Западные дорожные ворота Казахстана, как сапожник без сапог: в единственной области страны, граничащей с пятью областями РФ, почти нет внутренних дорог. Причем даже по плохим дорогам здесь идет пассажиро- и грузопоток международного транзита. А вот использовать этот великолепный шанс для развития бизнеса и туризма в Западно-Казахстанской области не могут по объективной причине – мешает отсутствие внутренней инфраструктуры. Общая протяженность районных и сельских дорог области составляет без малого 5 100 километров. И только меньше трети из них имеет просто твердое покрытие, об асфальте здесь лишь мечтают.

Всего сто-двести метров от основных трасс – и население Приуралья буквально утопает в грязи. Вязнут машины «скорой», полиции, трезвые опытные водители зачастую на таких дорогах не справляются с управлением. Поездка на той или садака оборачиваются, в лучшем случае, авторемонтом, а то и похоронами...

В области десятки интереснейших мест, которые давно хотят посетить как казахстанцы из других регионов, так и иностранные туристы. К примеру, вошедшая в список 100 сакральных мест страны Ханская ставка в Бокейорде – колыбель казахского ханства. Но добраться до нее, как и до большинства не менее интересных мест, сейчас невозможно. Святые места так же, как и многие памятники истории и архитектуры XIX века, доступны только в теплое время года и то, если повезет с погодой.

АБСОЛЮТНЫЙ АУТСАЙДЕР

Главная проблема казахстанского Приуралья – это отсутствие дорог внутреннего значения. В списке регионов по этому показателю Западно-Казахстанская область – абсолютный аутсайдер. При этом львиной доли дорог в хорошем состоянии здесь никогда и не было. В советское время отдаленные от административного центра населенные пункты связывала малая авиация. Сейчас таковой нет, единственная надежда населения на реальную связь с цивилизацией – дороги, которых тоже практически нет.

Половина населения области проживает в районах, значительная часть городских жителей регулярно выезжает в село навестить родителей и других родственников. Не повезло тем сельчанам, которые родились осенью или весной: они гостей на свой праздник вряд ли дождутся. Даже из соседнего поселка в распутицу не добраться по непроезжим дорогам. В дождливые дни осени и во время активного таяния снега весной десятки поселков отрезаны не только от областного, но и от районных центров. Приуральцы усмехаются: «Живем с айфонами – и в резиновых сапогах», без которых на сельских дорогах можно надолго увязнуть.

На недавнем брифинге в Службе региональных коммуникаций ЗКО, аким Бокейординского района рассказал о том, что в рамках программы «Цифровой Казахстан» до конца текущего года планируется подключение волоконно-оптических линий связи к 11 населенным пунктам. В том числе к административному центру Сайхин (600 километров от Уральска), к которому тоже нет дороги с твердым покрытием. Недалеко от Сайхина, кстати, находится и Ханская ставка. В итоге, жители одиннадцати сел самого отдаленного от Уральска района будут обеспечены качественным интернетом и по-прежнему – утопать в грязи.

НЕФТЯНИКИ ТОЖЕ ПЛАЧУТ

– Неужели в нефтяном регионе нельзя сделать дороги?! – по праву возмущаются западноказахстанцы.

Западно-Казахстанская область, на территории которой находится крупнейшее в мире нефтегазоконденсатное Карачаганакское месторождение, дотационная. Налоги от нефтянки в Приуралье не остаются, поэтому и использовать их на строительство дорог здесь не могут. Проблема отсутствия дорог напрямую связана со спецификой местного бюджета, без существенного участия центра область так и продолжит существовать без дорог.

Для сравнения: в Мангистауской области доля хороших дорог составляет 92%, в Жамбылской и Павлодарской – 80, в Атырауской и Актюбинской – 54 и 53 соответственно. И только ЗКО в разы отстает от соседей с показателем 28,7%, причем это не хорошие дороги, а просто имеющие твердое покрытие.

К слову, дороги ежегодно строят, но очень медленно – в соответствии с небольшими (по отношению к масштабу проблемы) выделенными средствами. К примеру, на 2020-2023 годы в области запланирована реализация крупных проектов по реконструкции дорог областного значения в следующих направлениях: Барбастау-Акжаик-Индер, Бурлин-АксайЖымпиты, Чапаево-Жангала-Сайхин, граница РФ-Жалпактал-ЖулдызКарасу, а также строительство моста через р. Урал. Общая стоимость данных проектов составляет более 90 млрд тенге.

АКТУАЛЬНАЯ ТЕМА

В мае текущего года в ЗКО с рабочим визитом побывал Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев. В своем докладе он отдельно остановился на состоянии внутренних дорог. И озвучил удручающую цифру – свыше 70% дорог области находятся в неудовлетворительном состоянии.

– Это большая проблема. Считаю такую ситуацию критической. Знаю, что сейчас ведутся работы по реконструкции оренбургской трассы и строительству дорог в трех районах – Казталовском, Жанибекском и Бокейординском. Поручаю Правительству совместно с акиматом до конца 2021 года завершить эту работу. Вопрос – на моем личном контроле, – сказал Касым-Жомарт Токаев.

В сентябре текущего года Премьер-министр Казахстана Аскар Мамин в ЗКО вновь поднял тему дорог наряду с вопросом финансирования – с львиной долей средств из республиканского бюджета. Премьер-министр поручил Министерству индустрии и инфраструктурного развития проработать вопрос увеличения до 80% соотношения паритетного финансирования из республиканского бюджета для строительства, реконструкции и ремонта автомобильных дорог областного и районного значений ЗКО.

Население приободрилось, но ненадолго. По факту на следующий год ЗКО почему-то вновь обещают профинансировать строительство внутренних дорог из республиканского бюджета только на 50%. Остальные 50% предлагают изыскать в местном и без того недостаточном бюджете.

PS. Напомним, в мировом рейтинге глобальной конкуренции один из показателей – индекс состояния дорог. Казахстан в 2018 году занял 106-ю строчку из 140 стран по этому показателю. И наверняка не поднимется выше, пока дорогами ЗКО не займутся вплотную.