По словам начальника отдела по организации продажи проездных документов регионального филиала «Южный» Сулушаш Бекбасовой, входящей в состав мобильной группы, они ежедневно по несколько раз обходят вокзалы Алматы-1 и Алматы-2, а также по скользящему графику проверяют при посадке людей в пассажирские поезда документы и билеты.

– Мы каждый день выходим на проверку внезапно и стараемся охватить проверкой все поезда по очереди. К примеру, 29 июля этого года в ходе рейда, проведенного совместно с сотрудниками линейного отдела полиции на станции Алматы-2, привлекли к административной ответственности 6 лиц, незаконно занимавшихся скупкой и перепродажей билетов. 4 августа на станции Шымкент также был задержан перекупщик билетов. Я уже более 20 лет работаю в сфере пассажирских перевозок и хочу отметить, что обновленная система продаж билетов очень хорошо себя зарекомендовала. К тому же появился такой сервис, как «Лист ожидания», поэтому, думаю, со временем проблема перекупщиков сойдет на нет, – говорит Сулушаш Бекбасова.

Напомним, в АО «НК «ҚТЖ» с 1 июля работает обновленная система продаж электронных проездных документов, которая защищена от действий перекупщиков.

Функционал программы блокирует механизм «ловли мест», которым пользовались недобросовестные кассиры для того, чтобы продать места в поезде по завышенной цене.

«БРАТ, КУДА ЕДЕШЬ? БИЛЕТ НАДО?»

По мнению специалистов, спекулянты сейчас продают билеты, купленные за 45 дней, то есть когда еще не работала обновленная система продаж.

В свою очередь, Министерство индустрии и инфраструктурного развития Казахстана подготовило поправки в Административный кодекс, чтобы ужесточить ответственность за незаконную продажу билетов. Сейчас за спекуляцию можно привлечь лишь по статье 449 «Приставание в общественных местах». Штраф составляет всего 5 месячных расчетных показателей (МРП), а это – 12 625 тенге.

Кроме того, нужно помнить о том, что ответственность по факту поездки «без билета» или билета приобретенного у «перекупщиков» распространяется, в том числе и на пассажира (10-кратный размер к стоимости билета). В свою очередь, и сам национальный перевозчик активно ведет работу по решению имеющихся в железнодорожной отрасли проблем, принимает действенные меры по фактам, вызвавшим широкий общественный резонанс.

Если смотреть на динамику, то количество обращений связано, прежде всего, с объемом перевозок и вырастает во время так называемых пиковых моментов – в период летних отпусков и новогодних каникул.

К примеру, во время летних отпусков существенно возрастает поток пассажиров. Этим и пользуются перекупщики и «помогайки» на вокзалах, которые предлагают билеты желающим уехать гражданам, в то время как в свободном доступе билетов нет.

При этом страдают как граждане (покупают билет по завышенной цене), так и компании-перевозчики, так как часть билетов остается невыкупленной. Многие из нас наблюдали картину, когда свободных билетов в продаже нет, а поезда едут с пустыми местами.

Ранее спекулянты скупали в кассах билеты, а потом их в нужное время сдавали и оформляли на того человека, которого находили на вокзалах и кому нужен был билет. В одной кассе они билет сдавали, а во второй кассе по договоренности кассир ловил этот билет и переоформлял на нужного человека. Причем спекулянты могли вступать в сговор с любыми кассами. Многие уверены, что железнодорожные кассы принадлежат только АО «Пассажирские перевозки».

Но это далеко не так – только менее 5% касс принадлежат «Пассажирским перевозкам» (в РК 233 кассы – АО «Пассажирские перевозки» и более чем 4 500 частных билетных касс). Непроданные билеты спекулянты просто сдавали обратно в кассу, и поезда оставались незаполненными.

С обновленной системой продаж данная схема спекулянтов перестала работать.

НЕМНОГО ИСТОРИИ

История железнодорожных билетов берет начало с самых первых железных дорог. В разное время использовались бумажные квитанции, латунные жетоны, картонные карточки.

Так, на заре существования железнодорожного транспорта использовались бумажные квитанции. На эти квитанции кассир должен был наносить данные вручную. Сам билет существовал в трех экземплярах: один вручался пассажиру, другой – контролеру, третий сохранялся в кассе.

В 1832 году в Великобритании вместо бумажных билетов были введены восьмиугольные латунные билеты с выгравированным названием компании, станции назначения, а также серийным номером.

А 175 лет назад на английской железной дороге Ньюкасл – Карлайл появился первый железнодорожный билет таким, каким мы его знаем сегодня. Это было изобретение Томаса Эдмондсона.

Он не только выпустил первый железнодорожный билет из картона, но также прославился как изобретатель билетопечатающей машины и системы выдачи билетов пассажиру.

Вскоре билеты типа Эдмондсона начали применяться для обслуживания пассажиров на железных дорогах всего мира. Фирма, которую основал Томас Эдмондсон в Манчестере по производству билетопечатающих прессов, стала поставлять свою продукцию в самые разные уголки мира.