Уважаемые участники конференции!

Сегодня, я вместе с вами хочу вспомнить, с чего мы начинали строить наш Независимый Казахстан.

Перестала существовать бывшая некогда великая держава, в составе которой был Казахстан.

Хотел бы напомнить вам, с чем в то время столкнулся я и Казахстан, 30 лет назад.

  Первое – это разваливающаяся экономика.

Драматический разрыв экономических связей, отсутствие координации в действиях новых независимых государств привели к жесточайшей экономической катастрофе.

Гиперинфляция, падение ВВП, устойчивый бюджетный дефицит, стремительное снижение доходов населения, рост массовой безработицы.

Все это являлось лишь частью проблем, которые необходимо было решать!

Я приведу вам всего несколько фактов и цифр, чтобы показать в какой критической ситуации оказался Казахстан в начале
1990-х годов.

Страна пережила резкий спад ВВП – на 61%!

Промышленный спад к 1994 году достиг 28%.

130 крупных казахстанских предприятий прекратили свою работу, оставшись без рынков сбыта, сырья и оборотных средств.

И это при том, что недавно союзный рынок потреблял до 90% нашей продукции.

В результате с 1991 по 1995 годы количество безработных достигло 2-х миллионов человек.

На фоне обесценивания денег и роста товарного дефицита шло развитие бартерных отношений.

Предприятия рассчитывались друг с другом не деньгами, а товаром.

Это только усугубило кризис.

Падение производства, задержки зарплат и пенсий имели самые тяжелые социальные последствия.

Цены росли на 50 процентов в месяц.

Годовая инфляция превысила 2000 %.

При этом по уровню жизни тогдашний Казахстан находился на 12-13 месте среди союзных республик.

Многие присутствующие здесь, думаю, хорошо помнят те времена, когда зарплату выдавали продукцией собственного производства.

Кроме того, регулярно возникали перебои с подачей электричества, тепла, газа.

Второе. Риск возникновения межэтнических конфликтов.

На территории 15 союзных республик, в 1989 году проживали представители более 100 этносов.

И мы хорошо помним, какую остроту принял национальный вопрос в конце 80-х начале – 90-х годов прошлого века.

В разных частях Союза вспыхнули межэтнические конфликты.

Вы помните, что происходило в Нагорном Карабахе, Тбилиси, Приднестровье, Прибалтике, Ферганской долине – там гибли люди.

И как, уже в начальный период независимости, разгорелась кровопролитная гражданская война в Таджикистане. 

Тогда, по оценкам многих экспертов, Казахстан стоял на пороге масштабных межэтнических конфликтов.

А вот готовых рецептов для решения вопросов не было ни у кого.

Третье. Напомню, что Казахстан стоял и на пороге демографической драмы.

Согласно переписи населения 1989 года, коренное население – казахи – составляли 39% или немногим более 6,5 миллионов человек.

Это было результатом переселения и депортации людей со всех концов страны на нашу землю.

Только 30% школ вели занятия на казахском языке.

Вы помните, здесь в Алматы была всего одна такая школа!

Тяжелейшая экономическая ситуация того периода вызвала масштабную эмиграцию населения из Казахстана.

Средняя продолжительность жизни в те годы уменьшилась на пять лет, резко упала рождаемость.

Все это привело к существенному сокращению численности населения на 10%.

Согласно переписи населения 1999 года в Казахстане проживало уже около 14 миллионов человек.

Четвертое. Технологическая отсталость.

Необходимо прямо сказать, что в начале нашего пути мы были одной из самых технологически отсталых республик.

Несмотря на солидные сырьевые ресурсы и промышленный сектор, Казахстан не владел собственным богатством.

Напомню, что 93% казахстанской промышленности находилось в подчинении у центральных ведомств, находившихся в Москве.

В 1991-1992 годах мы вернули в собственность промышленные объекты, расположенные на территории нашей страны.

Однако, мы осознали, что у нас нет опыта управления ими.

Более того, стремительный разрыв экономических связей между республиками привел к утере системы поставок сырья и сбыта продукции.

Пятое. Несбалансированность транспортных маршрутов.

Как известно, Казахстан – континентальная страна, занимающая очень выгодное транзитное расположение на Евразийском материке.

Но в советское время все наши транспортные маршруты были тотально подчинены одной цели – вывозу сырья при полном отсутствии альтернативных транспортных путей.

Мы находились в однобоко ориентированной транспортной системе, которая сдерживала экономическое развитие нашей республики.

Шестое. Экологические проблемы.

Каждый казахстанец знает, что такое Аральская экологическая катастрофа и Семипалатинский полигон.

Это – больное «наследие» Советского Союза, отголоски которого мы ощущаем до сих пор.

Все помнят, что Аральское море было четвертым в мире озером по величине с уникальной флорой и фауной.

 Непростительные ошибки при строительстве дамб для оросительных систем привели к его обмелению.

Трагедия Арала оказала губительное воздействие как на экосистему региона, так и на его социально-экономическое и демографическое состояние.

