Они задают новые подходы, изучают международный опыт в различных разработках, способных улучшить биосферу и присоединились к инициативе «Чистый воздух городам», призванной кардинально снизить эмиссию выхлопных газов автомобилей, улучшить качество воздуха городов. И это первый подобный опыт в мировой практике. Подробнее об этом из уст первого вице-президента Национальной инженерной академии, академика, почетного нефтяника СССР Надира Надирова, передает Liter.kz

ШАНС ДЛЯ МЕГАПОЛИСА

– Надир Каримович, узнав от вас про инициативу «Чистый воздух городам», очень обрадовалась. Для алматинцев такая новость сродни бальзаму на душу. Ведь воздух города Алматы сильно загрязнен и это секрет полишинеля. Насколько такая экология пагубно влияет на здоровье жителей и гостей города?

– В стране, по степени загрязненности воздуха, город Алматы занимает первое место. Неблагоприятная экология, буквально, отравляет жизнь людей, живущих и работающих в мегаполисе. Главным поставщиком отравляющих веществ в атмосферу города является автотранспорт. По последним данным, 80 тыс. тонн ежегодно (65% от общего объема загрязнения) вредных выбросов осуществляется автомобилями. По данным акимата, в городе официально зарегистрировано порядка 500 тысяч автотранспортных средств и еще ежедневно в него въезжает 200-250 тысяч из пригородов. Вторым по значимости загрязнителем является ТЭЦ-2, работающая на угле.

Еще в 1983 году в соавторстве с В.М. Низовкиным, я опубликовал в докладах Академии наук СССР статью «Термокомбинация углеводородных систем». То есть нами впервые было установлено, что рекомбинированные, активированные углеводородные топлива сгорают полностью, при этом их экономия составляет 25–30%, и почти исключаются вредоносные выбросы в биосферу.

Мы, ученые Национальной инженерной академии РК, на протяжении многих лет занимаемся этой проблематикой. В 2005 г. мы сделали научное открытие «Явление рекомбинации (активации) систем углеводородных топлив».

Нашим партнером, американской компанией «Galex Energy Corporation» (г. Хьюстон), разработаны и подготовлены к широкому внедрению удобные, компактные универсальные активаторы SALF, рекомбинирующие все виды углеводородных топлив от сжиженного газа до мазута. Проще говоря, создана реальная возможность для организации масштабного внедрения этих устройств. Впервые в мировой практике у нас в Казахстане появился шанс для радикальной экономии топлива и очистки атмосферы города! Сегодня мы с экологической инициативой «Чистый воздух городам» готовы предложить первоочередные мероприятия по экономии топлива, снижающие загрязнения воздуха от эмиссии выхлопных газов. Мы убеждены, что население города Алматы с удовлетворением воспримет это очень своевременное начинание.

– Расскажите вкратце суть данной инициативы.

– В настоящее время, при поддержке руководства города, мы намерены испытать в реальных условиях устройства SALF, устанавливаемые в топливной системе двигателей внутреннего сгорания. Они сокращают расход топлива порядка на 30%, при этом сгорают все тяжелые фракции топлива, которые в другом случае являются главными загрязнителями воздуха. Для начала, устройства SALF должны быть установлены на трех-четырех автомобилях с фиксированным расходом топлива, например, на междугородних автобусах, работающих на постоянных маршрутах. В течение двух–четырех недель необходимо отслеживать расход топлива и замерять эмиссию, сравнивая их с базовыми значениями. Полученная статистика позволит выдать достоверный и обоснованный прогноз эффективности сокращения расхода топлив и вредных выбросов, а также экономической эффективности при широком внедрении устройств в масштабах города и страны в целом, обосновать дальнейшие шаги в продвижении инициативы.

СПАСЕНИЕ – В ЖИДКИХ МОТОРНЫХ ТОПЛИВАХ

– Насколько я знаю, в Национальной инженерной академии РК разработаны и другие технологии, которые также связаны с проблемами экономии топлива и экологии города. Какие из них вы бы отметили?

– Мы работаем по многим направлениям, но вопрос очищения атмосферы и экономии топлива при помощи устройства SALF является для нас первоочередным, поскольку он может быть эффективно решен достаточно быстро, и значительно очистить воздух города. Одним из весьма важных направлений является переход на жидкие моторные топлива.

Нынешний аким города Бакытжан Сагинтаев, еще будучи премьер-министром РК, утвердил Постановление № 797 от 29.11.2018 года «По расширению использования природного газа в качестве моторного топлива на 2019- 2022 годы». Теперь в больших городах начали создавать автомобильные газонаполнительные компрессорные станции (АГНКС), которые производят только компримированный природный газ (КПГ - сжатый метан). Использование сжатого метана в качестве газомоторного топлива (ГМТ) выгодно для больших автобусов и неэффективно для легковых автомобилей из-за необходимости иметь топливные баки большого веса и объема.

Таким образом, производство КПГ на АГНКС становится нерентабельным.

Мы предлагаем для повышения эффективной работы АГНКС применять дополнительные установки, которые будут вырабатывать помимо КПГ, СПГ, и сжиженный пропан – бутановую фракцию (СУГ) для газомоторного топлива. Тогда можно будет заправлять все типы автомобилей.

Российским предприятием ООО «НТФ» (г. Санкт-Петербург) и нашим ТОО «НТФ Инжиниринг» (г. Актобе) впервые в мире созданы эффективные модульные комплексы производства сжиженного газа, которые можно устанавливать как на АГНКС, так и на магистральных газопроводах, где есть необходимость. Окупаемость – меньше года.

Следовательно, совмещенный способ получения трех видов газомоторного топлива (КПГ, СПГ, СУГ), проводимый на каждой АГНКС, да еще с применением вышеуказанных активаторов, обеспечит им круглосуточную загрузку, сделает их рентабельными и обеспечит заправку всех видов транспорта.

Внедрение предлагаемой схемы производства трех видов газомоторного топлива (ГМТ) позволит значительно экономить топливо, обеспечит экологическую безопасность и повысит рейтинг южной столицы, вообще всех крупных городов.

– Бакытжан Сагинтаев в первую очередь ознакомился с Алматинском ТЭЦ-2. Это, наверное, тоже неслучайно?

– Кроме автотранспорта одним из источников загрязнения атмосферы города является ТЭЦ-2. Она была построена, кажется, в 1974 г., по известным мне данным, она ежедневно сжигает 3 тыс. тонн угля, в месяц – 190 тыс. тонн, в год – 2 млн. 300 тыс. тонн угля. Эти цифры позволяют представить, как ТЭЦ-2 отравляет атмосферу города.

Компания «Geliodor GP», директором которой является наш академический советник Ш. Е. Аракелян и китайская компания POWERCHINA с мировым опытом и большими финансовыми возможностями имеют конкретные предложения по реконструкции ТЭЦ-2.

Как известно, в настоящее время рассматриваются три варианта модернизации ТЭЦ-2 в Алматы.

Первый, самый капиталоемкий вариант предусматривает строительство новой станции на газе; второй – расширение ТЭЦ-2 со строительством парогазотурбинных установок с сохранением угольной части в отопительном периоде; третий – реконструкция существующих энергетических котлоагрегатов № 1-8 с заменой газоочистного оборудования. Компания POWERCHINA SEPCO1 предлагает построить новую ТЭЦ-2 на газе по первому варианту. Более того, китайское предприятие готово привлечь заем по финансированию, осуществить проектирование и строительство ТЭЦ.