Что-то неладное творится в Актобе. Город практически лишился легких, его одолевают мусор, вредные выбросы и сбросы не только на окраинах, но и в центре. К хроническим недугам нынче добавился и нелогично алчный эксперимент с руслами рек.

Все эти проблемы выдвинули на первый план людей, доселе не засвеченных особыми регалиями, но неравнодушных к происходящему вокруг. Энтузиасты стали бить во все колокола, пока шум не достиг самого верха. И теперь экологическая ситуация в Актобе на контроле у Главы государства, свалки и испохабленные берега рек обошел недавно назначенный министр экологии, геологии и природных ресурсов Магзум Мирзагалиев.

Боль своей души защитники природы пытались изложить в ходе круглого стола, организованного Ассоциацией экологических организаций Казахстана для обсуждения концептуальных подходов и выработки мер по улучшению экологической ситуации в Актюбинской области.

Но на этом мероприятии энтузиастам достались дальние места, но они, невзирая на регламент, поделились своей точкой зрения. Тогда как некоторые завсегдатаи почетных мест не стали утомлять себя и покинули зал сразу после кофе-брейка.

ОЗЕЛЕНЕНИЕ НА ПЕРВЫЙ ПЛАН

Официальный диагноз сложившейся ситуации и пути выхода из нее изложил Жаксыгали Иманкулов, руководитель областного департамента экологии:

– Вопрос чистоты воздуха постепенно превращается в один из приоритетных. Фактические выбросы в атмосферу города по организованным источникам составляют 27 тысяч тонн, уровень пылегазоочистки – 88,2%. Ощутимо воздействие АЗФ, АРБЗ, стройиндустрии, всего в этом списке 25 предприятий. Основой для стабилизации может стать соглашение о снижении выбросов и сбросов в течение трех лет с акиматом области и крупными предприятиями региона. Велика нагрузка от неорганизованных источников. К примеру, суммарный выброс вредных веществ автотранспорта в год составляет 61 тысячу тонн. Многого можно добиться, газифицировав автотранспорт, развивая общественный транспорт, велосипедную и пешеходную зоны.

Совместно с управлением природных ресурсов и регулирования природопользования формируется проект комплексной программы экологического развития области, который обязательно будет представлен на обсуждение общественности области. В планах – инвентаризация зеленого фонда с установлением точных границ парков, скверов, бульваров, разработка перспективного плана озеленения города Актобе.

Ряд проблем выявила реализация гос¬программы «Информационный Казахстан-2020». Основными являются отсутствие нормативно-правовой базы по онлайн-мониторингу и подзаконных актов, обязывающих природопользователей устанавливать системы автоматизации.

ОБЩЕСТВЕННОСТИ ВЕСКОЕ СЛОВО

Первый заместитель прокурора области Куандык Рахметов отметил 12 проблем, связанных с экологией, они общеизвестны. В частности, решением маслихата области от 22 мая прошлого года утверждены целевые показатели качества окружающей среды на период с 2018 по 2025 годы.

Но одно из двух измеримых мероприятий касательно ликвидации неприятного запаха в Актобе не достигнуто. Планом предусматривалось использование на иловых площадках АО «Акбулак» кисломолочных бактерий для снижения выброса сероводорода почти на 172 тонны в год.

Но были проведены лишь опытные работы на одной из 28 карт иловых площадок, где через двадцать дней достигли определенного эффекта. Для продолжения работы нужно было более 80 миллионов тенге, но их не оказалось и мероприятие приостановлено.

– Экологические проблемы региона носят длительный характер, их решение зависит как от финансирования, так и от принятия решения на центральном уровне, считают в прокуратуре. Мы предметно занимаемся каждой из них. В частности, на стадии завершения анализ по подземным водам Кокжиде, по проекту захоронения бесхозяйных отходов Алгинского химзавода и очистных сооружений населенных пунктов области, – отметил прокурор.

Мониторинг СМИ и соцсетей показал недовольство населения вырубкой деревьев и кустарников при расчистке русел восьми рек Актобе, что происходило без учета краснокнижных пород деревьев, а также заключения экспертизы уполномоченного органа. В итоге незаконно вырублено более 600 деревьев, в том числе ольха клейкая. Ущерб превысил 7 миллионов тенге.

Также выявлены нарушения при проведении общественных слушаний по указанным проектам, отсутствовали разрешения на эмиссии в окружающую среду.

Причина нарушений в отсутствии надлежащего госконтроля со стороны заказчика работ, инспекции лесного хозяйства и животного мира, заказчика авторского и технического надзора. По итогам проверок виновные должностные лица привлечены к дисциплинарной ответственности. Органами досудебного расследования проводится семь досудебных производств.