Произошло изменение климата.

Исчезло промысловое рыболовство, было потеряно более 60 тысяч рабочих мест.

Местное население стало страдать от различных заболеваний и уезжать из региона в поисках работы.

Особенно тяжелым было воздействие печально известного Семипалатинского полигона, являвшегося главной площадкой СССР для испытаний ядерного оружия.

Как вы знаете, за годы существования полигона было проведено 343 подземных и более 200 наземных и воздушных взрывов.

Безусловно, пагубное воздействие этих испытаний сказалось на здоровье людей и на состоянии экологической ситуации в регионе.

Я бы не хотел продолжать этот печальный список, но такова правда жизни. Такой была наша реальность.

Я видел все эти процессы вполне отчетливо.

Мой хозяйственный опыт помог мне ясно понимать ситуацию и открыто говорить о них на съездах народных депутатов СССР. 

Горбачев, Ельцин – самые авторитетные фигуры того времени в начале 1990-х годов предложили мне стать Премьер-Министром СССР.

До сих пор говорят о том, как бы пошло развитие в случае моего прихода на пост Главы Правительства Советского Союза.

Судить сложно и сейчас уже не продуктивно.

Мной тогда было принято самое важное решение в жизни.

Читайте также

С этого момента моей главной задачей стала судьба моего родного Казахстана!

В те годы я впервые задумался о важности стратегического мышления для политика.

В какую гавань вести свой корабль в этих сложных и непредсказуемых условиях?

Давайте просто и без патетики посмотрим, как мы решили все эти невероятно сложные вызовы, о которых я сказал выше, и верна ли была наша стратегия?

Первое. Нужно было переходить на рыночные рельсы и делать это немедленно.

Приходилось долгими месяцами работать с выдающимися экономистами, постигая секреты рыночной экономики.   

И мы буквально за короткое время разработали план действий и начали строить рыночную экономику.

Об этом немало сказано.

То, что мы сделали, было настоящим прорывом.

А вспомните, сколько критики было внутри страны, сколько я выслушал разных обвинений?

Но в результате наших усилий Казахстан превратился из отсталой периферии в наиболее успешное в экономическом плане государство, ставшее лидером развития на всем пространстве СНГ.

Как все вы знаете, за годы Независимости многократно вырос уровень жизни нашего народа.

За 30 лет мы достигли значительного прогресса в своём развитии.

ВВП Казахстана за годы независимости вырос с 11 миллиардов в 1993 году до 170,5 миллиардов долларов в настоящее время.

В то время как для всех остальных стран Центральной Азии, вместе взятых, этот показатель составляет около 109 миллиардов долларов.

Казахстан накопил более 86 миллиардов долларов международных резервов и активов, и этих средств достаточно для осуществления стабильной денежно-кредитной политики.

Мы привлекли более 300 миллиардов долларов прямых иностранных инвестиций.

Активно ведем цифровизацию и технологическое перевооружение промышленности.

На сегодня каждый второй проданный новый автомобиль сделан в Казахстане.   

В рейтинге Всемирного банка «Ведение бизнеса» наша страна сегодня занимает 28 место. 

Доля малого и среднего бизнеса в ВВП составляет 27%.

Благодаря экономическим успехам удалось обеспечить реальный рост благосостояния населения и побороть бедность в стране.

Если в начале 90-х годов более трети населения находилось за чертой бедности, то впоследствии этот показатель снизился до 4,6%.

Анализируя 30 лет экономического развития Казахстана, понимаешь какая масштабная работа была проделана.

Мы ставим перед собой амбициозную задачу – войти в тридцатку наиболее развитых стран мира. Уверен, что мы выполним эту цель!

Второе. Нам удалось сохранить в нашей стране мир и стабильность.

Мы построили уникальную модель межэтнического согласия, в основе которой принцип «единство в многообразии».

Созданная в 1995 году Ассамблея народа Казахстана, объединяя представителей 130 этносов, выступает принципиально новым институтом гражданского общества.

С 2007 года АНК имеет право делегировать 9 своих представителей в Мажилис Парламента страны. 

Сегодня наш опыт изучают во многих странах, а в некоторых создаются подобные структуры. 

Мы обеспечили межконфессиональный мир и согласие.

В Казахстане бок о бок живут, вместе учатся, трудятся, растят своих детей представители 46 конфессий.

Наша молодая столица стала международным духовным центром, где проводятся регулярные Съезды мировых и традиционных религий.

Читайте также

Үшінші. Біз демографиялық проблеманы шештік.

Қазақстан халқының саны 3,5 миллион адамға көбейді.

Енді, біз 18 миллионнан астық, ал қазақтар соның 70 процентке жуығын құрайды.

Кезінде шетелге кетуге мәжбүр болған
1 миллионнан астам қазақ Отанына оралды.

Еліміздегі орташа өмір сүру ұзақтығы 1991 жылғы 67 жастан 2018 жылы 73 жасқа дейін артты.

