных шагов» Первого Президента мало было просто создать госкорпорацию, которая станет единым провайдером госуслуг. Необходимо было также, чтобы ее деятельность соответствовала высоким международным стандартам менеджмента качества серии ISO 9000. Так вот, в прошлом году мы прошли серьезный аудит, который проводил ведущий международный орган по Сертификации ТОО «Интерсертифика-ТЮФ» совместно с «ТЮФ Тюринген» в Казахстане и получили подтверждающий документ, который признал оказываемые Правительством для граждан услуги соответствующими высоким международным стандартам. Таким образом, мы можем говорить о полном исполнении сотого шага «Плана Нации – 100 конкретных шагов».

ОГРОМНЫЙ ПЛАСТ РАБОТЫ

– Корпорация была создана, чтобы стать единым провайдером госуслуг и оказывать услуги по принципу «одного заявления». Расскажите, чем принцип «одного заявления» отличается от принципа «одного окна», по которому раньше работали ЦОНы?

– Принцип «одного окна» предусматривал предоставление госуслуг в одном месте и отсутствие необходимости обращения в разные госорганы. Он вызвал положительные отклики и показал свою действенность на определенном этапе. Но сейчас мы видим необходимость в еще более упрощенном варианте предоставления госуслуг, поэтому мы продумали проактивное и композитное оказание госуслуг, что стало следующим этапом развития сферы предоставления услуг гражданам.

Композитное оказание услуг представляет собой предоставление нескольких услуг по одному заявлению.

Так, 55 госуслуг оптимизированы в 21 композитную. Одной из самых тепло воспринятых гражданами композитных услуг стала услуга по назначению пенсионных выплат по возрасту, государственной базовой пенсионной выплаты и пенсионных выплат из ЕНПФ по одному заявлению. Уже не нужно как раньше несколько раз посещать ЦОН для того, чтобы каждый раз писать отдельное заявление по одной из этих услуг. Теперь для их получения пенсионеры посещают ЦОН только один раз.

Кроме того, мы первыми среди стран СНГ ввели проактивное оказание госуслуг, когда государство выступает не просто в роли услугодателя, но и сопровождает человека на протяжении всей его жизни. Например, теперь сразу после рождения ребенка, молодым родителям поступает сообщение на мобильный телефон с поздравлением и предложением воспользоваться сразу тремя государственными услугами. Не выходя из роддома, женщины могут подать заявление на получение свидетельства о рождении ребенка, подать заявку на социальные пособия, а также поставить ребенка в очередь в детский сад. Проактивным способом было выдано 69 тыс. документов на ребенка, а более 13 тыс. новоиспеченным мамам были назначены социальные выплаты.

– Но ведь госкорпорация это не только центры обслуживания населения. Расскажите подробнее о других сферах, в которых вы проводите работу?

– Многие так и думают, что Правительство для граждан – это ЦОНы, где люди получают традиционные адресные справки, справки об отсутствии или наличии судимости, недвижимости и т.д. Но это не так. Помимо ЦОНов у нас есть еще огромный пласт работы, который остается невидим простому обывателю. К примеру, это обследование колоссальных территорий земель. В прошлом году было проведено почвенных обследований на площади 7 млн га. На такую же площадь были составлены электронные карты. Это ежедневный труд тысяч работников соцблока по перерасчету пенсий и пособий. Это создание информационной системы «Единый государственный кадастр недвижимости», которая интегрирует в себе базы данных земельного кадастра и регистрации недвижимости.

И еще очень много вещей, работа над которыми проводится параллельно оказанию госуслуг во фронт-офисах, которых, кстати, 621 – это 82% от общего количества услуг имеющихся в Казахстане.

– Говоря об информационной системе «Единый государственный кадастр недвижимости» нельзя не задать вопрос, какой эффект мы от нее ожидаем и когда она заработает?

– Информсистема «ЕГКН» позволит хранить актуальные сведения о кадастре земли и недвижимости, вести учет объектов недвижимости в целях налогообложения, повысить достоверность и доверие к данным учета посредством использования технологии блокчейн и повысить позиции Казахстана в рейтинге Всемирного банка Doing Business. Согласно плану мероприятий по реализации Государственной программы «Цифровой Казахстан» мы должны реализовать ЕГКН к 2021 году. Думаю, пробную версию мы запустим к концу 2020 года.

ХОДИТЬ ЗА СПРАВКАМИ НЕ МОДНО

– На каком этапе развития находится сейчас сфера госуслуг? Какие тенденции прослеживаются в их получении? 

– В 2007 году создание ЦОНов и отмена посещения разных госорганов для получения справок были своеобразным рывком вперед для Казахстана. Это был прогресс для того времени, который действительно облегчил жизнь гражданам. Но сегодня просто функционирование ЦОНа как системы мало. Люди уже не хотят приходить в ЦОН и стоять в очереди даже пять-десять минут. В этих условиях мы опять-таки максимально облегчили получение госуслуг, оптимизировали их, автоматизировали, некоторые и вовсе исключили.

Вы только представьте, за три года госкорпорация оказала 95,5 миллионов госуслуг.

