В последнее время часто говорят о канувших в Лету дворовых клубах и Дворцах школьников, о бесплатных секциях и кружках. Родители обеспокоены пустым времяпровождением своих чад, а подростки не знают, чем занять себя на досуге. Ведь, как известно, почитать книгу можно только в официальной обстановке – библиотеках, чтобы послушать музыку молодежь направляется в клубные заведения или концертные залы. Нет мест, где можно все это совместить за чашкой кофе и интеллектуально пообщаться. Осенью прошлого года для алматинской молодежи этот вопрос решился положительно.

И вот уже четыре месяца ребята, в том числе из малообеспеченных семей, приходят в молодежный центр, который был открыт в здании университета Нархоз.

Творческий центр WeArt для поддержки молодежи из социально уязвимых слоев населения был открыт при поддержке благотворительного Фонда Булата Утемуратова. Первичный грант был выделен в размере 21 миллиона тенге (Фонд Булата Утемуратова основан в 2014 году, миссия фонда – помогать Казахстану становиться лучшим местом для жизни людей сегодня и в будущем, содействуя развитию здравоохранения, образования и культуры – ред.).

Цель данного проекта – предоставить равные возможности для образования целеустремленной молодежи, оставшейся без попечения родителей или оказавшейся в сложном финансовом положении, и чтобы как можно больше выпускников детских домов смогли реа­лизовать свои таланты.

Пришел. Увидел. Остался

Возглавляют творческий центр креа­тивные молодые ребята с внушительным багажом знаний. К примеру, творческий куратор Айнур Калдыгулова имеет опыт работы в Управлении культуры города Алматы, где занималась творческими проектами, 10 лет проработала в СМИ и пиар, 2 года – в сфере образования. Психолог Гульшат Мухитдинова в социальной сфере работала 7 лет, занималась реализациями социальных проектов в Молодежной информационной службе Казахстана, проводила тренинги для молодежи по творчеству и координировала международные и республиканские проекты. Девушкам помогали Жамиля Балтагулова и Виталий Ли.

Из выделенных денег 14 миллионов тенге ушло на переоборудование бывшей студенческой столовой, которую ребята превратили в творческий хаб. Сделали реставрацию помещения, закупили оборудование, оплатили труд преподавателей. Несколько просторных помещений, большая библиотека, учебные залы, кафетерий и настоящая фотовидеостудия с компьютерами впечатляют своей неповторимостью.

Сначала проект задумывался как продюсерский, но ребята сделали его социальным.

Для молодых людей из уязвимых слоев населения города Алматы и ее окрестностей обучение будет бесплатным, для остальных – платным. Организаторы проекта уверены, что центр станет площадкой для творческих ребят, которые видят себя в креативной индустрии, в креативном предпринимательстве. По их мнению, здесь может возникнуть коллаборация с брендами.

Первый и единственный молодежный центр в Казахстане, который предоставляет пройти курсы по SMM, диджитал-маркетингу, копирайтингу, водеомонтажу и фотографии, на сегодняшний день выдал сертификаты по программе «Digital&Filmmfking» около 30 ребятам от 17 до 22 лет, которые научились делать хорошие фотографии, снимать ролики и использовать это все для продвижения в интернете. Программа расчитана на три месяца.

Студенты обучаются по программе «Digital&Filmmaking». Следующий этап – «Digital Marketing» – проходит в парт­нерстве с компанией «Dar ecosystem» и Семейно-психологическим центром «Кидо», которые предоставили свои бесплатные услуги. В планах у организаторов открыть курсы по кулинарному делу и промышленному дизайну. Преподавателями курса являются режиссеры «New York Film Academy» Диас Азимжанов и Жанель Сариева.

Для того, чтобы пройти в проект, требуется сдать документы и пройти собеседование. Организаторы проекта утверждают, что в центре не решают проблемы человека, а дают возможность решить их, что психологическая адаптация важнее, чем развитие технических навыков. На психологических тренингах разговаривают не с позиции «я – взрослый, ты – ребенок», а на равных. В конце первого этапа человек должен выйти на сцену и рассказать перед всеми свою историю. Не просто «я родился и живу», а историю о своей проблеме, что его волнует и тревожит.

Истории творческого центра WeArt – это истории о попытках детского суи­цида, а также истории ребят, вставших на правильный путь. Ребята здесь психологические проблемы решают с помощью театральных постановок. Сами поднимают волнующие их темы, через игру происходит восприятие своего негативного опыта. Здесь помогают пережить травму из прошлого и найти себя.

К концу первого этапа ребята должны подготовить проект по личному бренду, чтобы раскрепоститься, показать себя и свои способности. После сообщений в социальных сетях и презентации в Доме юношества на центр обрушился шквал заявок от подростков. Среди малообеспеченных отбирали тех, у кого есть мотивация и кто хочет учиться, уточняют организаторы проекта.

