В Казахстане не уделялось должного внимания обороне - исследование

Айша Кутубаева

Причина неготовности казахстанской армии заключается в финансировании. Казахстан уступает всем странам ЕАЭС в расходах на оборону. К такому выводу пришли аналитики Finprom.

В январе 2022 года в Казахстане, в основном в Алматы, произошли трагические события. Пострадали сотни людей, в том числе сотрудники правоохранительных органов. Была разрушена городская инфраструктура, объекты бизнеса, госучреждения и жилые дома.

“Мы стали свидетелями неготовности казахстанской армии к подобным ситуациям. Почему же казахстанская армия и правоохранительные органы не смогли справиться? Вопрос остается открытым. Но мы можем однозначно говорить, что в стране не уделялось должное внимание обороне, о чем свидетельствуют объемы финансирования”, – отметили аналитики.

К примеру, из общего объема расходов госбюджета в размере почти 14 триллионов тенге за десять месяцев 2021 года на оборону пришлось лишь 542,4 миллиарда тенге, или 3,9%. Если рассматривать многолетнюю динамику, то и без того низкая доля расходов на оборону не растет, а варьируется на уровне 4%–5,5%. Причем в 2020 году она значительно снизилась. Были также зафиксированы случаи, когда доля расходов на оборону составляла и менее 4%.

Факт недостаточного финансирования обороны подтверждает и объем инвестиций. По сравнению с другими отраслями на оборону, госуправление и соцобеспечение выделяется меньше всего средств. За 11 месяцев 2021 года инвестиции в оборону составили всего 50 миллиардов тенге, причем по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года сумма снизилась на 21%.

В целом за 10 лет, с 2011 по 2020 год, в оборону было вложено всего 550,1 миллиарда тенге — также самое низкое значение по сравнению с другими отраслями. К примеру, за тот же период в промышленность инвестировали 45,6 триллиона тенге, в операции с недвижимым имуществом — 10,3 триллиона тенге, в транспорт и складирование — 12 триллионов тенге, в сельское хозяйство — 2,8 триллиона тенге. 

Так почему же оборона, учитывая ее значимость как с политической, так и с экономической стороны, осталась без должного внимания? Именно финансирование является основным показателем того, насколько сильна оборона страны. Этот фактор показывает то, насколько неправильно со стороны государства была организована работа в части безопасности страны, а также то, что нужно в кратчайшие сроки менять политику в данном вопросе. Слабые стороны уже известны, и чтобы подобные «январские события» не повторились, оборона страны должна быть готова.

Если рассматривать международный опыт, Казахстан уступает многим странам. В рейтинге стран мира по расходам на оборону Казахстан занимает 115 место. Показатели республики ниже, чем у всех государств ЕАЭС. В рейтинге учитывается доля расходов на оборону от ВВП. Считается, что это наиболее точный показатель расходов на военное дело, поскольку он нивелирует влияние размера экономики страны на абсолютные размеры расходов.

Так, уровень расходов РК на оборону от ВВП в 2020 году составил 1,1%, в то время как Армения заняла восьмое место в мире (4,9% от ВВП), Россия — 10 место (4,3%), Кыргызстан — 62 место (1,8%), Беларусь — 100 место (1,3%). Среди стран СНГ высокие показатели демонстрируют также Азербайджан (5,4% от ВВП), Украина (4,1%) и Грузия (1,8%).

Кроме того, если во многих странах показатель растет, то в Казахстане с момента обретения независимости расходы на оборону от ВВП остаются неизменными — в пределах 1% ежегодно.

Таким образом, мы видим, что на оборону в Казахстане выделяется недостаточный объем средств, как в масштабе страны, так и в мировом масштабе. Учитывая опыт стран, которые столкнулись с похожей ситуацией, аналитики считают, что в последующие годы, в том числе и в текущем, расходы государства на оборону будут увеличены.

Поделиться