Бір адамға арналған тұрғын үй алаңы 1,5 есе – 14 шаршы метрден 22 шаршы метрге дейін өсті.

219 жаңа аурухана, 1200-ге жуық емхана мен амбулатория салынды.

1849 жаңа мектеп, 900-ге жуық балабақша ашылды.

«Болашақ» бағдарламасы бойынша шетелде 10 мыңнан астам маман дайындадық. 

Біз ана тілімізді сақтап қана қоймай, оны Қазақстанда ғылым мен білім саласының негізгі тіліне айналдыру үшін барлық жағдайды жасадық.

Бүгінде мектептердің 70 проценті қазақ тілінде білім береді. 

Мемлекеттік тілде оқитын студенттердің үлесі – 64,5, орыс тілінде – 31, ағылшын тілінде – 4,5 процентті құрайды.

Бұл мәселелердің бәрін ешқандай қысымсыз, нақты әрі дұрыс шаралар арқылы шештік. 

Біз еліміздің тарихында тұңғыш рет маңызды ұлттық мәселе – «Рухани жаңғыру» бағдарламасын жүзеге асыруды бастадық. 

Әлемдегі үздік оқулықтар мен кітаптарды шетел тілдерінен тікелей қазақ тіліне аударудың маңызы зор. 

Қазіргі таңда 48 оқулық аударылды.

Төртінші. Біз қоршаған ортаны қорғау үшін теңдессіз шаралар қабылдадық.

Менің ең алғашқы қабылдаған шешімдерімнің бірі – Семей ядролық полигонын жабу туралы.

Біз орасан зор экологиялық апатқа ұшыратқан осы ядролық сынақ полигонын  жабу үшін ауқымды жұмыстар атқардық. 

Мұны Кеңес Одағы әскери-өнеркәсіптік кешенінің үзілді-кесілді қарсылығына қарамастан іске асырдық.

Біз Арал теңізінің солтүстік бөлігін құтқару үшін нақты шаралар қабылдадық.

Аралды құтқару халықаралық қорының белсенді атсалысуымен Арал теңізінің бассейнін дамытуға бағытталған үш бағдарлама жүзеге асырылды.

Соның арқасында Аралдың төңірегіндегі халықтың тұрмысы жақсарды.

Жергілікті тұрғындар осы өңірден көшіп кетпей, тұрақтап қала бастады.   

Біз мұнда балық шаруашылығын қалпына келтіре алдық.

Бүгінде Еуропа одағына жыл сайын экспортқа шығарылатын балық көлемі 8 мың тоннадан асты.  

 Пятое. В настоящий период мы решили все ключевые транспортно-логистические задачи.

Близится к завершению реализация программы «Нұрлы жол».

За это время мы построили и реконструировали 12,5 тысяч километров автодорог.

Это автобаны, о которых мы даже и не мечтали.

Также построили 2,5 тысячи километров железных дорог.

Обновили все аэропорты Казахстана, построили два современных морских порта на Каспийском море.

Программа дает огромный мультипликативный эффект.

Растет запрос на строительные материалы.

Вдоль автомагистралей выстраивается соответствующая инфраструктура.

Создаются дополнительные рабочие места.

В этом году планируется создать 54 тысячи рабочих мест.

Сопряжение программы «Нұрлы жол» с инициативой «Один пояс, один путь» позволило укрепить транзитный потенциал Казахстана как доходный сектор экономики.

Теперь доставка грузов в Европу из Китая через Казахстан и обратно занимает в 4 раза меньше времени, чем доставка морским путем.

Доходы от транзита в 2018 году составили 1,5 миллиарда долларов, и это не предел. Будет 5 миллиардов.

Скажите, ну разве могли мы 30 лет назад предположить, что у нас будет прямой выход на рынки Европы и Азиатско-Тихоокеанского региона?

А сегодня мы имеем прямой выход на европейские страны и Атлантический океан – с одной стороны.

И с другой – сухой порт Хоргос на казахстанско-китайской границе, напрямую связанный с казахстанским логистическим терминалом Ляньюньган в Тихом океане.

Железные дороги, проложенные через Туркменистан, Иран, позволили нам выйти в Персидский залив и Индийский океан. 

Благодаря нашей стратегии Казахстан стал главными воротами и ключевым транзитным звеном в континентальной торговле на пространстве Евразии.

Шестое. Наша страна добилась признания и обладает огромным авторитетом на международной арене.

Впервые в нашей истории мы обрели международно признанные государственные границы.

На фоне глобальной геостратегической неопределенности это стало одним из ключевых достижений Казахстана.     

Мы последовательно выстраивали пояс добрососедства и сотрудничества, инициировав создание СВМДА, ШОС и ЕАЭС.

Наша столица в 2010 году принимала единственный в XXI веке саммит ОБСЕ.

Мы первые из стран СНГ провели специализированную Всемирную выставку – ЭКСПО-2017.

Мы сами построили новую прекрасную столицу, о чем вообще не могли мечтать 30 лет назад!

Полное заявление читайте тут

Источник: Официальный сайт Ак Орды