Уникальную выставку ретро-автомобилей, некоторые из которых были выпущены еще в начале прошлого столетия, смогли лицезреть павлодарцы, передает корреспондент Liter.kz.

Участники ретро-ралли «Пекин-Париж» на сутки сделали остановку в областном центре Павлодарского Прииртышья. И впервые за всю историю этого международного престижного автопробега классика мирового автопрома была открыта для просмотра всем желающим. Раритетные машины, среди которых были даже с паровым двигателем и деревянными дисками, расположились на Центральной площади возле областного акимата.

Кстати, именно областные власти поддержали проведение мероприятия, обеспечив и охрану уникальных автомобилей, и в целом создав атмосферу праздника. Если бы не чиновничий интерес, скорей всего владельцы старинных «бентли», «порше», «фордов» и «мерседесов», по-тихому набрались бы сил в местных отелях и на утро снова выдвинулись в путь в сторону столицы Франции. Кстати, в большинстве случаев именно так все и происходит. И никогда еще за всю 112-летнюю историю ретро-ралли Пекин-Париж его участники не организовывали открытую выставку уникальных дорогих автомобилей.

Можно было сказать, что павлодарцы заложили эту традицию. Вот только после бесцеремонного поведения иных горожан вряд ли она вообще таковой станет. Конечно, далеко не все павлодарцы вели себя некультурно, большинство прислушивались к просьбам организаторов – не хвататься за ручки дверей, например, потому как машины все старые и соответственно, отношения к себе требуют трепетного.

Но, увы, встречались и такие, кто мог без зазрения совести сесть в салон чужого автомобиля (многие машины были без верха и без замков, которых в начале прошлого столетия не было на технике априори) или без спроса взять не принадлежавшие ему вещи – посмотреть вблизи. Надо ли говорить, что герцогов и лордов, то и дело встречающихся среди участников этого международного автопробега, такое поведение зрителей несколько смущало. Ну а на воспитанность и интеллигентность автоколлекционеры отвечали тем же. Они с радостью рассказывали о своем автомобильном увлечении, дорожных приключениях, без которых не обходится столь длинный путь.

В этом году маршрут ралли «Пекин-Париж», проходящий через 12 стран, составляет почти 15 тысяч километров. Стартовав 2 июня из столицы Китая, участники международного автопробега через монгольскую степь добрались до Алтая, затем, миновав Кузбасс, оказались в Новосибирске, откуда и приехали в Павлодар. Следующая остановка – Нур-Султан. Собственно говоря, именно столица Казахстана, динамично развивающаяся и разрастающаяся просто невероятными темпами, и стала тем решающим фактором, который предопределил казахстанский маршрут следования ретроавтоколонны.

- Когда к нам 3 года назад обратились через республиканскую федерацию британцы с просьбой помочь в составлении маршрута для следующего ралли «Пекин-Париж» (оно проводится раз в три года), мы буквально уговорили организаторов посмотреть столицу Казахстана, проложив дорогу таким образом, чтобы она проходила через Павлодарскую область, - рассказал председатель регионального представительства Федерации автомотоспорта Казахстана Сергей Шеломенцев.

Таким образом, впервые международный ретроавтопробег включил в себя территорию Павлодарской области.

Павлодарское Прииртышье встретило участников международного автопробега проливным дождем.

- Это стало для нас неприятным сюрпризом, - признался англичанин Джерад Браун, выступивший в роли одного из организаторов мероприятия со стороны Великобритании. - Многие наши экипажи – с открытым верхом, поэтому командам пришлось несладко. Хотя…все познается в сравнении. Например, в Монголии нам часто приходилось ночевать в палатках, предусмотрительно взятых с собой. Тогда как обычно мы каждый день делаем остановку в каком-нибудь новом городе и, соответственно, на ночь остаёмся в местных отелях.

Разговор о сюрпризах, но уже приятных продолжил владелец Sunbean Alpine 1954 года Дэвид (он путешествует вместе со своей супругой Джоанной, причем уже в четвертый раз). Автоколлекционера, чью машину пришлось ремонтировать в Павлодаре, очень порадовал уровень мастерства местных ремонтников, которым удалось в очень короткий срок поставить машину на ход.

Поломки по пути следования участников ралли – явление довольно таки частое, что, впрочем, и не удивительно, учитывая «пожилой возраст» техники. Да, участников пробега сопровождают свои механики, их в колонне восемь человек. Но порой владельцам старинных машин приходится чинить своих железных коней самостоятельно. В городах, где они останавливаются по пути, зачастую нет мастеров, способных «вдохнуть жизнь» в автомобили, ровесников самого ралли. И когда такие кудесники где-нибудь находятся – это просто чудо!

- В Павлодаре живут очень приветливые и гостеприимные люди, - делится своими впечатлениями от нового города Дэвид. – но особенно меня порадовало то, что среди них есть настоящие мастера и знатоки ретромашин. Благодаря им нам не пришлось, как однажды в Монголии, из-за поломки срезать маршрут и догонять остальных участников.

Да, ребятам из автоклуба «Фантом» пришлось ночь не поспать, чтобы вернуть в строй старинные машины. Но на славу отработав, они еще и на площадь пришли, полюбоваться другими участниками уникального пробега. Ведь не каждый день удается увидеть на ходу мотоцикл Motori Tricycle 1907 года выпуска за три миллиона евро или Elvis Firefly 1933 года выпуска, который его владелец – норвежец Алекс Васботтен приобрел десять лет назад за триста тысяч долларов.

Как уже можно было понять, чтобы быть фанатом старинных машин, нужно быть человеком совсем не бедным. Не удивительно, что участники ралли «Пекин – Париж», это в основном – миллионеры, руководители крупных международных компаний, вышедшие на пенсию, лорды и герцоги. За участие в пробеге каждый из них заплатил по 56 тысяч фунтов стерлингов (это около 20 миллионов тенге). Из Павлодара участники престижного ралли отправились в Нур-Султан.