Совещание прошло под председательством первого заместителя председателя правления компании Каната Альмагамбетова и объединило крупнейших грузоотправителей зерна, аграриев, перевозчиков и владельцев элеваторов.

Так, в преддверии сбора нового урожая все участники процесса обсудили, как не допустить сбоев или задержек в погрузках. Национальный перевозчик объявил о расширении сервиса для обеспечения бесперебойных поставок зерна.

Всего в 2019 году планируется перевезти порядка 10 млн тонн зерна и 1,8 млн тонн продуктов перемола.

– Чтобы осенью, в пик перевозок, не допустить сбоев в работе, нужно уже сегодня согласовать действия. Накануне аналогичные встречи состоялись и в регионах страны. Это Акмолинская, Костанайская, Северо-Казахстанская, Туркестанская области. Мы проводим большую работу для того, чтобы обеспечить бесперебойную доставку сельхозпродукции, развивать для клиентов новые сервисы и услуги. АО «НК «ҚТЖ» установило понижающие коэффициенты на перевозку зерна и продуктов перемола в контейнерах. С 1 сентября будут формироваться зерновые маршруты на Таджикистан, Узбекистан и другие направления. Это позволит ускорить срок доставки груза и в два раза сократить оборот вагонов, – сообщил первый заместитель председателя правления АО «НК «Қазақстан темір жолы» Канат Альмагамбетов.

Только за первое полугодие текущего года погружено 5,4 миллиона тонн зерна, что на 2% выше аналогичного показателя прошлого года. Экспорт зерна вырос на 5% к уровню минувшего года и составил 4,2 миллиона тонн. Поставки осуществляются в основном в страны Центральной Азии (50%), по европейским направлениям (25%). Наибольшее количество мукомольной продукции отправлено в Афганистан (63%) и страны Центральной Азии (35%).

На совещании отмечалось, что вывезти новый урожай имеющимся парком зерновозов, крытых вагонов возможно при соблюдении норм оборота подвижного состава. Так, исполнительный директор АО «КТЖ-Грузовые перевозки» Нуржан Кельбуганов призвал грузоотправителей обеспечить качественное планирование перевозок, принять меры, направленные на сокращение простоев вагонов.

– В АО «КТЖ-Грузовые перевозки» действуют сall-центры по предоставлению справочной информации, консультаций специалистов и ответов на вопросы, касающиеся услуг по транспортировке грузов, – отметил он.

Также спикер выделил ряд проблем, которые необходимо решить до периода массовой погрузки зерна. К примеру, отсутствие вагонных весов, собственных мотовозов на элеваторах по подаче, уборке, перевеске, дозировке вагонов приводит к увеличению сроков нахождения вагонов под погрузкой.

Кроме того, среди проблем обозначено отсутствие среднесрочного планирования (до 90% объема зерна и муки заявляется внеплановой перевозкой), а также неравномерность погрузки в течение месяца (в 1-й декаде – до 100 вагонов, во 2-3 декадах – до 1 200 вагонов) и года (за 4 месяца – с сентября по декабрь железнодорожным транспортом перевозится до 50% годового объема зерна и муки).

– Массовое одномоментное предъявление зерна к перевозке без учета технических возможностей инфраструктуры и планирования перевозок имеющимся подвижным составом приводит к негативным последствиям, к простою вагонов, – заметил Нуржан Кельбуганов.

Канат Альмагамбетов же отметил, что со своей стороны национальный перевозчик готов к диалогу и рассмотрению предложений по оперативному решению вопросов организации перевозки грузов и призывает всех участников перевозочного процесса к эффективному использованию подвижного состава и качественному планированию перевозки. При выполнении нормативных оборотов вагонов существующего казахстанского парка будет достаточно для обеспечения погрузки до 1,1 млн тонн зерна в месяц.

В свою очередь, директор департамента Продовольственной контрактной корпорации Рустам Жанатаев отметил, что руководство ҚТЖ взяло на контроль все вопросы.

– ҚТЖ работает над обеспечением бесперебойных перевозок зерна. Компания предоставляет скидки в летний период. Для нас это очень важно. К примеру, летом 2018 года мы очень большие объемы отгрузили, и сейчас мы перевозим объемы зерна именно летом, в так называемый период затишья. И льготные тарифы нас очень радуют, – отметил он.


В ходе совещания грузоотправителям рекомендовано совместно с АО «КТЖ-Грузовые перевозки» принять меры, направленные на сокращение простоев вагонов. Железнодорожники призвали обеспечить качественное планирование перевозок.

– Такие встречи всех представителей перевозочного процесса нужно проводить регулярно, мы можем открыто говорить о своих проблемах и решать их тут же, – сказал представитель экспедиторской компании Дамир Шаяхметов.

Отметим, в прошлом году национальный перевозчик с перевозкой зерна справился отлично, увеличив погрузку зерна за 2018 год на 35%, муки – на 3%.Отметим, в прошлом году национальный перевозчик с перевозкой зерна справился отлично, увеличив погрузку зерна за 2018 год на 35%, муки – на 3%.