По их словам, у ребят из обеспеченных семей всегда есть возможность где-то выучиться, есть финансы для саморазвития. Что происходит с ребятами, которые не попали в эту обеспеченную среду?

– А с ними происходит весь тот кошмар, который мы видим в социальных сетях, в новостях. Всегда говорят: «Если вы не воспитываете молодежь, им зай­мется улица». Сейчас мы видим, что происходит на улице: суициды, драки, синтетические наркотики и кривая дорожка. Получив грант, мы ездили в детские дома, занимались рекрутингом. Презентовали проект и призывали ребят учиться, – поясняет куратор проекта.

Инициаторы проекта утверждают, что ребята нашли в центре самое ценное для любого человека – внимание. Они обучаются профессиональному коучингу, актерскому мастерству и ораторскому искусству. Такие центры добавят социальной ответственности, и подобные проекты должны реализовываться по всей стране, уверены они.

О роли проекта

О том, насколько удался проект, какие возникли сложности, действительно ли есть у подростков интерес, что подвигло молодых ребят открыть подобный центр, рассказала куратор проекта Айгуль Калдыгулова:

– Я начну с предыстории: в конце 2017 года ученые сделали большое исследование, которое называлось «Исследование поколения Z», где выя­вили, что ребята, родившиеся после 2000 года, заинтересованы развивать именно творческие кластеры. Мы представляем поколение Х, это люди родившиеся с 1963 по 1983 годы. Наша отличительная черта – умение рассчитывать только на себя. По-большому счету это люди одиночки, которые двигаются по карьере на протяжении долгих лет, придерживаясь одного направления. Люди поколения Y – это люди, которые родились с 1983 по 2003 годы. Основной их ориентир – это немедленный профессиональный рост, что считается и их недостатком. Однако этот недостаток можно частично оправдать стремлением к максимальной информирован­ности и профессионализму в нескольких областях сразу, т. к для этих людей непозволительно быть специалистами в чем-либо одном. В наше время говорили, что надо поступать на экономиста, финансиста, юриста, это приземленные профессии, т. е отправляли детей туда, где есть стабильность. А творческими профессиями в постсоветское время никто не интересовался, потому что это считалось неприбыльным, несерьезным, ненужным делом. Ребята, которые родились в 2000 годы – другие, там идет роботизация, диджитилизация. Сейчас финансистов, бухгалтеров заменяют компьютеры, человеческий фактор отметается. Даже когда говорим о нефтяных профессиях: мало кто туда пойдет, потому что видят, что перспективы нет. И остается творческий кластер. У нас многие понимают так: творческий человек – это бедный художник, сидящий на Арбате и рисующий картину. Это абсолютно не так. Сейчас к творчеству можно отнести гастрономию, кулинарию, хэнд мэйд вещи, дизайн, ремесло и даже архитектуру. Например, всемирно известная компания «Форбс» создавала конструкторскую мебель, и сейчас имеет по всему миру франшизу. После этих исследований мы твердо решили, что нужен такой творческий центр.


Рассказывая о проблемах, молодая девушка отмечает, что сейчас подростки более зрелые. Они уже в юном возрасте переживают за будущее, и это связано с активным использованием интернета:

– Они много информации черпают из сети и уже морально взрослые, хотя в душе все еще дети. Это противоречие может вызвать психологические проблемы и непонимание мира. Подростки сталкиваются с жестокостью своих сверстников, буллингом, давлением взрослого мира, который кричит: «Быстрее, выше, идеальнее!». У подростка появляется страх, что он в рамки не вписывается. Это одна из причин суи­цидов, не говоря уже о социальных проблемах. В их возрасте как раз всю энергию нужно направлять в творчество и созидание, изучение себя и мира. Сейчас очень много новостей о подростковом буллинге, но ведь нужно смотреть в корень проблемы. Он появляется, когда подростками никто не занимается, не помогает, и им негде реализовать себя.


Читайте также

Ребята, пришедшие в центр, получают огромную психологическую помощь. В первую очередь они изучают творчество, раскрывают свой потенциал, а вместе с ним изучают себя и свои возможности. Это повышает уверенность в своих силах, они начинают видеть перспективу в будущем. С ними работают психологи, помогают прожить агрессию через творчество, пережить обиды и направить их в мирное русло.

По словам Айнур, подростки открыты к восприятию информации, доверяют даже больше, чем взрослые.

