Ни одна страна не может сегодня обойтись без автомобилей, будь то легковые или грузовые, специализированные, а значит, без продуктов машиностроения. Более того, развитость этого сектора является показателем экономики.

К примеру, по словам главы Союза машиностроителей и депутата Мажилиса Парламента Мейрама Пшембаева, в таких странах, как Германия, эта отрасль занимает до 40% от общей доли промышленности, в России – 27%.

– У нас, к сожалению, машиностроение еще до такого уровня не дошло, но в последние годы оно динамично развивается: сокращается импорт и растет количество предприятий. Самое главное, что есть спрос как внутри страны, так и за ее пределами, – сказал он.

Между тем для решения системных вопросов, выявления и реализации резервов по развитию отрасли Союзом машиностроителей и профильным Министерством разработана Дорожная карта.

– Этот документ принят для обеспечения дальнейшего роста объемов машиностроительной продукции, снижения импортозависимости и увеличения производства продукции на экспорт. Он основан на трех китах. Первое – это принятие закона «О промышленной политике». Второе – создание Фонда развития промышленности Казахстана при Министерстве индустрии и инфраструктурного развития РК. Третье – принятие налоговых преференций для предприятий с целью модернизации существующих мощностей, а также наращивание дальнейшего потенциала предприятия, – перечислил глава Союза.

Что касается закона, то аналогичные законы приняты в Великобритании, Италии, США и России. Его принятие позволит централизованно, сбалансированно проводить промышленную политику в стране. Также в нем собираются аккумулировать многочисленные меры поддержки.

– У нас их очень много, но они разбросаны во многих законах и подзаконных актах. Необходимо, чтобы любой предприниматель мог открыть документ и прочитать, какие меры поддержки он может получить, какие обязанности и права у него есть, – добавил Пшембаев.

Образование Фонда развития промышленности, на его взгляд, откроет доступ бизнесу к длинным и дешевым деньгам для развития капиталоемких производств в машиностроении. Фонд будет финансировать проекты обрабатывающего сектора промышленности, в том числе машиностроения под 1-4%.

Для налоговых преференций будут предусматривать «обнуление» ставки НДС. Но это, правда, при условии, если бизнес берет встречные обязательства в модернизации своего предприятия, внедрении инновационных технологий и производит экспортоориентированый продукт.

В свою очередь вице-министр индустрии и инфраструктурного развития РК Аманияз Ержанов проинформировал, что всего картой предусмотрено 57 мероприятий, распределенных по 11 направлениям. От ее реализации ожидается рост объема производства, производительности труда и увеличение объема экспорта.

Замглавы ведомства также рассказал о текущих трендах в отрасли. В частности, сегодня казахстанские предприятия стремительно присоединяются к процессу создания высокотехнологичной продукции, используя в своем производстве современные технологии и оборудование.

Наиболее стабильной динамикой производства и его более углубленной локализацией отличается электротехническое машиностроение. В секторе сельхозмашиностроения за счет освобождения от уплаты НДС при реализации продукции наблюдается рост производства. Начало активно развиваться железнодорожное и горнорудное машиностроение. Наблюдается значительный потенциал для развития нефтегазового машиностроения за счет импортозамещения широкой номенклатуры машиностроительной продукции.

– В целом по отрасли машиностроения имеется высокий потенциал развития нашей экономики, – подытожил Аманияз Ержанов.