Для продвижения нашей страны даже была создана национальная компания «Kazakh Tourism». И одним из перспективных туристических направлений в компании называют возрождение традиций кочевников. Это еще раз доказала завершившаяся на днях конная экспедиция «Киелі Қазақстан».

Организаторами экспедиции выступили Комитет индустрии туризма Министерства культуры и спорта РК, АО НК «Kazakh Tourism» и РОО «QazaqGeography». Цель экспедиции заключалась в разработке маршрутов для развития конного туризма, популяризации истории, культуры и быта Казахстана.

Экспедиция состояла из двух частей. В первой части девять всадников в сопровождении пяти машин выехали из г. Нур-Султана в сторону Баянаула. Тур прошел по Акмолинской, Карагандинской и Павлодарской областям, были посещены национальные парки Буйратау и Баянаул. Он проходил девять дней. 

Вторая часть экспедиции стартовала из Алматинской области, где 25 опытных наездников в течение 12 дней проехали 150 км на лошадях.

В состав экспедиции вошли, помимо опытных наездников, представители различных туроператоров, блогеры, журналисты, представители «Qazaqgeography»

Я не устаю повторять, что мы с вами занимаемся одним делом – мы несем информацию о людях, о Казахстане, мы больше преподносим ее как продукт. Потому что наша задача – сделать так, чтобы Казахстан «продавался» как туристическое направление, – сказал заместитель председателя правления АО НК «Kazakh Tourism» Тимур Дуйсенгалиев. – Поэтому уже почти за два года деятельности нашей компании, помимо главной задачи – задачи продвижения, насыщения информационного поля, позволяющего зарубежным гостям и казахстанцам самим лучше узнать свою страну, мы начали целую серию экспедиций, для того чтобы разработать наиболее популярные маршруты, которые сегодня есть в Казахстане.

Быстрорастущий тренд

Инициатором двух прошедших экспедиций стал известный казахстанский энтузиаст конного спорта и конных видов туризма Берик Акылбеков.

– Идея витала в воздухе, мы все время задавали себе вопрос, кто мы на региональном рынке? По сути, мы утратили позицию страны, которая может продавать турпродукт в формате этники, кочевого духа, конных видов. Потому что все зарубежные гости, как правило, считают, что к нам можно приехать на какие-то деловые форумы, а если дело касается этники, то лучше поехать в Монголию, Кыргызстан и так далее. Хотя страной Великой степи по праву считаемся мы, – сказал Дуйсенгалиев.

Как пояснил заместитель председателя национальной компании, интерес к конным видам туризма в мире растет. Сам конный туризм является частью эко-туризма, который становится в мире быстрорастущим трендом. Дуйсенгалиев отметил, что сам по себе конный туризм объединяет все в себе две, казалось бы, противоположные вещи. С одной стороны, это быт кочевника, а с другой – разновидность спорта. Возможность ощутить себя аристократом и кочевником в одном лице может стать хорошим маркетинговым ходом для продвижения конного туризма в Казахстане.

– За эти дни участники экспедиции собрали много разной и полезной информации – видеоматериалы, фотобанк. Думаю, нам удастся не просто разработать легенду маршрута, которая уже почти есть, но и построить эти два маршрута по стандартам, принятым в мире. Мы намерены не просто их продвигать, но и продавать. Надеюсь, что те туроператоры, что прошли с нами экспедицию, уже на следующий год хотя бы частично включат эти маршруты в свои туры. Девять дней – это все-таки экстрим для непривычного к такому виду туризма человека. Поэтому они будут разбиты на сегменты – двух-, трех- или даже однодневный. Наша цель по ходу следования этих маршрутов – создать сервисную необходимую инфраструктуру, а ее могут сделать местные жители. Это та основная задача, которую перед нами поставило Правительство, – с помощью туризма создавать рабочие места и возможность заработка за пределами больших городов, – добавил Тимур Дуйсенгалиев.

Подтверждая свои слова о растущем интересе к конному туризму, Дуйсенгалиев также отметил, что приехавшие на июльский концерт казахстанского певца Димаша иностранные туристы в первую очередь интересовались культурой кочевников.

В красивой упаковке

Подвел итоги прошедших экспедиций и руководитель конной экспедиции по Сарыарке и директор департамента научной и экспедиционной деятельности «QazaqGeography» Нуржан Алгашов.


Все прошло благополучно, девять дней мы были в пути, экспедиция состояла из двух частей – была конная часть и автомобильная, – рассказал Алгашов. – Автомобильная часть включала в себя техническую группу – врача, повара, блогеров. На отдельных участках на 1-2 дня к всадникам присоединялись любители, которые в первый раз катались на лошади. Прошли однодневный этап и журналисты. Это говорит о том, что в принципе любой физически здоровый человек может пройти 50 км на лошади за один день. С нами был представитель туристического оператора из Нур-Султана, они уже наметили три потенциальных маршрута. В экспедиции также принял участие гражданин США, он ездил на лошадях у себя дома, но мы думали, что девять дней он не продержится. Однако он проехал весь маршрут – когда мы выехали в степь и были вдали от цивилизации, он сказал, что нигде и никогда не испытывал такого чувства свободы, как в наших степях. Это говорит о том, что нам нужно красиво «упаковать» и продавать эти туристические маршруты.

Добавим, что экспедиция по Сарыарке проходила по следующему маршруту: г. Нур-Султан – археологический комплекс Карагайлы – Соколиные горы (ГНППБуйратау) – мавзолей Едиге би – п. Алгабас – Белодымовский кордон, Караагаш (ГНПП Буйратау) – п. Алькей Маргулана – п. Карабулак – п. Муса Шорманулы – мавзолей Бухар Жырау – п. Жанатилек – мавзолей Жаяу Муса – п. Баянаул – озеро Жасыбай, мавзолей Торайгырова, Коныр-Аулие (ГНППБая- наул) – г. Нур-Султан.

Вторая часть экспедиции по Алматинской области выглядела так: г. Алматы – заповедник-музей Иссык – Медвежий водопад – река Тургень – Чинтургеньские ельники – Кайракский водопад –

урочище Ой-Карагай – урочище Дон-Жайляу – плато Асы – Обсерватория Асы –– урочище Кара-Арча – перевал Кызылауыз – река Жинишке – плато Аманжол – река Чилик – озеро Кольсай 1 – озеро Кольсай 2 – река Кайынды – озеро Кайынды – г. Алматы.

Организаторы и участники ожидают, что итоги экспедиции внесут серьезный вклад в реализацию программы «Рухани жаңғыру», в рамках которой поставлена задача по использованию туристского потенциала культурно-географических объектов Казахстана. Также она может оказать содействие в реализации задач, обозначенных в статье «Семь граней Великой степи», где первой гранью Елбасы назвал всадническую культуру.