– Мы, взрослые, думаем, что ребенок может не понимать вас – в этом и вся проблема. Они все понимают и переживают внутри, поэтому, когда даешь им полезную информацию, они ее с удовольствием слушают. А мы их слушаем. Ведь обычно у нас не принято выслушивать подростков и их мнение. Они делятся своим сокровенным – это вопрос доверия, они знают, что мы их не осудим. Часто видим, как взрослые сразу начинают осуждать, ругать, и подросток замыкается в себе. К нам приходят как парни, так и девушки, им всем нужна психологическая помощь и развитие творческого начала. Но в Казахстане недостаточно уделяется внимания проблемам подрастающего поколения. Если бы уделяли больше внимания, то не было бы такого большого количес­тва суицидов и буллинга: в 2017 году дети от 15 до 17 лет совершили около 100 суицидов. Причина – одиночество, невозможность найти людей, которые его понимают. В нашей стране проблемы решают, составляя различные государственные программы, но нам нужны такие центры, куда молодежь может приходить, почувствовать индивидуальную поддержку, – говорит Айгуль Калдыгулова.

О планах

В творческом центре, кроме преподавателей, психолога и куратора, есть менторы, которые отвечают за социальную адаптацию ребят. Они будут следить за выпускниками после окончания курса и помогут им найти интересную работу. Помимо вышеназванных занятий в центре проводятся различные мас­тер-классы. Некоторые преподаватели ведут занятия на платной основе, но многие изъявили желание преподавать бесплатно, понимая, что это очень нужный и важный проект.

– На самом деле, мы получили грант от фонда, сейчас, конечно, у нас все спрашивают: что будем делать дальше, когда закончатся деньги? Мы открыты к сотрудничеству с разными международными компаниями, с брендами, с программами с социальной ответственностью и просто с людьми, которые готовы поддержать нас. Мы занимаемся фортрейдингом, ищем неравнодушных людей, которые готовы заплатить за обу­чение, у нас есть свой банковский счет. Обращаемся в разные международные фонды, в казахстанские крупные нефтяные компании, просим поддержать нас, ищем инвесторов, – поясняет куратор проекта.

Последняя новинка творческого цент­ра – «Театр психодрамы». В нем играют не профессиональные актеры, а люди, которые хотят разгрузиться, снять стресс.

– Мы живем в мире, где постоянно что-то происходит. И у людей волей-неволей появляется стрессовая ситуация, которую надо разгружать. Они приходят в «Театр психодрамы» поиграть, оставить свои плохие эмоции. «Актеры» оставляют деньги не за театр, это благотворительный взнос в поддержку нашего проекта, – утверждает организатор проекта.

Здесь создают современные пьесы, взятые из жизни. Берут основу из Грибоедова, Островского, переделывают на современный лад. Приходят люди, которые неравнодушны к театру, и хотят финансово помочь.

– Это новый вид досуга: не обязательно проводить время в барах, в кинотеатрах. Можно провести время здесь и понимать, что, допустим, Алена из Шанырака может получить бесплатное обучение. Человек свою скрытую агрессию проживает здесь, направляет свою злость в творческое русло и выходит абсолютно спокойный, с отсутствием желания с кем-то поругаться, – говорит психолог Гульшат Мухитдинова.

Ребята узнают про центр через социальные сети, WhatsApp рассылки, родительские чаты. Есть ребята, которые занимаются благотворительностью – это Адель Смит, Оля Рябова, Анна Токишева.

Полученные навыки

Молодые девушки Айжан Максутова и Еркежан Бештаева, получившие обучение в центре WeArt, с радостью рассказали ЛИТЕРу, чему научились:

– С помощью центра я узнала себя глубже, занялась духовным развитием. Ты можешь в любое время прийти, и тебя здесь поддержат. Я изменилась на 180 градусов. Когда узнала о центре, думала: зачем он мне? Теперь, когда закончила, я стала совершенствоваться, идти вперед, не расстраиваться по пустякам. Я помню себя, когда пришла осенью – совсем потерянная девушка. Сейчас хожу на курсы наращивания ресниц. Также прошла курсы SMM, и теперь эти два полученных знания смогу использовать в жизни, – говорит Айжан Максутова.

– Центр дал возможность движения к новым вершинам, знаниям, возможность учиться, познавать и развиваться. Я испытала свои навыки по актерскому мастерству и ораторскому искусству, а также узнала основы медиа-продакшн, маркетинга и SMM. В первую очередь, приобрела бесценные ключевые навыки, которые я применяю по сей день в своей жизни. Моя копилка знаний пополнилась огромной информацией. Я благодарна этому центру, который стал вторым моим домом, куда я могу прий­ти в любой день, – говорит Еркежан Бештаева.

В Казахстане увеличилось количест­во безработных среди молодежи: 84 тысячи молодых ребят не могут трудоустроиться. По данным Комитета по статистике МНЭ РК, наибольшее количество приходится на город Алматы – 16,2 тысячи безработных. По мнению экспертов, это увеличивает рост преступности. Подростки, не видящие перспектив трудоустроиться и социально не адаптированные, встают на путь преступности. Одаренные дети в связи с финансовыми проблемами могут быть потерянными для общества, считают казахстанские эксперты.