Львиная часть из них – электронные справки, которые граждане могут получать на портале электронного правительства, не посещая ЦОН и имея ЭЦП. Но мы пошли еще дальше и реализовали сервис по получению е-справок по одноразовому паролю, запустили телеграмм-бот, мобильное приложение mGov, чтобы у граждан не возникала необходимость даже в получении ЭЦП. И уже много продвинутых казахстанцев пользуются этими сервисами, потому что ходить в ЦОНы за простыми справками становится немодно, это отнимает время человека, которое он может потратить на более важные вещи.

Сейчас мы прикладываем много усилий на то, чтобы научить людей пользоваться порталом egov и новыми фишками в сфере цифровизации. Для этого в каждом областном центре и городах НурСултан, Алматы и Шымкент мы открыли цифровые ЦОНы, где граждане могут обучаться навыкам пользования порталом, а также произвели модернизацию фронт-офисов по принципу 60/40, где 60% – это зона самообслуживания, а 40% – получение госуслуг с помощью оператора ЦОН. В прошлом году в таких цифровых ЦОНах мы обучили более пяти тысяч человек. Также работники Правительства для граждан уже обучили более 3,5 тысяч тренеров акиматов, которые в свою очередь провели обучение навыкам пользования порталом egov.kz более 686 тысяч граждан.

– Процесс упрощения услуг коснулся как-то автовладельцев? Ведь мы знаем, что есть еще и спецЦОНы, которые оказывают услуги только по выдаче водительских прав и регистрации авто?

– Безусловно. На долю спецЦОНов приходится большая нагрузка. За три года в них оказано более 5 миллионов услуг. И работа в области упрощения выдачи услуг через спецЦОНы ведется постоянно. Во-первых, мы обеспечили спецЦОНами все областные центры Казахстана, сократили сроки предоставления услуг по регистрации транспортных средств через спецЦОН до 90 минут, упразднили сверку агрегатов для ранее зарегистрированных в РК автомобилей, вывели на дублирующие мониторы номера обычного спроса для того, чтобы граждане сами могли выбрать приглянувшийся им номер. То есть максимально все, что можно было сократить – мы сократили, упразднили, обеспечили полную прозрачность.

Ну и конечно, самый главный момент, с прошлого года перерегистрировать авто и заменить водительское удостоверение можно на портале электронного правительства egov.kz.

Услуга по замене водительских удостоверений на портале оказывается быстрее, чем в ЦОНе, обработка запроса длится не более часа. Регистрация авто длится чуть дольше, так как в этой операции участвуют два человека – продавец и покупатель. Сейчас совместно с Минфином мы прорабатываем возможность полного исключения требования по проверке и оплате налога, это также поможет существенно сократить время оказания госуслуги на портале. Кроме того, уже до конца апреля казахстанцам, заменившим водительское удостоверение на портале электронного правительства, не нужно будет ехать за готовыми правами в спецЦОН, они смогут заказать их на дом, как и технический паспорт и госномера на авто. Доставка будет осуществляться курьерами АО «Казпочта».

С момента запуска через портал egov.kz зарегистрировано около 8 тысяч единиц автотранспорта и заменено более 31 тысячи водительских удостоверений.

– Расскажите также о новом проекте – миграционном ЦОНе. Что это такое и почему возникла необходимость в его создании?

– Миграционные ЦОНы – это центры обслуживания иностранных граждан, которые приехали в Казахстан из других государств для работы. Специализация миграционного ЦОНа – выдача и продление разрешения на работу трудовым мигрантам. Всего за два часа иностранные граждане могут получить государственные услуги по принципу «одного окна». В прошлом остались хождения в разные инстанции, которые занимали до 5 дней. Здесь нерезидентам Казахстана предоставляют целый спектр услуг, а это: медицинский осмотр, дактилоскопия, оформление страхового полиса, присвоение ИИН и разрешение на работу. В этом же помещении работают все необходимые службы: медицинские работники, криминалист, кассы для оплаты госпошлин, страхование. И, конечно же, мы уже получили много положительных откликов практически со всех регионов, где функционируют миграционные ЦОНы, пока это 13 городов, но мы планируем продолжить открывать их и в этому году.

– В конце прошлого года вы заявили о старте проекта «биометрия» в Казахстане? Есть ли какие-то предварительные результаты и можем ли мы говорить о том, что в скором времени получение госуслуг по удостоверениям личности канет в лету?

– Основная цель пилотного проекта «биометрия» не вытеснить традиционное получение госуслуг, а опять-таки облегчить этот процесс, чтобы человеку не нужно было носить с собой удостоверение личности или ЭЦП, а можно было бы получить услуги только по отпечатку пальцев. Плюс здесь вопрос информ безопасности, никакое постороннее лицо не сможет использовать ваши документы для получения услуг за вас. Уже сегодня финансовый сектор Казахстана успешно использует биометрическую идентификацию при предоставлении услуг, в некоторые мобильные банковские приложения можно войти по отпечатку пальца. Конечно, для нас это новая ступень в уровне оказания услуг и понятно, что переход на нее не будет одномоментным. Сейчас пилот работает в трех городах – Нур-Султан, Алматы и Кызылорда и в биометрической базе данных зарегистрировано уже более 6 тысяч человек. Мы думаем, этот проект также получит большую поддержку общества и позволит сделать оказание услуг еще более простым и безопасным.