– В социальных сетях проблемы освещались с точки зрения бездействия госорганов. В этой связи мы предлагаем вынесение на рассмотрение общественности значимых проектов в сфере экологической безопасности до их реализации и финансирования. Проведение общественных слушаний до выдачи заключения госэкспертизы по проектам предполагают действующие правила, но, к примеру, по расчистке русел рек слушания были проведены без участия заинтересованной общественности. В итоге многие вопросы, подлежащие рассмотрению, выпали из поля зрения и сейчас данный проект корректируется. В этой связи полагаем: все крупные мероприятия по обеспечению экологической безопасности в области необходимо пропускать именно по такой схеме – к обсуждению проектов привлекать общественные организации, авторитетных специалистов, экологов и просто неравнодушных активных граждан. Нововведение позволит выявить имеющиеся недостатки в планировании и проектировании и избежать негативного общественного резонанса, так как практика проведения общественных слушаний не показала свою эффективность. Одновременно хочу отметить: подход к совместной работе над проектами уполномоченного госоргана и общественности должен быть конструктивным. Дисбаланса в принятии решения не должно быть, – подчеркнул Куандык Рахметов.

ПРИНЦИП ПЕРВОПРИЧИНЫ

Директор представительства фонда имени Конрада Адэнаура в Казахстане Томас Хельм оказался в Актобе в третий раз. На этот раз он дал рекомендации касательно проблем с водой и мусором.

– Мы столкнулись с подобным явлением после объединения ФРГ и ГДР. В 1996 году законодательная база стала единой для двух стран. После чего правительство профинансировало 18 крупных проектов по строительству водоочистительных сооружений и модернизации угольных ТЭЦ. Успеха удалось достичь благодаря принципу первопричины, принципа виновного: тот, кто нанес экологический ущерб, тот и должен взять на себя ответственность устранить проблему, вне зависимости – предприятие это или обычный гражданин. Государство не может взвалить на себя решение проблемы, – отметил он.

В Германии любые отходы не могут быть сброшены без предварительного очищения или утилизации. В прошлом году казахстанцев пригласили в Ганновер, чтобы показать завод по переработке мусора. Сюда поступают ТБО из примерно пятисот тысяч домохозяйств.

Термообработка – это не сжигание, она позволяет обеспечить 55 тысяч домохозяйств электроэнергией, 11 процентов – это немного, но лучше, чем мусор валялся бы на территориях.

Иностранец обратил внимание, что тарифы на электроэнергию и вывоз мусора в Казахстане слишком дешевые, поэтому люди небрежны. На его взгляд, в обеспечении энергией нельзя во главу угла ставить доступность услуги потребителю. Не должны предприятия занижать тариф, в то же время и слишком зарабатывать на этом.

Цены должны регулироваться таким образом, чтобы они не только покрывали расходы, но и вырабатывали у людей осознание, что нужно быть экономнее. К примеру, 72 тенге за кубический метр воды или 104 тенге за вывоз мусора на человека в месяц – это очень мало.

НА ПЕРЕКРЕСТКЕ ГРАНИЦЫ СЗЗ

Руководитель областного департамента контроля качества и безопасности товаров и услуг Нурсулу Беркимбаева обратила внимание участников круглого стола на то, что определение причинно-следственной связи воздействия факторов среды обитания и заболеваемости не представляется возможным, так как отсутствуют нормативно-правовые акты в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

Также определить зависимость роста заболеваемости населения от воздействия загрязняющих веществ в атмосферном воздухе от промышленных объектов-загрязнителей невозможно без научных исследований, проводимых на основании утвержденной методики и с применением программного обеспечения с автоматизированной обработкой полученных данных.

Для контроля за состоянием воздушного бассейна области территориальными управлениями департамента регулярно ведется мониторинг атмосферного воздуха в 128 контрольных точках. Маршрутные посты организованы таким образом, что контроль не зависит от розы ветров.

Номенклатура исследований атмосферного воздуха составляет 34 наименования. В первом полугодии исследовано 3 936 проб атмосферного воздуха, установлено превышение предельно-допустимых концентраций загрязняющих веществ в 24 пробах.

– Мы ждем конкретных предложений для формирования комплексного плана по улучшению поверхностных вод, атмосферного воздуха, охраны земельных ресурсов, подземных вод и т. д. Мы готовы рассмотреть их, нам важно, чтобы ваши предложения были реализованы, – обратилась к общественникам председатель ассоциации экологических организаций Айгуль Соловьева.

Она поблагодарила актюбинцев за активную жизненную позицию и выразила надежду, что сплоченность позволит добиться ощутимого эффекта в решении накопившихся проблем в деле охраны окружающей среды.