В ходе брифинга представители ТОО «Астана LRT» и ТОО «СарыаркаАвтоПром» рассказали о закупе электробусов, их технических характеристиках, стоимости, выгодах для столичного общественного транспорта.

Председатель Правления ТОО «Астана LRT» Бекмырза Игенбердинов начал свое выступление с поздравления жителей столицы с тем, что в скором времени у пользователей общественного транспорта появятся 100 новых электроавтобусов.

«У нас в столице появятся 100 новых электрических автобусов. А это значит, что мы сократим дефицит автобусов, обновим подвижной состав новыми комфортабельными бесшумными автобусами. Значительно сократится интервал, а значит сократится и время ожидания автобусов на остановочных пунктах», - сказал Игенбердинов.


Также Игенбердинов отметил, что электробусы приобретаются через АО «БРК-Лизинг» (национальный лизинговый оператор) в рамках Государственной программы по обновлению автобусного парка техникой отечественного производства. Срок лизинга составляет 7 лет со ставкой вознаграждения 7% годовых.

«У нас в столице появятся 100 новых электрических автобусов. А это значит, что мы сократим дефицит автобусов, обновим подвижной состав новыми комфортабельными бесшумными автобусами. Значительно сократится интервал, а значит сократится и время ожидания автобусов на остановочных пунктах», - сказал Игенбердинов.


По словам руководителя ТОО «Астана LRT», реализация данного проекта позволит увеличить денежные поступления в местный бюджет за счет налоговых выплат, создать дополнительные рабочие места, как в производстве автобусов, так и при их эксплуатации. Особое значение имеет экологичность приобретаемых автобусов, а также экономность при их эксплуатации, что позволит автобусным паркам экономить только на топливе порядка 80% в сравнении с дизельным аналогом.

Также на брифинге выступил представитель ТОО «САРЫАРКААВТОПРОМ» Роман Кривопаленко. Он рассказал о технических характеристиках и преимуществах электробусов марки Yutong.

Yutong выбрали путь оборудования электробусов литиевыми аккумуляторами большойемкости, что позволяет увеличивать дальность пробега без подзарядки. Конструкция позволяет заряжать автобус только один раз в сутки - в ночное время. Такой подход позволит значительно сократить инвестиции в инфраструктуру.

В феврале текущего года Первым автобусным парком г.Нур-Султан была проведена тестовая эксплуатация электробуса отечественного производства. Тестирование проводилось при максимально низких для зимнего периода температурах (~ -38℃). Расход электроэнергии составил 0,91 кВт на 1 км. Более того компанией ТОО «СарыаркаАвтоПром» совместно с автобусным парком Атырау проведены испытания в климатических условиях западного региона, а также проведено тестирование батарей электробуса при эксплуатации на длительные расстояния по маршруту Нур-Султан – Костанай – Нур-Султан. По итогам испытаний электробус показал положительные результаты. Также в рамках тестирований была сформирована необходимая комплектация электробуса и учтены все необходимые условия для эксплуатации на городских маршрутах столицы.

При выборе поставщика, проводился анализ мирового рынка электробусов. К примеру, минимальная стоимость французского 12-метровый электробус Heuliez Bus GX 337 Electric начинается от 460 000 евро или немецкий MAN Lion's City E, где стоимость начинается от 580 000 евро, немецкий Mercedes eCitaro, где стоимость начинается от 510 000 евро. Так же, следует принять во внимание, что электробусы различаются по типу батарей и их объему, что напрямую влияет на их стоимость.

Еще одним важным фактором при выборе поставщика, являлось, чтобы он был отечественным товаропроизводителем, на момент объявления конкурса, 28 июня 2019 года, всем необходимым требованиям отвечала компания ТОО «СарыаркаАвтоПром» с электробусом Yutong ZK6128BEVG стоимостью 146 712 333 за 1 единицу, что по курсу на сегодняшний день составляет около 388 тыс. долл. К слову, при производстве данных электробусов уровень локализации составляет от 27-32%, завод сам производит электродвигатель, навесные части, детали салона.

Автобусы Yutong отличаются экологичностью, маневренностью, комфортабельностью для пассажиров, а также отвечают всем международным стандартам качества и безопасности. 12-метровые автобусы имеют низкопольную конструкцию и оснащены литий-железо-полимерной батареей с запасом хода в 350 км. Срок службы батареи составляет 10 лет. Гарантия на батарею составляет – 8 лет, на электродвигатель – 5 лет.

Для комфортного использования электробуса было определено дополнительное оснащение в виде улучшенной комплектации электробуса, что в конечном итоге повлияло на его стоимость. К базовой комплектации был добавлен перечень необходимых систем и компонентов, таких как: установка систем электронной оплаты проезда, диспетчеризации, видеонаблюдения, информирования, установка зимнего комплекта (двойное остекление, утепленный пол, система обогрева салона, состоящая из 9 нагревателей) отопления и утепления для батарей, интеллектуальной системы управления аккумуляторами при низкой температуре и т.д.